Файл: Ценные бумаги (Понятие и роль государственных ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где:  — величина ближайшего купона;
 — длительность текущего купонного периода в днях;
 — число дней до выплаты ближайшего купона.

где:  — номинальная стоимость облигации / непогашенная часть номинальной стоимости облигации;
 — размер купонной ставки;
 — длительность купонного периода в днях.

  По выпускам облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) для целей расчета доходности купонные ставки по неизвестным купонам принимаются равными последней известной ставке по данному выпуску.

Средневзвешенный срок выплат (дюрация) по ОФЗ рассчитывается по следующей формуле:

где:  — эффективная доходность к погашению;
 — число дней до выплаты i-го купона;
 — величина i-го купона;
 — количество купонов;
 — срок до j-й выплаты номинальной стоимости;
 — размер j-й выплаты номинальной стоимости облигации;
 — количество платежей по основной сумме долга.

Использование только показателя дюрации при вычисления относительного изменения цены дает не очень точную оценку процентного изменения цены облигации. Чем больше изменится доходность до погашения облигации, тем менее точной окажется оценка. Погрешность результата возникает потому, что дюрация представляет собой линейную оценку процентного изменения цены облигации.

Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и ориентирует на вложение средств в более прибыльные ценные бумаги.

5) Облигации государственного  сберегательного  займа (ОГСЗ).

       Начало  выпуска – август 1995г.

       Срок  обращения – 1 – 2 года.

       Номинал – 100 и 500 руб.


       Форма существования – документарная.

       Эмитент – Министерство финансов РФ.

       Форма владения – предъявительская.

       Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.

       Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.

       Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.       

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.       

Невысокие темпы инфляции сформировали объективные причины постоянного снижения доходности по ГКО и ОФЗ. Минфин столкнувшись с необходимостью оптимизации структуры внутреннего долга, был вынужден искать источники “длинных денег”. Так появился новый вид государственных обязательств - годовые облигации сберегательного займа (ОГСЗ). В отличие от ГКО и ОФЗ операции с ОГСЗ предназначались для привлечения свободных средств населения. Для повышения привлекательности ОГСЗ Минфин и ЦБ РФ в публичных выступлениях делали упор на высокую доходность этих бумаг, с доступностью частному инвестору номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Данные облигации выпускаются на год, с ежеквартальным погашением процентов. Размер купонного процента облигаций должен соответствовать последней объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа и он объявляется на следующий квартал за семь дней до ближайшей выплаты купонного процента. Средняя доходность по операциям с ОГСЗ в течении двух-трех месяцев складывается на уровне 40-70 процентов годовых, что вкупе с определенными налоговыми льготами делает их значительно привлекательнее для юридических лиц оперирующих незначительными денежными суммами. Высокая ликвидность данных бумаг, возможность купить-продать во всех отделениях Сбербанка и ряда других банков-агентов, делают вложения предприятий в ОГСЗ значительно интересней и выгодней вложений в банковские депозиты.

Облигации государственного сберегательного  займа  стали  дополнительным инструментом привлечения  средств  для  покрытия растущего  дефицита федерального бюджета.        

Несмотря  на то, что облигации могут обращаться как на биржевом, так и на внебиржевом рынке, первоначально их распространение осуществляется на внебиржевой основе через уполномоченные банки и финансовые институты, имеющие лицензии на право профессиональной деятельности с населением. Особенности размещения ОГСЗ на фондовом рынке заключается в том, что дилеры выкупают облигации у Минфина с дисконтом от номинала и затем продают их населению либо организациям по рыночным ценам.       


6) Государственные  облигации,  погашаемые  золотом  (Золотые сертификаты).

       Сущность  – предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

       Эмитент – Министерство финансов РФ.

       Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением.

       Форма владения – именная ценная бумага.

       Наличие дохода – беспроцентная.

       Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.       

Золотые сертификаты  подлежали  передаче хозяйствующим  субъектам, занимающимся добычей  драгоценных  металлов в  обмен  на эквивалентное  количество драгоценных металлов.       

Описанные характеристики золотого сертификата  утверждены условиями его выпуска в 1998г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993г., с номиналом 10кг.       

Размещение золотых сертификатов осуществлялось среди группы уполномоченных коммерческих банков, которые имели право продавать как целые, так и доли золотых сертификатов (до 100г. золота) своим клиентам – юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам. Начисление и выплата процентного дохода по сертификатам предусматривалось осуществлять ежеквартально.       

7) Другие виды государственных  внутренних долговых  ценных бумаг.       

Казначейские обязательства (КО)

Казначейские  векселя. Их выпуск практикуется с 1994г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Казначейские векселя Минфина РФ выпускались в бездокументарной форме со сроком обращения один год. По ним Центробанк исполняет роль генерального агента: регистрирует сделки купли, производит погашение. Так же Минфин РФ прибегал к выпуску казначейских векселей для оформления его долгов ряду региональных банков (преимущественно региональным отделениям Сбербанка).       

Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.       

Т.е. эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Срок их равен одному году от даты составления. Эти ценные бумаги рассчитаны на юридических лиц, являющихся резидентами.

Центральный банк выполняет роль генерального агента по обслуживанию казначейских обязательств: регистрирует сделки купли-продажи, производит погашение. Операции по погашению осуществляются путем денежных переводов (в безналичном порядке) в день погашения на банковские счета владельцев. Казначейские обязательства передаются на хранение в Центральный банк без выдачи на руки владельцев.


Сумма одного казначейского обязательства равна 14 млн. рублей, а сумма задолженности федерального бюджета, на которую оформляется одно казначейское обязательство, составляет 10 млн. руб. До наступления срока погашения очередной серии казначейских обязательств Министерство финансов РФ для этой цели обязано перечислить Центральному банку денежные средства.

Министерство финансов выпустило в 1996 году обязательства для восстановления кредитных ресурсов коммерческих банков взамен централизованных кредитов, погашенных с их корреспондентских счетов. Срок обращения векселей - 8 лет, они будут погашаться равными долями с 31 августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Ко так же может иметь и Центральный банк РФ, коммерческие банки и другие юридические лица. Коммерческие банки могут использовать КО в качестве инструмента для привлечения коммерческих кредитов на рыночных условиях.

При достижении срока начала погашения казначейских обязательств они могли быть предъявлены к погашению. Погашение осуществлялось Минфином РФ путём перечисления на счета последнего владельца номинальной стоимости казначейского обязательства и процентов за весь срок обращения.

Сумма выручки от погашения казначейского обязательства определялась на основании текущего курса следующим образом:

Kt = Н + Н*T/360*R/100,

где: Kt – текущий курс казначейского обязательства;

Н- номинал казначейского обязательства;

T – срок обращения казначейского обязательства, но не более предусмотренного при выпуске срока обращения;

R – процентная ставка, исходя из 40 % годовых.

Казначейские  обязательства. Имели хождение в 1994—1996гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета  перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения). Владельцами этих ценных бумаг могли быть юридические и физические лица. КО могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога.       

Выпускались сериями в виде записи в уполномоченных депозитариях (банках-агентах). Каждая серия оформлялась глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по казначейским обязательствам устанавливалась в зависимости от срока до погашения. Процентный доход выплачивался Главным управлением федерального казначейства одновременно с погашением КО.       


8) Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (Еврооблигации).       

С 1996г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.

       Сроки размещения – 5 – 10 лет.

       Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах.

       Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9- 13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1 -2 раза в год.

       Форма существования – обычно бездокументарная.       

Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.

2. Анализ рынка государственных  ценных бумаг в  Росси

2.1. Анализ российского рынка государственных ценных бумаг

На середину прошлого года в  свободном  обращении  на российском рынке облигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3  - облигациями Банка России, 43 - облигациями субъектов Федерации, 31 - облигациями муниципальных образований. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный - 39%, а муниципальный - 28%.

На следующем графике (рис. 4) представлен план доходности Еврооблигаций РФ до 2030г.

Рис. 4

В 2010 году состоялось 34 аукциона по продаже ОБР. На протяжении первых трех кварталов объем ОБР в обращении увеличивался и возрос с 0,29 трлн. руб. (по номинальной стоимости) на начало года до 1,0 трлн. руб. в середине сентября. На конец года объем ОБР в обращении составил 0,59 трлн. руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов в течение всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3% в декабре) на фоне снижения Банком России ставок по своим операциям. Среднедневной оборот на вторичном рынке был максимальным в летние месяцы – 713 млн. руб. в день по сравнению с 458 млн. руб. в среднем за весь год. В целом в 2010 году среднедневной оборот ОБР на вторичном рынке значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о развитии ОБР как самостоятельного финансового инструмента