Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактическая задача.

Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей подчёркивает наличие дидактической задачи или нескольких задач. Определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду, какие знания, представления детей о социальных явлениях, об окружающих предметах, о природе, должны закрепляться и усваиваться детьми, какие, в связи с этим, должны развиваться умственные операции у детей. Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (активность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, наблюдательность, честность, самостоятельность). В каждой дидактической игре присутствует своя обучающая задача, ведь этот именно то, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию внимания, в других – мышления, в-третьих - памяти. Воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять своеобразие дидактических игр.

Своеобразие дидактических игр.

Дидактическая игра одновременно является наиболее характерной формой обучения для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр которые были основаны во взаимном сочетании игры с песней и движениями. В игровых песенках, потешках, в играх «Сорока- белобока», «Ладушки», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к предметам, окружающим его, а также называет их. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, которые характерны для игровой деятельности детей, а именно, такие как: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько другой форме, в связи с чем обусловлены иной ролью дидактической игры в воспитании детей дошкольного возраста, и их обучении.

Наличие дидактической задачи подчёркивает направленность содержания игры, её обучающий характер, и развитие познавательной деятельности детей в процессе такой игры. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка, что является важным фактором. Так как значение дидактической игры состоит в том, что она развивает активность мышления, самостоятельность, активность и самостоятельность речи у детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры, например: «Кто в каком домике живёт», «Узнаем, что в чудесном мешочке» и т.д. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они содержательнее и разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра. В такой игре дети намного успешнее решают игровые и познавательные задачи. [6]


Детей нужно учить различным игровым действиям. Лишь при этом условии игра должна приобрести обучающий характер, стать содержательной. В играх у младших детей все их игровые действия должны быть одинаковы для абсолютно всех ее участников. Надо учитывать и то, что игровые действия должны быть различны при непосредственном распределении детей на группы, либо во времени и распределения ролей. Различен и объём игровых действий. Для младших групп – 1-2 повторяющихся действия, а для в старших уже 5-6. Правила являются одним из наиболее важных элементов дидактической игры. Они определяются задачей обучения и содержанием игры.

Именно правила определяют, в свою очередь, характер и способ игровых действий, а также организуют и направляют поведение детей, определяют взаимоотношения между детьми и воспитателем. Только при помощи правил у детей формируется способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение проявлять эмоционально-волевое усилие, а также сдерживать непосредственные желания. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют для детей достаточно много аспектов, а именно: организующий, дисциплинирующий и обучающий.

Так организующий аспект - определяют порядок и последовательность детей в игре, их взаимоотношения.

Дисциплинирующих аспект, это то, когда дети предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

А обучающие правила должны помочь детьми раскрыть, что и как нужно делать, то есть данные правил соотносятся с игровыми действиями детей и усиливают их роль, а также уточняют способ выполнения данных правил. Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.


Педагогическая ценность дидактических игр.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Руководство дидактическими играми. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.[7]

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слов воспитателя и действия самих детей с картинками, предметами, игрушками, игровыми пособиями и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети составляющие материальный центр самой игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, выделяющие основное назначение и признаки изображенных предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает инициативу дошкольников во время игры, а также сопереживает с ними радость, полученную от проведенной игры. Иногда воспитатель повествует о каком-то событии, создаёт соответствующее игровое настроение, поддерживает созданное настроение по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.


Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п. Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения. Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.[8]

Выводы по 3 главе:

Рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий можно сделать следующие выводы по содержанию первой главы:

1. Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность дошкольников, причем данные средства (разного рода игры) составляют главную идею и основу эффективности результатов. Игровая технология в процессе непосредственной образовательной деятельности дошкольников используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела образовательной области; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии НОД или его фрагмента; как технология проведения режимных моментов.


2. Из всего существующего многообразия педагогических игр именно дидактические (обучающие) игры тесно связаны с образовательно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов организации непосредственной образовательной деятельности.

3. Процесс непосредственной образовательной деятельности, пронизанный элементами игры, соревнованиями, содержащий игровые ситуации значительно способствует развитию личности дошкольников.

4. Большое значение в НОД дошкольников отводится дидактической игре. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, выполнение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Именно дидактические игры содействуют развитию у дошкольников познавательных процессов, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Доказано, что интенсивное развитие личности в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации образовательной деятельности, т.е. применяемой педагогической технологии.