Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По месту расположения рисунка можно определить уровень оригинальности – 21 балл из возможных 36. Менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, рисунок будет только снаружи. Более креативные будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные личности будут синтезировать, их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры. По расположению деталей рисунка можно констатировать, что средний показатель разработанности составил 10 баллов из возможных 36.

По количеству слов, использованных в названии, а также по наличию прямого описания или скрытого смысла подтекста, можно сделать вывод, что средний показатель по данному параметру – 19 баллов из возможных 36.

При подведении итогов были зафиксированы следующие показатели уровня развития дивергентного мышления, представленные в таблице:

Таблица 13

Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

14%

52%

34%

Контрольная

группа

13%

54%

33%

Субтест 1. «Тест дивергентного (творческого) мышления»

Уровни развития дивергентного мышления в обеих группах представлены на диаграммах:

эксперементальная группа

Рис.11. Результаты изучения дивергентного мышления по методике Ф. Вильямса.

Субтест1. «Тест дивергентного (творческого) мышления»

Результаты данной диагностики свидетельствуют о том, что и в экспериментальной, и в контрольной группах преобладающими уровнями развития дивергентного мышления являются средний и низкий.

Результаты исследований на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы показали, что уровни развития креативных характеристик личности в экспериментальной и контрольной группах распределялись следующим образом: учащихся с низким уровнем развития креативности в экспериментальной группе 34%, в контрольной – 33%; учащихся со средним уровнем развития креативности в экспериментальной группе 54%, в контрольной – 55%; учащихся с высоким уровнем развития кративности в экспериментальной группе 12%, в контрольной – 11%.

Основываясь на том, что у большинства испытуемых, как экспериментальной, так и контрольной групп средний и низкий уровень развития креативности, нами была разработана программа формирующего этапа экспериментальной работы.


2.2.Описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Целью формирующего этапа экспериментальной работы являлось развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Для реализации поставленной цели была разработана программа занятий для развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Приложение 3], ориентированная на детей младшего школьного возраста. Занятия по развивающей программе в начальной школе проводились в течение 9 месяцев: с 1 сентября 2014 года по 17 мая 2015 года.

При составлении программы мы опирались на концепцию развития творческих способностей, разработанную А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым и другими, считавшими, что творческая деятельность школьников проходит ряд последовательных взаимосвязанных этапов [1, 29].

Первый этап – репродуктивный – характеризуется низкой мотивацией учащихся к включению в творческую деятельность. Дети чаще всего не верят в собственные возможности. Творческие задания выполняют методом копирования.

Второй этап – репродуктивно-творческий. Мотивы творческого саморазвития выражены недостаточно четко и нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны взрослого. Появляются черты самостоятельного творчества.

Третий этап – творческо-репродуктивный. У детей достаточно сильно выражены мотивы готовности к творческому саморазвитию. Они «горят желанием» творческой самореализации. Но брать инициативу в свои руки пока не спешат.

Четвертый этап – творческий – подкрепляется сильной мотивацией учащихся. Дети активно включаются в творческую деятельность, выступают ее инициатором. Практические результаты этой деятельности отличаются своеобразием, нестандартностью решения.

Программа выстраивалась в соответствии со следующими педагогическими принципами:

  • принцип демократизации предоставлял учащимся свободу для саморазвития, саморегуляции, самоопределения;
  • принцип доступности заключался в постепенном увеличении трудностей;
  • коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;
  • принцип наглядности помогал более глубокому усвоению воспринимаемой информации;
  • принцип природосообразности обеспечивал построение занятий с учетом конкретных особенностей и уровня развития каждого ребенка;
  • принцип сотрудничества обеспечивал преобладание эмпатии в межличностных отношениях, создавал благоприятные условия для самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии;
  • систематичность и последовательность в проведении занятий содействовали наиболее лучшему, постепенному и плавному совершенствованию творческого потенциала;
  • принцип сознательности, активности и самодеятельности обеспечивал достаточно быстрый темп выработки умений и навыков.

Все виды детской работы по изобразительной деятельности требуют амплификации – постепенного усложнения, углубления, обогащения. Именно амплификация является необходимым условием разностороннего развития ребенка. Последовательность в творческих заданиях, адекватная процессу накопления необходимых знаний, умений и навыков является одним из доминирующих дидактических принципов развития творческих способностей. Поэтому при разработке программы мы исходили из того, что работа по развитию творческих способностей должна быть систематической, поэтапной и целенаправленной, начиная от простого и постепенно переходя к сложному. [5]

Занятия проводились в форме игр и тренингов, включающих комплекс различных упражнений, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей учащихся экспериментальной группы в ходе интегрированных занятий в таких видах деятельности, как художественное творчество, театральное искусство, «словотворчество».

На основании последовательного убывания подражательной основы и одновременного возрастания креативной основы разработанные занятия были сгруппированы по блокам, каждый из которых имел свою развивающую направленность.

Целью первого этапа реализации программы «Развитие творческих способностей младшего школьника» являлось формирование операциональных навыков для создания образов. Детей учили видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его. На первом этапе был проведен следующий блок занятий:

Таблица 14.

Содержание занятий

Цели занятий

Занятие1.Упражнения:«Дорисуй картинку»; «Узнай предметы и нарисуй их».

Активизация познавательных процессов, актуализация имеющегося запаса знаний и представлений об окружающем.

Занятие 2. Упражнения: «Кто больше придумает и нарисует»; «Обобщение понятий».

Выявление способности к обобщению, к выделению главных и второстепенных признаков.

Занятие 3. Упражнения: «Повтори узор»; «Составь сказку по рисункам».

Развитие сенсомоторной сферы, памяти, активизация воображения.

На втором этапе основной целью стало обучение видению и созданию сюжетных композиций. Для достижения поставленной цели были проведены следующие занятия:

Таблица 15.

Содержание занятий

Цели занятий

Занятие1.Упражнения: «Сочиняйте и изображайте истории»; «Дорисовываем рассказ».

Активизация творческих способностей и фантазии, формирование умения планировать свою деятельность.

Занятие3.Упражнения:«Королевство карандашей »; «Неоконченные рисунки ».

Развитие коммуникативных способностей, формирование умения работать в группе.


Содержание занятий

Цели занятий

Занятие 4. Упражнения: «Три движения»; «Рисование пластилином».

Развитие логики мышления и действия в игровой ситуации, активизация качеств творческой личности: гибкости мышления изобретательности, воображения.

На третьем этапе основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные формы изображения – один из важнейших компонентов развития творческого мышления. В данном блоке заданий мы использовали всевозможные геометрические фигуры и абстрактные элементы разной конфигурации. На третьем этапе был проведен следующий блок занятий:

Таблица 16.

Содержание занятий

Цели занятий

Занятие1.Упражнения: «Геометрические фигуры в предметах»; «Волшебные превращения».

Активизация всех психических процессов, операций анализа и синтеза, продолжение формирования операциональных компонентов воображения.

Занятие 2. Упражнения: «Дорисуй на основе данного элемента»; «Рисунок».

Развитие творческого мышления, коммуникативных способностей, активизация воображения и творческих способностей.

На четвертом этапе целью работы явилось развитие самостоятельного творчества ребенка. Именно на этом этапе большинство заданий носило дивергентный характер. Для достижения поставленной цели был использован следующий блок развивающих занятий:

Таблица 17

Содержаний занятий

Цели занятий

Занятие 1. Создай: «Герб своей семьи»; «Герб ремесленного цеха»; «Личный герб».

Развитие самостоятельной творческой деятельности.

Занятие 2. «Медали», «Голубая сказка».

Активизация мышления, творческих способностей и развитие образной области творческого мышления.

Занятие 3. Упражнения: «Цвета»; «Сочини истории»;

Развитие фантазии и образной области творческого мышления.

Занятие 4. «Праздник цветных карандашей».

Приобщение к художественному творчеству, развитие творческого мышления и фантазии.

Перед проведением занятий с детьми была проведена вступительная беседа, мотивирующая их на самостоятельное выполнение заданий. Детям было объяснено, что все их действия направлены на развитие самих себя и поэтому нет смысла делать то же самое, что делают другие. Нужно суметь показать свои таланты. После первого же занятия было выявлено доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и тому подобное). Преобладание этой группы мотивов содействовало развитию творческих способностей. У испытуемых была сформирована внутренняя потребность к самостоятельному выполнению заданий и к самосовершенствованию.


В начале формирующего этапа эксперимента дети вели себя не очень уверенно и скованно. Постепенно поведение детей качественно преобразилось. Они стали более заинтересованными, находчивыми, обнаружили смекалку, проявляли творчество в создании игровых ситуаций.

На протяжении формирующего этапа экспериментальной работы дети обучались приемам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла, составлению плана его реализации, выделению главного, процессу создания образа или образной ситуации, анализу результатов. Обязательным этапом была оценка детьми своих работ и работ товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, оказывая разные виды помощи в процессе выполнения заданий.

На занятиях учащиеся получали навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, то есть происходило развитие коммуникативных способностей.

Методика поэтапного развития творческих способностей строилась следующим образом: сначала развивалось воссоздающее воображения, затем – творческое. Сначала детям показывали, как надо выполнять работу, как можно создать новый образ, после чего шла совместная деятельность, и только после этого дети действовали самостоятельно. Обязательно происходила актуализация прошлого опыта ребенка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных пособий. Не менее важным явилось научить детей умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль.

На каждом из этапов предусматривалось решение поставленных целей и задач. При проведении занятий фиксировались следующие показатели творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность. Это позволяло своевременно определять положительные и отрицательные стороны программы, проводить корректирование в построении занятий.

Занятия второго блока, направленные на развитие, как вербальной, так и образной области творческого мышления, были немного скорректированы и нацелены на увеличение показателей беглости и гибкости. Занятия этого этапа были ориентированы на развитие репродуктивных творческих способностей, но с внедрением элементов творчества. Поэтому сначала детям предлагались разнообразные варианты решения проблемы, после чего испытуемые могли предлагать уже свои.

Занятия третьего блока включали в себя задания как репродуктивного характера, так и творческого. Дети свободно высказывали свои идеи, воплощали их на бумаге. По окончании данного блока занятий наблюдался рост по всем показателям творческого мышления,