Файл: ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (История возникновения ролевой игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 3370

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 уровень — широкое использование элементов атрибутов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (тряпки, бумага, палочки и т. д.) и, при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Тема оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

  1. Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к игрокам по имени.

2 уровень — наличие роли лечения: лечения главной роли («дочка», «больной», и др.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», будет называть свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развитая ролевая он на протяжении всей игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», называть свою роль.

  1. выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

Следовать 3 правилам уровне, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение предварительно согласованных правил на протяжении всей игры.

Результаты наблюдений заносятся в сводную таблицу (см. приложение 4).

Против фамилии каждого ребенка отмечалось, уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. В этом случае, если уровень игровых навыков по заданному критерию соответствует возрастной норме, коробка окрашена в зеленый цвет, если сзади не значительные (уровень 3) в синий, если вы находитесь далеко позади (1-2 уровни) в красный. Предельный возраст детей в нашем исследовании соответствует 4 уровню развития навыков.

Как видно из таблицы, большинство детей имеют средний уровень развития игровых навыков. Игровые навыки детей соответствуют возрастной группе от 4,5 до 5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которые они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем развития игровых навыков свободно вступать в Ролевые взаимодействия с партнером того же возраста.

Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Квест, организованный экспериментатор не вызвала у детей оживления и поэтому длительность была небольшой.


В ходе наблюдения детской игры, который произошел самопроизвольно, следует отметить тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как «войну», с машинками, на темы из мультфильмов: Человек-Паук, трансформеры, и др., девочки: дочки-матери, больница, магазин.

Иногда сюжет игры лежат знания и представления детей об отношении людей получили от них читали книги, смотрели мультфильмы, слушали радио, и др. Как правило, этот опыт был реализован в игре с разных, порой весьма значительных отклонений от оригинала сказки, рассказа, мультфильма.

В игре мальчик объединил содержимое двух мультфильмов – «про бегемота, который боялся прививок» и «Летучий корабль».

Сюжет не продуман заранее и развитое ассоциативное: если можно, поймал игрушку глаз (зеленая машина), книгу о персонаже из сказки (вода), и др. Последовательные яркие образные представления дали возможность испытать такой сложной игре. Ассоциативная динамика сюжета, характерными для индивидуальной игры дошкольника. Часто у детей (особенно мальчиков) сводились к низким приказал двигательной активности субъекта и действия, лишь номинально связанным с сюжетом (например, военные игры). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем более в игре повторений, чаще играет один и тот же эпизод. Иногда дети настолько привыкли к стандартной игры, стандартные игрушки, которые единогласно отвергли любые попытки изменить или по-новому конкретизировать сюжет («Ты играешь неправильно!», «Это не то, как вы играете!»).

Например, Аня расставляет на ковре вокруг четырех маленьких коробок, столиков игрушки (кукол и зверей): это дети в детском саду. Большие куклы играет роль воспитателя: «Вова! Не говорите ноги! Лена, почему хлеб был сломан на полу? Подбирать мусор и многое другое! — Стерн говорит Анна, «озвучивая» роль воспитателя.— Теперь все собрались и построились. Бабок протереть столы. Сейчас все идут в лес».

«О, Медведь прячется! — продолжает собственный голос девушки.— Он не хочет в лес! Она хотела пораньше лечь спать сегодня». «Мишка, мы тебе поможем! сказал, карлики (гномы Алина пищит тонким «хорошим» голосом).— Мы тебя спрячем!»

Игра продолжалась: гномы приносят волшебную палочку. Медведь становится очень маленький и прячется в мышиную нору. Все дети и учитель идут в лес, и Медведь остается в детском саду. Мышей и карликов покажи ему туннель, он ползает по ней и встречает свою мать. Вместе с мамой они отправляются в море, собирать ракушки, встретить золотую рыбку и загадать желание. В целом игра длилась более часа.


Этот пример показал, как игра девушки фантазии переплетаются ее знакомые бытовые сюжеты и сказочные, фантастические события. Звучали Ролевые игры (как разных персонажей) и повествование, выполняя функции организации. В игре появились игрушки животные, куклы, воображаемые мыши. Аня не принять конкретную роль, и попеременно в роли всех персонажей.

Наблюдения показали, что режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками: часто болеющих или не посещающих детский сад. Они вынуждены играть в одиночку, потому что у них нет партнера.

Некоторые испытуемые играли в одиночку из-за трудностей в общении: дети с тяжелыми дефектами речи, неактивных, закрытых, плохо приспособленные к условиям дошкольного учреждения. Они склонны к уединению, не желая отвечать на вопрос, что они играют, остановить игру и спрятать игрушки, когда сверстники или учителя. Входит в игру в речи этих детей очень тихий шепот.

Репертуар разнообразие игр не отличался. Инициатива организации игры в основном принадлежали же детей.

Разделение детей в играх было по половому признаку: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Наблюдалось совместной игры с участием мальчиков и девочек.

Стоит отметить тот факт, что четверо испытуемых детей ниже среднего. Для этих детей характерно выполнение условных действий с игрушками и предметами заместителями, выравнивая их в простейшей семантической цепи. Эти дети занимаются краткая взаимодействия со сверстниками. Характер детей с ниже среднего очень замкнутым и необщительным. В кооперативе парни предпочитают одиночную игру, т. е. игру с собой.

Качественный результат констатирующего эксперимента представлен на рис. 1

Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента (в %)

Выявить особенности отношения к ролевой игре и игры для мальчиков и девочек пятого года жизни в доме- это опрос родителей по следующим вопросам:

1. Часто Ваш ребенок играет дома?

2. В какие игры Ваш ребенок играет? Какие игрушки наиболее интересны для него?

3. Какая ваша любимая игра вашего ребенка?

4. Каковы источники сюжетов игры: сериалы, фильмы, телепередачи, реклама, рассказы, мультфильмы, сказки, книги и т. д.

5. Играете ли вы с ребенком? С кем ребенок играет часто: мама или папа?

6. Предлагаете ли вы своему ребенку игры своего детства? Что?

7. Вы предлагаете свои новые игры, ребенок? Что?


8. Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть Ваш ребенок (мальчиков или девочек)? То, что ребенок любит играть на улице?

9. Если в семье разнополые дети: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят вместе играть (в любую игру); как часто они происходят, то почему; есть ли у них общие интересы, игры (что?) и др.

Анализируя ответы родителей методисты советую обратить внимание на:

  • какие игры предпочитает играть ребенок дома;
  • каковы источники их происхождения;
  • родителей или ребенка, какого пола он любит играть;
  • повторных историй и особенности ребенка в детском саду и семье.

Если в семье есть дети разного пола, важно обращать внимание на то, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности.

Для анализа ответов родителей, мы разработали аналогичные критерии (см. приложение 3).

Изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни с помощью самоконтроля ролевой игрой мальчиков и девочек.[35]

Цель серии наблюдений- изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни. Он проводится в естественных условиях по показателям, выбранным Д.Б. Эльконина:

  • Умение вести процесс мы проследили;
  • Умение организовать игру;
  • Умение распределять роли. Активность в распределении ролей (без

конфликтов с другими детьми);

  • Ребенок инициирует новые роли и новых идей в развитии сюжета;
  • Способность ребенка работать совместно строить и развивать сюжет

игры;

  • Ребенок является участником нескольких событий, включенных в

сюжет;

  • Способность отражать количество логических сюжетных эпизодов в

игре;

  • Умение вступать во взаимодействие роль в течение длительного

времени;

  • Умение словесно охарактеризовать роль исполнил;
  • Умение донести характеристик игрового персонажа;
  • Возможность использования игрушки в игре;
  • Возможность завершить игру.

По критериям наблюдения запишите в таблицу (см. приложение 3) как данные «+» (если качество присутствует, «-», если качество отсутствует).

Выводы по главе 2

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы сделали выводы:

Разыгрывают спектакль для детей имеют средний уровень развития: бедное по содержанию и тематике. В самостоятельных играх есть многократное повторение сцен, без детей новыми сюжетными линиями;

Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игры задачи для детей, чтобы решить обычными способами;


Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется много времени.

Бедность и примитивность игры влияют на коммуникативное развитие детей. Дошкольники, которые не могут играть, можете конструктивно общаться, участвовать в совместной деятельности, не умеют продуктивно разрешать конфликты. В результате растет проявления агрессивности, отчужденности, враждебности к сверстникам.

Таким образом, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе на основе изученных материалов была рассмотрена важность и актуальность проблемы.

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что он видит ребенка. Дошкольник вносит в игру фантастику, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
В данной работе рассмотрен вопрос обогащения представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.

В первой части исследования мы рассмотрели научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Во второй, практической части исследования, мы организовали и провели экспериментальную работу. Мы определили уровни развития 14 детей подготовительной группы на сформированность навыков игровой деятельности. Результаты показали, что большинство детей были средние. Согласно данным диагностики был организован и проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента мы разработали комплекс мер по обогащению у детей экспериментальной группы представлений об окружающей жизни.

Для определения эффективности работы по формированию на этапе эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Данных, управления экспериментом показало, что у детей экспериментальной группы произошло повышение уровня развития игровых навыков, но эти изменения не значительные. Этот факт говорит о том, что исследование проходило в слишком малые сроки.

Таким образом, развитие описательной игр на основе начальных интересов к окружающей среде является основой формирования более крупных групп.