Файл: Методологические подходы и их роль в получении научных знаний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наблюдение выступает в качестве главного метода исследования на ранних этапах развития какой-либо науки. С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Особую трудность представляет наблюдение

в социальных науках, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Ч. Дарвин, В. Гумбольдт, И.П. Павлов, К. Лоренц и многие другие, считали метод наблюдения главным источником научных фактов.

Основные преимущества метода наблюдения:

  • наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
  • наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;
  • наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
  • наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;
  • оперативность получения информации;
  • относительная дешевизна метода.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Специфические трудности для наблюдения в психологии представляют такие особенности психических явлений как их уникальный характер, неповторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая длительность. В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы.


С помощью наблюдения можно изучать чувства; волевые, моральные и другие качества человека.

Результативность наблюдения зависит от состояния знаний наблюдателя в исследуемой области и поставленной задачи. В большой степени на результативность наблюдения сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения.

Правильная интерпретация полученных результатов и внимательность самого психолога также влияет на сам исход метода наблюдения. Ведь маленькая деталь, укрывшаяся от «глаза» психолога может сыграть роковую роль в постановке окончательных результатов. Таким образом, нужно тщательно подходить к подготовке и проведению метода наблюдения.

В результате проведенного исследования было отмечено, что методики «ДДЧ» и «Несуществующее животное» могут показывать одни и те же особенности личности посредством разных приемов и интерпретаций. Таким образом, гипотеза доказана.

Список использованной литературы

  1. Анисимова Н.П. Метод наблюдения: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2010
  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 2010
  1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 2012
  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011
  1. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.,2012
  1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 2010
  1. Методы исследования в психологии: Учебное пособие для вузов/Под ред. Т.В. Корниловой. – М.:ФОРУМ – ИНФРА-М,2011
  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Кн.2: Психология
  1. Общий практикум по психологии. метод наблюдения/ Под ред. М.Б. Михалевской. – М.,2011
  1. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых/М.Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория; М.:АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010
  1. Соколова Е.Т. проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010
  1. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость/Авт.-сост. С.Шувалова. – Ростов н /Д.: Феникс, СПб.:ООО Издательство «Северо-Запад», 2011