Файл: ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (История возникновения ролевой игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 3373

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникновение и развитие игры для детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.

Чтобы полученные сведения были источником содержания игры, и повлияли на психическое и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство педагога, его личная заинтересованность в играх и стремление поддержать и развивать игровые интересы детей.

Наша опытно- педагогическая работа подтвердила вывод о необходимости установления в обучении естественных связей между различной активной деятельностью детей и использование программного и тематического планирования и учебных материалов, о проведении игр занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному обучению дошкольников, развитию сюжета игры и формированию положительных отношений между детьми.

Таким образом, гипотеза о том, что развитие ролевых игр дошкольников подготовительной к школе группы будет более успешным при определенных условиях, были подтверждены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

3. Выписка из приказа управления образования администрации Николаевского муниципального района от 10.09.2012 г. № 299 -осн.р "О создании новой команды методистов по введению и сопровождению ФГОС НОО, ФГОС ООО"

4. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. - №6.

5. Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг/ В.Ф. Анурин. - М.: «Академический Проект». 2005.- 15с.

6. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой, С.Л. /Арбанян, Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. и др. – М: «Посвящение». 1989. – 286 с.

7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. - №4.

8. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.- 187 с.

9. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие.- «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.- 76 с.

10. Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – 5-7 с.


11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. 2006. - №6.

12. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. /Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) /Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика. 2006.-311 с.

13. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. 2003. - №12. –17-21 с.

14. Игра и дети/журнал «Дошкольное воспитание», 2008.- № 7.

15. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь. 2003. - 144 с.

16. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. 2004.- №11.- 27-30 с.

17. Кирьянова Р.А.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. 2001. – 416 с.

19. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ. 2009.- №5.

20. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на – Дону. 2007.

21. Либерман А., Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет/журнал «Дошкольное воспитание». №10.- 38 с. , № 11.- 39 с.

22. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев. 2005. – 76 с.

23. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. 4-6 с.

24. Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание». № 5.- 10 с.

25. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ. 2008.- №7.

26. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2006.-128 с.

27. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс. 2007. - 119 с.

28. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-43-48 с.

29. Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте /журнал «Дошкольное воспитание». 2008.- № 11.- 54 с.

30. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение. 1993. – 216 с.

31. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс. 2004. -174 с.


32. Сюжетно-ролевые игры на прогулке/журнал «Дошкольное воспитание». 2008. -№ 1. -71 с.

33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2001. - 336 с.

34. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В Запорожца. – М., «Просвящение». 1976. – 96 с.

35. Эльконин, Д.Б. Психология игры: – 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос». 1999. – 360 с.

Приложение 1.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Задачи (цели) организации игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре:

  • разнообразить ролевое участие детей в игре;
  • помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре;
  • способствовать обогащению сюжета детских игр;
  • обогащать словарь;
  • развивать речь детей;
  • вызывать интерес к книгам;
  • передать суть исполняемой роли;

Оборудование для сюжетно-ролевой игры: книги, карточки, карандаш.

Таблица 5 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Выявление игровых

интересов детей

Ребята, посмотрите и скажите в какую игру вы хотите поиграть?

До завтрака дети, договариваются, кто и как будет играть.

Внесение атрибутов

На видное место выложить атрибуты к игре «Библиотека».

- Дети, я вчера была в библиотеке. Помните, мы на экскурсии были? И взяла там интересную книгу. Посмотрите, а у нас есть такая книга?

Обстановка игры

окно

дверь

дверь

- стеллаж - диванчик

- стол библиотекаря - стол детский

- стул

Распределение ролей

Лера, прежде чем открыть библиотеку, говорит Яне:

- Яна, ты будешь со мной играть?

- Буду

- Приходи за книгой в библиотеку. Я сейчас аккуратно разложу книги, проверю, в порядке ли картотека.

- Яна, иди, библиотека уже открыта. Что вам нужно?

- Мне дайте книжку «Колобок».

- Какой у вас рисунок на карточке?

У меня птичка.

- Возьмите, пожалуйста. В карточке ставит галочку.

- Спасибо, до свидания.

(Приходит следующий читатель - Илюша).

- Здравствуйте, мне нужно книгу почитать.

- Какой у вас рисунок на карточке?

- У меня самолёт.

- Тебе какую книгу дать? Вот эта книга, про зверят, очень интересная, ты читал её?

- Нет, дайте мне её, пожалуйста.

- Долго книгу не читай, не пачкай, не рви. Знаешь правила, как правильно читать книги?

- Знаю: не рвать, не рисовать на ней.

- Книгу нужно смотреть за столом, руки должны быть чистыми, листки не загибать.

- Спасибо, до свидания.

(Учительница, Маша, прислала своих учеников записаться в библиотеку).

- Мне книгу дайте, мне дайте!

Участие воспитателя

- Немножко по тише, здесь не кричат, вставайте в очередь все. А почему вы не поздоровались?

- Здравствуйте, дайте нам, пожалуйста, книгу «Серебряное копытце».

- Я вас сейчас запишу. Твоя карточка будет цветок, запомни. Возьмите, книгу не пачкайте и не рвите.

- Спасибо, до свидания.

- Лера, ты хорошо сегодня поработала, предлагаю закрыть библиотеку до завтра.


Приложение 2.

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника»

Задачи (цели) организации игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре:

  • разнообразить ролевое участие детей в игре;
  • помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре;
  • способствовать обогащению сюжета детских игр;
  • обогащать словарь;
  • развивать речь детей;
  • передать суть исполняемой роли;

Оборудование для сюжетно-ролевой игры: халаты, шапочка, набор инструментов.

Таблица 6 Сюжетно-ролевая игра «ПОЛИКЛИНИКА»

Выявление игровых

интересов детей

Ребята, посмотрите и скажите в какую игру вы хотите поиграть?

Внесение атрибутов

Посмотрите, что у меня есть: белый халат, шапочка с красным крестом, стетоскоп, градусник. Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи?

(ответы детей)

Давайте с вами поиграем в интересную игру - «Поликлинику».

Ребята кто из вас был в поликлинике? Давайте свами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, как делают укол)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться).

Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «На что жалуешься? ››

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор- медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент - фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие). Правильно.

А это-шпатель (показываю). Что им делают? (смотрят горло).

Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры.

Вы их все знаете?

Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины. Ребята называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

«Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.

Распределение ролей

А теперь давайте распределим роли:

- Кто у нас будет врачом?

Дети: Валерия.

- Да, ребята я согласна с вашим выбором. Валерия очень заботливая и внимательная. Валерия будет врачом.

Врач - ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

- А кто у нас будет врачом-окулистом?

- Сережа, будешь врачом - окулистом?

- А кто будет помогать врачу и возьмет роль медицинской сестры?

Кристина: Можно я буду медицинской сестрой.

Медсестра - выполняет назначение врача, делает уколы, ставит банки, горчичники.

- Кто будет работать у нас в регистратуре?

Требуется медицинская сестра.

Дети: Пусть будет Аня.

- А почему Аня?

Дети: Она отзывчивая и вежливая. Аня справится с этой ролью.

Регистратор - заполняет карту больного, даёт талончик.

Аня хочешь быть регистратором?

- Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?

Даша: А можно я буду работать в процедурном кабинете.

-Хорошо.

- Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.

- Алина, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.

Алина: Хорошо.

Пациент - приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

А кто у нас будет мамой и папой?

Андрей: Можно я буду папой?

- Хорошо, Андрей.

А мамой будет Мария.

- Андрей и Мария вы папа и мама, у вас есть дочка кукла Катя, она заболела.

- Врачи и медицинские сестры одевают халаты.

- А мыс остальными детьми, кто остался без роли будем пациентами. Ребята вы тоже берете себе кукол - это будут ваши дети.

- Главным врачом больницы будет Роман. Рома ты будешь следить за обстановкой в больнице.

- Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу, и главный врач торжественно перережет красную ленточку.

- Дети, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет.

- Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.

Участие воспитателя

Регистратура.

- Ребята встаем в очередь.

- А кто последний, в регистратуру?

Катя: «Я последняя».

- Хорошо, тогда я буду за вами.

- Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».

Рита и Артем: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.

Аня: Сейчас подождите я выпишу вам направление. Возьмите, пожалуйста.

Кирилл и Маша: И нам дайте, пожалуйста, направление к врачу.

Аня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.

- Кто последний на прием к педиатру?

Рита: Я последняя.

- Хорошо тогда мы будем за вами.

- Скажите, пожалуйста, а прием уже начался?

Рита: Да мы сейчас зайдем (заходит к врачу)

- Ребята не забываем здороваться.

Рита: Можно?

Валерия: Да, войдите.

Рита: Здравствуйте, доктор!

Валерия: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?

Рита: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.

- Валерия, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп?

Валерия: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Кристине - медицинской сестре).

Кристина: Хорошо. Вот возьмите.

Рита: Спасибо большое. До свидания.

Валерия: До свидания.

Воспитатель заходит в кабинет врача.

- Здравствуйте доктор.

Валерия: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь?

- У моей дочки болит горло и еще она кашляет.

Валерия: Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное.

Валерия: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут.

Валерия: Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом.

- Спасибо доктор. До свидания.

Дорогие работники поликлиники и пациенты, наша поликлиника закрывается, она продолжит работу завтра.

Обстановка игры

окно

дверь

дверь

- стеллаж

- диванчик

- стол врача - стол детский

- стул


Приложение 3

Таблица 4 Анализ ответов родителей

Критерии оценивания ответа родителей

Вариант ответа родителей

Выставляемый балл

Выставляемый балл

Предпочитаемые сюжеты для игр

Сюжет соответствует полу ребенка

1 балл

1 балл

Сюжет не соответствует полу ребенка

О баллов

Предпочитаемые партнеры в игре

Ребенок предпочитает родителя своего пола

1 балл

2 балла

Ребенок предпочитает ребенка своего пола

1 балл

Ребенок предпочитает родителя или ребенка противоположного пола

0 баллов

Повторяемость сюжетов в д/саду и дома

Сюжет повторяется и соответствует полу ребенка

2 балла

2 балла

Сюжет меняется (соответствует полу частично)

1 балл

Сюжет меняется (соответствует полу частично)

0 баллов

Приложение 4

Таблица 3 Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Фамилия, имя ребенка

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Аня С.

2

3

2

3

3

4

3

3

2

Коля Х.

2

2

2

2

2

3

3

2

3

Витя А.

2

3

3

3

3

4

3

3

4

Кирилл Б.

3

3

3

3

3

4

3

3

5

Настя Д.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Алина К.

2

2

2

3

2

2

3

3

7

Вика Б.

3

3

3

3

3

4

3

3

8

Дима А.

2

2

2

2

2

3

2

3

9

Маша Р.

3

3

3

2

2

2

2

2

10

Ваня К.

3

3

3

3

3

4

3

3

11

Лена П.

2

2

2

3

3

3

3

3

12

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

13

Вова О.

2

2

2

2

2

3

2

2

14

Сережа З.

3

3

3

2

3

3

2

3