Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Испытуемому предлагается тестовый бланк из листа стандартной бумаги формата А4, на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине:

Оценивание: проводится по 3 показателям:

1) Беглость – число адекватных задаче рисунков. n – число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок – 1 балл: Б = n.

2) Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. m – число категорий, за одну категорию – 3 балла.

3) Оригинальность – число оригинальных рисунков (k); оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз. Один оригинальный рисунок – 5 баллов: Ор = 5 × k, где Ор – показатель оригинальности.

Т6 = n + 3 × m + 5 × k, где Т6 – суммарный показатель 6 субтеста.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция испытуемому: «Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?»

Время выполнения субтеста 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) прилагаются.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость – суммарное число ответов (n). 1 ответ – 1 балл: Б = n.

2) Оригинальность – число оригинальных, редких ответов (k). 1 оригинальный ответ – 5 баллов: Ор = 5 × k, где Ор – оригинальность.

Т7 = n + 5 × k, где Т7 – суммарный показатель седьмого субтеста.

Приложение 2

НАЗВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ШКАЛЫ ВИЛЬЯМСА[1]

Раздел І. Беглость

  1. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.
  2. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.
  3. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.
  4. Ребенок задает много вопросов.
  5. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.
  6. Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел ІІ. Гибкость

  1. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.
  2. Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.
  3. Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.
  4. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.
  5. Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.
  6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел ІІІ. Оригинальность

  1. Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.
  2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.
  3. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).
  4. Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.
  5. После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.
  6. Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Раздел ІV. Разработанность

  1. Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.
  2. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и предлагает наиболее глубоко значение.
  3. Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.
  4. Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей.
  5. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.
  6. Ребенок изменяет правила игры.

Раздел V. Любознательность

  1. Ребенок спрашивает всех и обо всем.
  2. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.
  3. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.
  4. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.
  5. Ребенок ищет разные возможности решения задачи.
  6. Ребенок изучает книги, игры, карты, картины, чтобы познать как можно больше.

Раздел VІ. Воображение

  1. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел.
  2. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам.
  3. Ребенок мечтает о различных местах и вещах.
  4. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.
  5. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие.
  6. Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел VІІ. Сложность

  1. Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.
  2. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.
  3. Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.
  4. Ребенку нравятся сложные задания.
  5. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.
  6. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Раздел VІІІ. Склонность к риску

  1. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.
  2. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.
  3. Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.
  4. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.
  5. Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему свое неодобрение.
  6. Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Обработка данных Шкалы Вильямса состоит из следующих процедур: подсчитывается количество ответов «часто», это число умножается на 2 (эти ответы получают по 2 балла каждый); подсчитывается количество ответов «иногда» (эти ответы получают по 1 баллу каждый); подсчитывается количество ответов «редко» (эти ответы получают 0 баллов каждый). Суммарный балл равен сумме полученных баллов. 100 баллов – максимально возможный суммарный балл.

С целью выявления отношения к развитию творческих способностей и воображения у детей в процессе обучения учителям предлагается анкета.

Таким образом, существуют различные варианты тестирования креативности. В настоящее время для изучения уровня развития креативности и воображения детей школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса, адаптированные Туник Е. Е., и батарея тестов креативности, созданная Туник Е. Е. на базе креативных тестов Гилфорда. Также для психодиагностики креативности применяются тесты Вильямса и опросник креативности Джонсона. Кроме того, используется множество видов опроса и анкетирования родителей и учителей тестируемых детей.

Приложение 3

Тематическое планирование внеурочной деятельности по изобразительному искусству« Кисточки прекрасные умения! »

2 класс,13часов

Занятия

Тема

Материалы

I блок занятий

Занятие 1.

«Дорисуй картинку»;«Узнай предметы и нарисуй их».

Раздаточный материал

Занятие 2.

«Кто больше придумает и нарисует»; «Обобщение понятий».

Раздаточный материал

Занятие 3

«Повтори узор»; «Составь сказку по узорам».

Раздаточный материал

I I блок занятий

Занятие 1

«Сочиняйте и изображайте истории»; «Дорисовываем рассказ».

Раздаточный материал

Занятие 2

Упражнения:«Королевство карандашей »; «Неоконченные рисунки ».

Раздаточный материал

Занятие 3

«Три движения»; «Рисование пластилином».

Раздаточный материал

III блок занятий

Занятие 1

«Геометрические фигуры в предметах»; «Волшебные превращения».

Раздаточный материал

Занятие 2

«Дорисуй на основе данного элемента»; «Рисунок».

Раздаточный материал

IV блок занятий.

Занятие 1

Создай: «Герб своей семьи»; «Герб ремесленного цеха»; «Личный герб».

Раздаточный материал

Занятие 2

«Медали»; «Голубая сказка».

Раздаточный материал

Занятие 3

«Цвета»; «Сочини истории»;

Раздаточный материал

Занятие 4

«Праздник цветных карандашей».

Раздаточный материал


Занятия первого блока

Цель: формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения; развитие репродуктивного воображения.

Занятие 1.

Цель: активизация познавательных процессов, актуализация имеющегося запаса знаний и представлений об окружающем.

Задание 1: «Дорисуй картинку»

Детям предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. После того, как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинку. На картинке может быть любой знакомый детям объект, изображенный по-разному: точками, схемой, частично.

Задание 2: «Узнай предметы и нарисуй их»

Детям предлагают картинку с «зашумленными» предметами (изображения предметов наложены друг на друга). Дети должны узнать и назвать предметы. После того, как все предметы названы, они рисуют каждый из них отдельно.

Занятие 2.

Цель: выявление способности к обобщению, к выделению главных и второстепенных признаков.

Задание 1: «Кто больше придумает и нарисует»

Детям показывают изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине, геометрических фигур и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После этого просят нарисовать их. Методика проводится в форме игры, в которой дети делятся на команды, каждый ребенок из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске.

Задание 2: «Обобщение понятий»

Из четырех предложенных слов ребенку необходимо назвать одно лишнее, объяснить причину выбора этого слова, а также объединить оставшиеся слова одним словом:

- Вася, Петя, Коля, Иванов;

- молоко, сыр, мясо, сметана;

- дедушка, учитель, мама, папа;

- ручка, кисточка, роза, карандаш;

- иней, пыль, дождь, роса;

- пилотка, шапка, шарф, шляпа;

- троллейбус, трамвай, трактор, автобус;

- береза, сосна, арбуз, елка;

- кирпич, камень, дом, глина;

- туфли, колготки, ботинки, сапоги;

- стол, стул, кровать, пол.

Занятие 3.

Цель: развитие сенсомоторной сферы, памяти, активизация воображения.

Задание 1: «Повтори узор»

Испытуемым предлагаются различные узоры. Экспериментатор дает подробную инструкцию по его рисованию, вместе с детьми разбираются возможные трудности. После чего дети прорисовывают эти узоры самостоятельно. Дается задание внести какие-либо элементы, чтобы этот узор стал необычным, не похожим на другие.


Задание 2: «Составь сказку по рисункам»

Ученикам предлагается сюжет знакомой сказки. Ставится задача взять за основу своей собственной сказки фабулу (сюжет) предложенной, внести свои коррективы (ввести новых персонажей, новые события, придумать приключения, препятствия для героев) и, таким образом, придумать свою собственную сказку.

Занятия второго блока

Цель: обучение видению и созданию сюжетных композиций.

Занятие 1.

Цель: активизация речи, включение в активный процесс создания сюжета, формирование предварительного замысла. развития воображения и фантазии.

Задание 1: «Сочиняйте и изображайте истории»

Детям предлагается начало различных историй, конец которых они должны придумать и суметь его изобразить :

Проделки белки

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.

Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.

«Вот, - думает…

На реке

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки. «Интересно, - сказал Толя – как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!» «А я об этом даже не думаю», - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…

Задание 2: «Рассказ в картинках»

Детям предлагается несколько иллюстраций, которые нужно объединить так, чтобы получился связный рассказ.

Задание 3: «Сценарий»

Придумывается несколько названий предметов, после чего детьми сочиняется история, где фигурируют все названные предметы.

Занятие 2.

Цель: активизация творческих способностей и фантазии, формирование умения планировать свою деятельность.

Задание 1: «Дорисуй картинку»

Детям предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую они должны сначала внимательно изучить, а потом дорисовать и раскрасить.

Задание 2: «Дорисовываем рассказ»

Необходимы три картинки, объединенные единым сюжетом. На доске последовательно вывешивают картинки, но без первой (начало рассказа) или без последней (конец рассказа). Детям предлагают воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.

Занятие 3.

Цель: развитие коммуникативных способностей, формирование умения работать в группе.