Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эксперементальная группа

Рис.4. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 4. Словесная ассоциация. Определения.

По результатам четырех проведенных субтестов, направленных на выявление уровня развития вербальной области творческого мышления, можно констатировать, что в контрольной группе преобладающими показателями являются средний (56% испытуемых) и низкий (34% испытуемых) уровни развития, высокий уровень имеют 10% испытуемых. В экспериментальной группе были зафиксированы следующие результаты: 56% испытуемых имеют средний уровень развития вербальной области творческого мышления, 34% испытуемых обладают низким уровнем, 10% – высоким.

Таблица 5.

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е.Туник.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

10%

56%

34%

Контрольная

группа

10%

56%

34%

Данные, полученные по результатам четырех проведенных субтестов представлены на диаграммах:

Рис.5. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

С целью выявления уровня развития образной области творческого мышления были проведены следующие три субтеста.

В пятом субтесте «Составление изображений» (образная область) испытуемым было дано задание нарисовать лицо, дом, клоуна и какой-либо рисунок на свое усмотрение с помощью набора геометрических фигур. Второклассники с большим интересом выполняли подобное задание.

Показатель беглости / гибкости колеблется от 14 до 34 балла в контрольной группе и от 13 до 34 баллов в экспериментальной группе.

Некоторые испытуемые создавали очень интересные изображения. Геометрические фигуры использовали необычно, оригинально располагали элементы относительно друг друга.

На основании выделенных критериев была произведена оценка выполненного задания. При подведении итогов были зафиксированы следующие показатели уровня развития образной области творческого мышления, представленные в таблице:

Таблица 6

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.


Субтест 5. «Составление изображений» (образная область)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

12%

56%

32%

Контрольная группа

10%

57%

33%

Полученные по пятому субтесту данные в обеих группах представлены на диаграммах:

эксперементальная группа

Рис.6. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник. Субтест5. «Составление изображений» (образная область)

В шестом субтесте «Эскизы» (образная область) испытуемые должны были из двадцати одинаковых кругов получить различные интересные рисунки. Дети с большим удовольствием выполняли рисуночные тесты.

Средний показатель беглости у учащихся контрольной группы составил 16 баллов, а у учащихся экспериментальной группы – 17 баллов. Некоторые испытуемые допускали ошибку: не использовали стимульный материал круг для создания рисунков. Показатель гибкости варьируется от 18 до 49 баллов в контрольной группе и от 16 до 48 баллов в экспериментальной группе. Большинство рисунков испытуемых отнесено к таким категориям, как географические объекты, животные, знаки, лицо, человек, предметы домашнего обихода, съедобные продукты, орнаменты и украшения. Встречались и весьма оригинальные рисунки. К таким изображениям относятся колесо от машины Марии И., инвалидная коляска Сергея А., испытуемых контрольной группы, а также радиоприемник Ксении Н., паук Максима В., испытуемых экспериментальной группы.

При подведении итогов по данному субтесту были зафиксированы следующие показатели уровня сформированности образной области творческого мышления, представленные в таблице:

Таблица 7

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 6. «Эскизы» (образная область)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

11%

49%

40%

Контрольная группа

12%

51%

37%

Полученные в шестом субтесте данные представлены на диаграммах:

эксперементальная группа


Рис.7. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник. Субтест6. «Эскизы» (образная область)

В седьмом субтесте «Спрятанная форма» (образная область) испытуемым предлагалось найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении. Анализ результатов показал, что этот субтест наиболее предпочитаем детьми, все испытуемые работали с этим заданием с большим интересом. Оценивание результатов выполнения субтеста в баллах проводилось по двум показателям: беглости и оригинальности.

Показатель беглости варьируется в контрольной группе от 5 до 14 баллов. Среднее число ответов по этому тесту – 9. В экспериментальной группе показатель беглости варьируется от 4 до 13 баллов. Среднее число ответов – 7. С наибольшей частотой встречались ответы типа: зонт, облако, рыба, лодка, кувшин, лампа, ведро, солнце, птица, человек, шляпа, медуза, инопланетянин, летучая мышь. Редкие, оригинальные ответы: копыто, пасть акулы, дядя Степа, якорь, таракан, забор.

При подведении итогов были зафиксированы следующие показатели уровня развития образной области творческого мышления, представленные в таблице и на диаграммах.

Таблица 8

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 7. «Спрятанная форма» (образная область)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

9%

58%

33%

Контрольная

группа

10%

59%

31%

эксперементальная группа

Рис.8. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 7. «Спрятанная форма» (образная область)

По результатам трех проведенных методик, направленных на выявление уровня развития образной области творческого мышления, можно констатировать, что в контрольной группе преобладающим является средний показатель (57% испытуемых) и ниже среднего (33% испытуемых), высокий уровень развития образной области творческого мышления у 10% испытуемых. В экспериментальной группе были зафиксированы следующие результаты: 55% испытуемых имеют средний уровень развития образной области творческого мышления, 35% испытуемых обладают низким уровнем, 10% – высоким.

Таблица 9

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

10%

55%

35%

Контрольная

группа

10%

57%

33%

Данные, полученные по результатам трёх проведенных субтестов представлены на диаграммах:

Рис.9. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Данные, полученные в ходе исследования уровня развития творческих способностей с помощью батареи тестов Е.Е. Туник, позволили сделать вывод о том, что в экспериментальной и контрольной группах преобладающим является средний уровень развития творческих способностей: 55 и 56% соответственно. В экспериментальной группе высоким уровнем развития обладает 9% испытуемых, а в контрольной – 10%. Кроме того, можно констатировать, что в экспериментальной группе большее количество испытуемых имеет низкий уровень развития творческих способностей (34%), чем в контрольной группе (35%):

Таблица 10

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

9%

55%

34%

Контрольная

группа

10%

56%

35%

Данные, полученные в ходе изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник в обеих группах, представлены на диаграммах:

эксперементальная группа

Рис.10. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Кроме того, были выявлены уровни развития отдельных показателей творческого мышления:

Таблица 11

Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса.

Субтест1. «Тест дивергентного (творческого) мышления»

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Беглость

15%

49%

36%

Гибкость

14%

43%

43%

Оригинальность

6%

35%

59%

Таблица 12

Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса. Субтест1. «Тест дивергентного (творческого) мышления»


Контрольная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Беглость

14%

51%

35%

Гибкость

13%

45%

42%

Оригинальность

7%

36%

57%

На основании представленных показателей можно констатировать, что в процессе внеурочной деятельности требуется внедрение специальной программы для развития творческих способностей учащихся.

С целью изучения способности детей к творческому самовыражению с помощью рисунков был проведен тест дивергентного мышления Ф. Вильямса [Приложение 2], в котором испытуемым предлагалось завершить уже начатые изображения.

Оценивание проводилось по четырем показателям: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности.

Анализ результатов в контрольной группе позволил сделать вывод о том, что показатель беглости почти во всех случаях весьма высок – 9-11 баллов. Показатель гибкости тоже достиг высокой отметки – от 5 до 10 баллов. Испытуемые часто меняли категории своих картинок. Большинство испытуемых не сдерживали замкнутые контуры, они перемещались снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. Поэтому большое количество рисунков заработало по 3 балла. Средний показатель оригинальности в контрольной группе – 23 балла из возможных 36.

Показатель разработанности оценен невысоко, так как большинство испытуемых предлагало симметричные рисунки внутри и снаружи контура. Средняя оценка за разработанность – 14 баллов из возможных 36.

По названию картинок можно было констатировать, насколько искусно и остроумно учащиеся могут использовать языковые средства и собственный словарный запас. Названий образных, выражающих нечто неочевидное в рисунке, было немного. В основном учащиеся давали картинкам названия, состоящие из одного слова, иногда использовали словосочетания описательного характера. Средняя оценка по всем рисункам – 18 баллов из возможных 36.

Анализ результатов методики в экспериментальной группе позволил сделать вывод о том, что средний показатель беглости – 8-10 баллов. Это средний показатель. Творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Показатель гибкости варьируется от 3 до 11 баллов. Это невысокий показатель, так как творческие личности предпочитают менять что-либо чаще, вместо того, чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно.