Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности.

Творческие способности - это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, мотивационный и эмоциональный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер [23].

Творческие способности отличаются динамичностью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком творческими знаниями, умениями и навыками.

Показателями развития творческих способностей младших школьников являются оригинальность, беглость, абстрактность названия, творческого мышления, невербальное воображение, наглядно-образное мышление, определяющие уровень развития- когнитивного компонента творческих способностей; эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю, определяющие уровень развития эмоционального компонента творческих способностей творческая мотивация, определяющая уровень развития мотивационного компонента творческих способностей. [9].

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми внеучебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДВОАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


2.1. Описание и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

С целью выявления уровня развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ СОШ № 508 ЮАО города Москвы. В исследовании принимали участие учащиеся параллельных классов – 2 «Б» и 2«В».

Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошло 25 человека (12 девочек) и (13 мальчиков) – учащиеся 2 «Б» класса. В контрольную группу вошло 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков) – учащиеся 2 «В» класса. Средний возраст детей – 9 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение начального уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Методическую основу исследования составили широко апробированные диагностики: батарея креативных тестов Е.Е. Туник и тест дивергентного мышления Ф. Вильямса [21, 22].

Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческих возможностей личности. Специфика заданий направленных на развитие этого вида мышления, заключается в том, что на один поставленный вопрос можно дать не один, а несколько или даже множество верных ответов. Именно дивергентный вид мышления квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с творческими способностями.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении, которое не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется, прежде всего дивергентное мышление.

Батарея креативных тестов Е.Е. Туник [21] [Приложение 1] проводилась в групповой форме. В предварительной инструкции испытуемым было предложено дать как можно больше разнообразных ответов на предложенные задания, проявлять при этом свой юмор и воображение, а также стараться придумывать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Большинство детей отвечали с большой охотой и желанием.

Оценивание по каждому субтесту проводилось на основании следующих показателей: беглости (быстрота выполнения задания), гибкости (частота переключения с одного класса объектов на другой) и оригинальности (необычные, неординарные ответы). Вследствие этого выявлены три уровня развития творческого мышления: высокий, средний, низкий.


Высокий уровень развития творческого мышления отражает высокую способность к порождению большого количества идей, ассоциаций и образов, способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта к другим, использовать различные стратегии решения, характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных.

Дети со средним уровнем развития творческого мышления характеризуются недостаточно высокой способностью к порождению идей, разнообразных идей выдвигают меньше, а неординарные идеи практически не выдвигают.

Дети с низким уровнем развития творческого мышления выдвигают немного идей, как правило, относящихся к двум-трем категориям, оригинальных идей не выдвигают.

Оценивание по каждому субтесту проводилось отдельно, после чего вычислялся суммарный показатель, отражающий уровни развития творческих способностей . Так в первом субтесте «Использование газеты» (вербальная область) учащимся предлагалось перечислить как можно больше способов использования газеты. Анализируя ответы испытуемых, можно сделать вывод, что средний показатель беглости у испытуемых контрольной группы составляет 6 баллов, а экспериментальной – 5 баллов. Показатель гибкости по данному субтесту зависел от предложенных детьми категорий ответов. Всего дано таких категорий от 3 до 10 в контрольной группе и от 3 до 9 в экспериментальной группе. Показатель гибкости в контрольной группе варьируется от 9 до 30 баллов, а в экспериментальной – от 8 до 29 баллов. Оригинальных ответов дано в обеих группах немного.

Таким образом, подсчитав суммарный показатель каждого испытуемого по данному субтесту, предлагаем сводную таблицу, отражающую уровни развития креативности в каждой группе на начальном этапе.

Таблица 1

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

13%

54%

33%

Контрольная группа

9%

57%

34%

Полученные в обеих группах данные по первому субтесту представлены на диаграммах:

эксперементальная группа

Рис.1. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)


Во втором субтесте «Заключения» (гипотетическая ситуация вербальная область) учащимся предлагалось вообразить, что случится, если животные и птицы будут разговаривать на человеческом языке. Оценивание проводилось по двум показателям: беглости и оригинальности. Анализируя ответы испытуемых, можно сделать вывод, что средний показатель беглости по данному субтесту в обеих группах составляет 4 балла. Это задание у некоторых детей вызвало затруднение. Размах ответов составляет от 1 до 6. Наиболее часто повторялись ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить, помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха». Но были и редкие, весьма оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки. Будут петь песни по радио и вести телепередачи. Животные будут сниматься в фильмах и писать книги. У зверей отпадут шерсть и хвост. Почтовый голубь передал бы письмо словами. Кошки и собаки будут президентами».

При подведении итогов по данному субтесту были зафиксированы следующие показатели уровня сформированности вербальной области творческого мышления, представленные в таблице.

Таблица 2

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 2. «Заключения» (гипотетическая ситуация; вербальная область)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

9%

59%

32%

Контрольная группа

12%

58%

30%

Полученные в обеих группах данные по первому субтесту представлены на диаграммах:

Рис.2. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 2 «Заключения» (гипотетическая ситуация; вербальная область)

В третьем субтесте «Слова» (вербальная область) испытуемым было предложено в первой части задания придумать слова, которые начинаются на слог «по», а во второй части – слова, которые заканчиваются на слог «ка». Анализ ответов испытуемых показал, что среднее число придуманных слов (каждого типа) достигает 7. Размах по числу слов составляет от 8 до 26 в контрольной группе и от 7 до 25 в экспериментальной группе. Средний показатель беглости по данному субтесту в контрольной группе составил 10 баллов, а в экспериментальной – 9 баллов.

Наиболее часто приводились ответы типа: пошла, поезд, помощь (к 1 части задания); кошка, мышка, собака, почка, тетрадка (ко 2 части задания). Также были приведены оригинальные ответы: полотенце, понедельник, почтальон, посуда, покойник, пословица, поговорка (1 часть); ромашка, мухобойка, плюшка, коляска, математика, улыбка, букашка (2 часть).


Подсчитав суммарный показатель по данному субтесту каждого испытуемого, предлагаем сводную таблицу, отражающую уровни развития творческого мышления в каждой группе:

Таблица 3

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

10%

57%

33%

Контрольная группа

11%

55%

34%

Субтест 3. «Слова» (вербальная область)

Данные, полученные по третьему субтесту, представлены на диаграммах:

эксперементальная группа

Рис.3. Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Субтест 3. « Слова» (вербальная область)

В четвертом субтесте «Словесная ассоциация. Определения» (вербальная область) испытуемым было предложено привести как можно больше определений для слова «книга». Анализ ответов испытуемых показал, что второклассники без труда придумывают различные определения для этого общеупотребительного слова. Размах ответов составляет от 5 до 10 ответов в контрольной группе и от 4 до 11 ответов в экспериментальной группе. Средний показатель беглости по данному субтесту составляет 7 баллов в контрольной группе и 8 баллов в экспериментальной группе.

Все ответы испытуемых относятся к различным классам. Всего дано таких категорий от 4 до 8 в контрольной группе и от 4 до 7 в экспериментальной группе. Средний показатель гибкости 18 и 16 баллов соответственно.

Ответы с наибольшей частотой: интересная, красивая, большая, маленькая, хорошая, скучная, красная. Встречались и оригинальные ответы: странная, забытая, правдивая, документальная, запрещенная, пыльная.

При подведении итогов по данному субтесту были зафиксированы следующие показатели уровня сформированности вербальной области творческого мышления, представленные в таблице.

Таблица 4

Результаты изучения творческого мышления по методике Е.Е. Туник.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

8%

54%

38%

Контрольная

группа

9%

52%

39%

Субтест 4. Словесная ассоциация. Определения.

Данные, полученные по четвертому субтесту, представлены на диаграммах: