Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертый блок занятий состоял только из дивергентных заданий, решение которых требовало от испытуемых согласованной работы всех трех параметров творческого мышления.

Наблюдения за детьми и анализ продуктов деятельности позволил сделать вывод о том, что по всем параметрам творческого мышления возросло количество испытуемых, относящихся к высокому уровню. Также немаловажен тот факт, что более половины испытуемых стали обладателями среднего уровня развития. Небольшой процент испытуемых относится к низкому уровню развития.

Дети перешли к более сложным способам решения задачи. В рисунках почти исчезли примитивные схематические изображения отдельных предметов, рисунки детей насыщались самыми разнообразными деталями, в них вводились новые предметы, с помощью которых дети строили целостную композицию, целостный сюжет. Появились рисунки со способом «включения», когда заданный до рисования предмет включался как отдельная деталь в сюжетный рисунок. Это говорит о повышении уровня творческих способностей детей экспериментальной группы.

После проведенных занятий значительно возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития творческих способностей. Изменения, являющиеся результатом реализации программы, затрагивают многие сферы жизнедеятельности школьника, в том числе и отношения друг с другом, со взрослыми, а также отношение к жизни. У школьников возросли показатели творческости, развились коммуникативные навыки, средства эмоционального самовыражения и проблемность мышления, у многих повысилась самооценка, дети стали более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями.

Таким образом, подводя итог исследованиям на формирующем этапе экспериментальной работы, можно констатировать, что программа «Развитие творческих способностей младшего школьника во внеурочной деятельности» способствует изменениям в развитии творческих способностей.

2.3. Описание и интерпретация контрольного этапа опытно-экспериментальной работы

С целью выявления конечного уровня развития творческих способностей нами был проведен контрольный эксперимент на базе ГОУ СОШ № 508 ЮАО города Москвы. В исследовании принимали участие испытуемые как экспериментальной, так и контрольной групп. Всего пятьдесят школьников. В экспериментальную группу вошло 25 человека (12 девочек и 13 мальчиков ) – учащиеся 2 «Б» класса. В контрольную группу вошло 25 человека (13девочек и 12 мальчиков ) – учащиеся 2 «В» класса. Средний возраст детей – 9 лет.


Методическую основу исследования составили батарея тестов Е.Е. Туник и тест Ф. Вильямса Полученные результаты были оформлены в сводную таблицу результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы .

Приведем данные по изменению уровня развития творческих способностей учащихся начальной школы экспериментальной и контрольной групп на основании батареи тестов Е.Е. Туник.

Таблица 18.

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный

этап

Высокий

10%

12%

10%

11%

Средний

56%

60 %

56%

57%

Низкий

35%

28%

33%

32%

Сравнение начального и конечного результатов в экспериментальной группе демонстрирует процентное снижение показателей среднего и ниже среднего уровня креативности.

В экспериментальной группе исходный уровень развития креативности по тестам Е.Е. Туник чуть ниже, чем у испытуемых контрольной группы. Однако особый интерес представляет динамика развития творческого мышления до и после использования программы «Развитие творческих способностей младшего школьника во внеурочной деятельности». В экспериментальной группе повысился процент учащихся, относящихся к высокому и среднему уровню развития творческого мышления. В контрольной группе изменения произошли незначительные. Полученные данные можно представить на диаграммах:

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Кроме того, для подтверждения полученных результатов был проведен тест дивергентного мышления Ф. Вильямса, который показал такие результаты

Таблица 19

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирую-щий этап

Контрольный этап

Констатирую-щий этап

Контрольный этап

Высокий

14%

15%

13%

13%

Средний

52%

58%

54%

55%

Низкий

34%

27%

33%

32%


Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса.

Полученные данные можно представить на диаграммах:

Таким образом, в экспериментальной группе наблюдается рост уровня развития креативности. В контрольной группе ни один ребенок с исходно средним уровнем не стал обладателем высокого уровня развития творческого мышления. Высокий уровень сохранился лишь у детей, имевших его первоначально.

При изучении отдельных показателей творческого мышления выявлена динамика их изменений в экспериментальной группе, где проводилась работа по развитию этих показателей. В контрольной группе показатели изменились незначительно. Полученные данные представлены в таблицах:

Таблица 20.

Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса.

Экспериментальная группа

Показатели

творческого мышления

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Беглость

15%

49%

36%

17%

55%

28%

Гибкость

14%

43%

43%

16%

49%

35%

Оригинальность

6%

35%

59%

10%

40%

50%

Таблица 21

Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса.

Контрольная группа

Показатели

творческого мышления

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Беглость

14%

51%

32%

15%

53%

32%

Гибкость

13%

45%

42%

13%

47%

40%

Оригинальность

7%

36%

57%

7%

37%

56%


Таким образом, контрольный этап эксперимента позволил выявить уровень развития творческого мышления. Проводя методику Ф.Вильямса, показатели творческого мышления подверглись изменениям . Нами было замечено ,что беглость ,гибкость и оригинальность обрели наиболее высокий уровень, как в экспериментальной , так и в контрольной группах.

Контрольный этап эксперимента позволил выявить эффективность разработанной программы «Развитие творческих способностей младшего школьника во внеурочной деятельности». Сравнительный анализ данных контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах позволил сделать вывод о том, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной, по всем диагностическим методикам.

На основании полученных результатов мы можем подвести итог Результаты исследований на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы показали, что уровни развития креативных характеристик личности в экспериментальной и контрольной группах распределялись следующим образом: учащихся с низким уровнем развития креативности в экспериментальной группе 27%, в контрольной – 32%; учащихся со средним уровнем развития креативности в экспериментальной группе 58%, в контрольной – 55%; учащихся с высоким уровнем развития кративности в экспериментальной группе 15%, в контрольной – 13%.

На основании проведенного контрольного эксперимента, следует отметить, что в экспериментальной группе произошел рост высокого уровня креативности в экспериментальной группе на 5% (58), а в контрольной на 1 % (55%). Также наблюдается рост среднего уровня креативности на 7% (34%), а в контрольной группе на 1% (33%) и снижения низкого уровня в экспериментальной группе на 5% (15%), а в контрольной группе на 2 %(13%).

Представленные результаты позволяют сделать вывод о результативности проведенной работы.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что, творческие способности личности являются предметом пристального внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. В зарубежной психологии творческие способности рассматриваются преимущественно как индивидуально - врождённые характеристики человека, которые определяют качество его жизнедеятельности или особенности приспособления индивида к среде (психоаналитическое направление), как способность находить отдалённые ассоциации между идеями (ассоциативное направление), как способность, которая развивается под влиянием средовых факторов образцов творческого поведения, творческой среды, социальных поощрений, творческих проявлений (необихевиоризм), синтез целостной картины определённой части мира (гештальтпсихология), процесс творческого мышления (когнитивная психология), возможность творческой самореализации личности (гуманистическая психология).


В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности.

Творческие способности - это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, мотивационный и эмоциональный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер:

Творческие способности отличаются динамичностью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком творческими знаниями, умениями и навыками.

Показателями развития творческих способностей младших школьников являются оригинальность, беглость, абстрактность названия, творческого мышления, невербальное воображение, наглядно-образное мышление, определяющие уровень развития когнитивного компонента творческих способностей; эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю, определяющие уровень развития эмоционального компонента творческих способностей творческая мотивация, определяющая уровень развития мотивационного компонента творческих способностей.

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми внеучебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.

С целью подтверждения рассмотренных теоретических положений и изучения особенностей развития познавательной активности с помощью проектного метода в младшем школьном возрасте нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.

Экспериментальная работа проводилась в ГБОУ СОШ №508 по ЮАО. В исследовании принимали участие учащиеся 2 «Б» и 1 «В» класса. Всего пятьдесят школьников. Средний возраст детей 8-9 лет. Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что у детей в экспериментальной и контрольной группах преобладает низкая и умеренно выраженный уровень креативности .