Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы являлось развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Для реализации поставленной цели была разработана программа занятий для развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Приложение 3], ориентированная на детей младшего школьного возраста.

Программа реализовывалась в 3 этапа: подготовительный, технологический и заключительный. В ходе проведения занятий наблюдалась положительная динамика в развитии уровня креативности у младших школьников.

Повторное проведение диагностического исследования на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования показало, что уровень креативности в экспериментальной группе в среднем вырос на 12%. В контрольной группе также можно отметить рост показателей, однако не значительный в среднем на 2%.

Таким образом, проблема данного исследования, заключающаяся в поиске способов развития творческих способностей, решена, поставленные задачи выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Описание книг одного-трёх авторов

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2010. - 339с.

2.Артемьева Т. И. Развитие личности и её способностей Проблемы психологии личности. Сборник. М.: Наука, С.2003. -243.

3.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей М.: Наука, 2006. - 184с.

4.Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер, 2000. – С. 62

5.Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО ЦГЛ РОН, 2000. – С. 33-41.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2014. - С.93.

7.Гриник Д. В. Развитие познавательных способностей; старших дошкольников; средствами; изобразительной деятельности автореф. канд. психол.,наук:Л9: 00:07 / - Д; В: Гриник. – М.: 2010: - С. 23.

8. Дик А.В., Хуторский А.В. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12.

9 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 2005. – С. 304.

10.Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации , В. Р. Леонтьев; Новосибирск: НЕПИ; С. 2006- 216.

11.Маслоу А Г. Дальние пределы человеческой психики, А. Г. Маслоу, Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой, научн. ред. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Изд-во Группа «Евразия», 1997. – С. 143.


12. Макарова К. В. Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) автореф. д-ра. психол. наук: 19. 00.07 К. В. Макарова. - Москва, С. 2006.- 42.

13.А.М. Матюшкина Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей . – М.; Воронеж, 2004. – С. 127 – 132.

14.Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006. – С. 175 – 178.

15. Платонов К. К. Проблемы способностей - М.: Наука, 2003. С. - 312.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, С. 2001. - 720.

17. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории С. Л. Рубинштейн Вопросы психологии. — 2008.-№3.- С. 3.

18. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У - Фактория, 2006. – С. 192.

19. Сковородин А. Исторические предпосылки возникновения технологий воспитания - Институт истории и теории педагогики РАО, 2011.

20. Теплов, Б. M. Проблемы индивидуальных различий Б. М. Теплов. – М: АПИ РСФСР, 2009- С. 543.

21. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. – С. 96.

22.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – С. 48.

23. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности - М.: Знание, 2006. – С. 80.

24. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Педагогический поиск, 2001. – С.14.

Описание учебников и учебных пособий

25.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие по курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, С. 2006. – 276.

26. Душина И.В., Методика обучения в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов М.Дрофа, 2007.

Описание нормативно - правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

27.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях «Просвещение»

Описание диссертаций

28. Терехова Г. В. Творческие задания, как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе автореф. дисс.,канд. пед.. наук. 2005- С. 112.

Описание статьи из периодического издания

29. Леонтьев А.Н. О формировании способностей; Вопросы психологии:-2005; - №3;- СЛ 0-14.

30. Леонтьев Д. А. Развитие идеи; самоактуализация в работах; А. Маслоу Д. А. Леонтьев Вопросы психологии. - 2007. - 3. - С. 150-158.


31. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Вопросы психологии. 2014. – № 5. – С. 37.

Приложение 1.

Батарея тестов «Творческое мышление»

Данная батарея тестов создана Туник Е.Е. и является модификацией креативных тестов Гилфорда и Торренса. Время проведения батареи тестов ~ 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме; от 9 до 15 лет – в групповой форме.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача: перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать? (Инструкция зачитывается устно). Время выполнения субтеста – 3 минуты. Все ответы дословно записываются психологом либо самим испытуемым. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – за каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются: Б = 1 × n, где n – число уместных ответов; Б – беглость.

2) Гибкость – число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты шапку, корабль, игрушку можно отнести к классу – «Создание поделок и игрушек». За каждую категорию даем 3 балла: Г = 3 × m, где Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.

3) Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. 1 оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются: Ор = 5 × k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации (перевода сырых баллов в стандартные). Такая процедура не является достаточно корректной, поэтому суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k,

где Т1 - суммарный балл по 1 субтесту, Б1 – беглость по 1 субтесту, Г1 - гибкость по 1 субтесту, Ор1 – оригинальность по 1 субтесту, n – общее число уместных ответов, m – число категорий, k – число оригинальных ответов.


Субтест 2. Заключения

Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются по 2 показателям:

1) Беглость – общее число приведенных следствий. 1 ответ (одно следствие) – 1 балл.

2) Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. 1 оригинальный ответ – 5 баллов: Ор = 5 × k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных ответов.

Т2 = n + 5 × k, где Т2 – суммарный показатель 2 субтеста.

Субтест 3. Слова

Задача: придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция испытуемому:

1 часть: «Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например, полка» (время выполнения – 2 минуты).

2 часть: «Придумай слова, которые оканчиваются на слог «ка», например, сумка» (время выполнения – 2 минуты).

Время выполнения всего субтеста – 4 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость – общее число приведенных слов. 1 слово – 1 балл: Б = n, где n – общее число слов.

2) Оригинальность – число оригинальных слов. 1 оригинальное определение – 5 баллов: Ор = 5 × k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных слов.

Т3 = n + 5 × k, где Т3 – суммарный показатель третьего субтеста.

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: «Приведи как можно больше определений для слова «книга». Например, красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость – суммарное число приведенных определений. 1 определение – 1 балл: Б = n.

2) Гибкость – число приведенных классов – категорий ответов. 1 категория – 3 балла: Г = 3 × m, где Г – показатель гибкости, m – число категорий ответов.

3) Оригинальность – число оригинальных определений. 1 оригинальное определение – 5 баллов: Ор = 5 × k, где Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных определений.

Т4 = n + 3 × m + 5 × k, где Т4 – суммарный показатель 4 субтеста.


Субтест 5. Составление изображений

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция испытуемому: «Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок».

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рисунке 1, и образец выполнения задания – лампа – рисунок 2. Образец незаполненного тестового бланка приведен на рисунке 3. Время выполнения всех рисунков 8 минут.

Рисунок 1

Рисунок 2 Рисунок 3

Оценивание: производится по двум показателям:

1) Беглость – Гибкость. В данном показателе учитываются: n1 – число изображенных элементов (деталей), 1 деталь – 0,1 балла; n2 – число использованных классов фигур (из 4 заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур – 1 балл, n2 - изменяется от 0 до 4; n3 – число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла:

4

Б =(0,1n1i + n2i – 0,1 × n3i), где i – номер рисунка.

i=1

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4 рисункам.

2) Оригинальность (k1) – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элемента друг относительно друга. Один оригинальный элемент – 3 балла. k – оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию). k – может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет – 5 баллов (относится только к рисунку 4):

4

Ор = 5 × k + 3 × k1i, где Ор – оригинальность, i – номер рисунка (от 1 до 4)

i = 1

Т5 = Б + Ор, где Б – беглость, Ор – оригинальность, Т5 – суммарный показатель 5 субтеста.

Субтест 6. Эскизы

Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: «Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи. Подпиши название каждого рисунка». Время выполнения задания – 10 минут.