Файл: Ценные бумаги (Понятие и роль государственных ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 11

Рис. 12

В 2010г. Рынок государственных облигаций и облигаций Банка России. Объем государственных облигаций в обращении, представленных на внутреннем рынке, продемонстрировал во втором полугодии существенный рост и достиг 2,1 трлн руб. (4,6% ВВП), увеличившись за год на 39%. Биржевой объем сделок с государственными облигациями так-же вырос и составил 475 млрд руб., что на 54% больше по сравнению с 2009г. Усредненная дюрация государственных облигаций снизилась до уровня 1500 дн. Возрос объем облигаций Банка России – несмотря на значительные колебания, за год он увеличился на 26% – до 0,6 трлн руб.

В 2010г. в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и оживления реального сектора российской экономики продолжилось посткризисное восстановление российского финансового рынка. Совокупный объем финансового рынка по отношению к ВВП на конец 2010г. Составил 131% против 125% на конец 2009г. Основной вклад в увеличение совокупного объема финансового рынка в анализируемый период, как и в предшествующие годы, внес рынок акций. За 2010 г. по отношению к ВВП капитализация рынка акций в РТС возросла на 8 процентных пунктов и составила 67%, а задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам (40%) и объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг (24%) почти не изменились. В первой половине 2010г. позитивное влияние на конъюнктуру финансового рынка оказывали замедление инфляции, укрепление рубля, поэтапное понижение Банком России процентных ставок по своим операциям. Эти факторы способствовали уменьшению рыночных процентных ставок, росту котировок долговых ценных бумаг, активизации операций с рублевыми финансовыми инструментами. Во второй половине 2010г. влияние названных факторов ослабло, снижение ставок замедлилось и ценовые индикаторы на большинстве сегментов российского финансового рынка колебались вблизи сложившихся уровней. Исключением стал рынок акций, на котором в последние месяцы года был значительный рост котировок, вызванный преимущественно воздействием внешних факторов. В отдельные периоды на внутреннем финансовом рынке отмечалось увеличение волатильности ценовых индикаторов, в том числе под влиянием внешних шоков (колебания конъюнктуры зарубежных товарных и финансовых рынков, изменения настроений глобальных инвесторов). К концу 2010 г. основные рыночные процентные ставки вернулись к докризисному уровню, а некоторые из них опустились ниже этого уровня. На конъюнктуру денежного рынка и рынка капитала существенное влияние оказывала, как и ранее, ситуация на внутреннем валютном рынке, которая в 2010 г. в целом была относительно стабильной. Курс рубля к основным иностранным валютам определялся преимущественно воздействием фундаментальных экономических факторов. Объем операций на межбанковском внутреннем валютном рынке по сравнению с предыдущим годом несколько возрос, но не достиг докризисного уровня. Кредитные организации в анализируемый период не испытывали значительных проблем с поддержанием ликвидности. Как следствие, их потребность в инструментах рефинансирования Банка России значительно уменьшилась по сравнению с 2009г., а ставки денежного рынка колебались вблизи нижней границы коридора процентных ставок Банка России. Несмотря на резкое снижение банками процентных ставок по вкладам физических лиц.


В 2010 году рынок облигаций в России в целом демонстрировал позитивные тенденции: снижалось количество дефолтов, росли котировки ценных бумаг, росли объемы вторичных торгов, происходило снижение процентных ставок на рынке. Однако наблюдался и ряд негативных тенденций: ухудшение в ряде сегментов финансового рынка Европы, ослабление рубля в мае 2010г.        

Но  следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько  искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей - привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низко доходным выпускам.        

На  сегодняшний  день самый  длинный  выпуск рублевых облигаций  размещен до июля 2023г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО/ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низко доходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам - физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО/ОФЗ приравнивается практически к деньгам - под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.        

Невозможно  однозначно утверждать, что  государственные  облигации  проигрывают  корпоративным  выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет  как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низко рискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут быть привлекательны для консервативных.       


Государственные облигации  выпускаются  государством в  лице общегосударственных  органов  власти. Государственные  облигации  подразделяются на облигации  рыночных и  нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками.

Рынок государственных  облигаций  является достойной  альтернативой  рынку  банковских депозитов   для юридических лиц и сберегательных вкладов для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений.       

Традиционно считается, что инвестиции в государственные  облигации - безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых ниже доходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются и обращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственных облигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии. Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.      

2.2. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг

       

Стабилизация экономики, а затем и переход к фазе подъема невозможен без оживления инвестиционной сферы. Ключевым условием экономического подъема является способность российского финансового рынка обеспечить доступ российских предприятий к внутренним и внешним финансовым ресурсам.

Поэтому решение инвестиционной проблемы без формирования развитого рынка ценных бумаг и создания благоприятного климата для отечественных и зарубежных портфельных инвестиций невозможно. Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономике инвестиционных ресурсов делает необходимой активную и целенаправленную политику государства в отношении развития рынка ценных бумаг. Формирование модели регулирования рынка должно быть адекватно конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Важнейшая из задач реформирования российской экономики - это мобилизация внутренних долгосрочных источников инвестиций в реальный сектор экономики, и в особенности денежных средств населения.


Средства населения - основной источник средств, обращающихся на фондовых рынках развитых стран. В России основные участники - коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые компании, а также государственные органы, занимающиеся приватизацией. Хотя, по разным оценкам, инвестиционный потенциал населения России составляет 20-50 млрд. долл. Эти деньги работают не на Россию, а на экономику других стран.

Для улучшения экономической ситуации необходимо восстановление доверия инвесторов, и особенно населения страны. Восстановление доверия к российскому фондовому рынку подразумевает:

·  политическую стабильность;

·  доведение до граждан страны основ макроэкономической, денежно-кредитной и валютной политики государства;

·  восстановление доверия к финансовому рынку через восстановление доверия к финансовым институтам;

·  проведение правовой реформы.

При этом надо исходить из того, что спекулятивный период на фондовом рынке закончился. Инвесторов в гораздо большей степени, чем прежде, будут интересовать текущие и перспективные показатели работы предприятия, возможности получения доходов.

В настоящее время на первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 1995г. На аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов -25%.       

Финансовые  институты практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа  дилеров, допущенных к первичным  аукционам. Это лишает их доступа  к высоким прибылям от операций с  государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного.       

Издержки  проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужает возможности региональных инвесторов и обходится им дорого. В итоге государство несет потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг.       


По  мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первичных  дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны  новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым институтам принимать в ней участие.       

Противоречивая  роль, которую играет на рынке государственных  ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России – единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.       

Большинство новых  банков и  небанковских институтов в  РФ не имеют  прямого  доступа  на вторичный  рынок  ГКО. Высокая  стоимость  доступа  на вторичный  рынок  уменьшает  ликвидность  выпускаемых  инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос на ГКО.       

Важной  проблемой является оценка инвестиционного  спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн. Руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом.       

Серьезные проблемы связаны  также  с  таким  видом  государственных  ценных бумаг, как  КО.  Достаточно отметить, что  с  помощью  КО государство фактически занимает у предприятия деньги по ставкам в несколько раз ниже рыночных. Нуждающиеся в средствах предприятия продают КО банкам и финансовым компаниям, что ведет к переливу финансовых ресурсов из промышленной сферы в финансовую, тормозит рост производства. Немало противоречивых моментов можно найти и в функционировании других видов государственных ценных бумаг.