Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В рамках игровых технологий возможно использование различного рода игр.

Одним из важнейших условий активизации познавательных интересов и активности старших дошкольников является дидактическая игра.

Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … — это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Дидактические игры особенно необходимы в НОД детей подготовительной группы. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных дошкольников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому процессу непосредственной образовательной деятельности.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дошкольники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех детей. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых старших дошкольников, не испытывающих интереса к образовательной деятельности, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса.

Значительное большинство воспитателей правильно считают, что для ребенка старшего дошкольного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться в дальнейшем новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые педагоги рекомендуют внедрять игровые технологии в процесс НОД, но при обучении грамоте в старшем дошкольном возрасте игровые методики используются недостаточно, что и определило направление исследования.

В ходе формирующего эксперимента были реализованы педагогические условия, которые способствовали повышению познавательного интереса и активности старших дошкольников. Для этого был разработан и внедрен в процесс непосредственной образовательной деятельности комплекс дидактических игр.


Таким образом, использование дидактических игр в НОД по обучению грамоте является наиболее эффективным средством повышения интереса и активности старших дошкольников. Поэтому творчески работать следует каждому воспитателю. Самым главным является то, что педагог должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ребенка к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. N 1155
  2. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. Сфера, 2012 - 160 с
  3. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009. – 49 с
  4. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с
  5. Бондаренко Т. М. «Компексные занятия в подготовительной группе детского сада»; подготовительной группе детского сада». Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 64с
  6. Быстрюкова Л., Зацепина М.Б., Липецкая Л., Интегрированные развлечения в детском саду. Сфера, 2011- 112 с
  7. Вахрушева Л., Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. Сфера, 2015 - 80 с
  8. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336с
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей ( средней, младшей) группе детского сада. Познавательное развитие. Воронеж 2010 – 121 с
  10. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А., Планирование работы в детском саду по календарю. Сфера, 2011 – 128 с
  11. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы»: Патриотическое воспитание дошкольников: для работы с детьми 5 — 7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112с
  12. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 112 с
  13. Качанова И., Лялина Л.А., Традиционные игры в детском саду Сфера, 2011 – 112 с
  14. Косенко Ю.А. Учусь грамоте. Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте, для детей старшего дошкольного возраста. — Ейск: 2014 – 69 с
  15. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека». Программа для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 112 с
  16. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду Год: 2015 – 118 с
  17. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. Линка-Пресс: 2009 – 96 с
  18. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010
  19. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2011 – 240 с
  20. Педагогический вестник. Изд-во Рязанского института развития образования и управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, Рязань 2007, № 1-2
  21. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2010 – 128 с
  22. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год
  23. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987.
  24. Преподавание русского языка в начальных классах: Учебное пособие / Под ред. Д.Н. Хохловой. М.: ЮНИТИ, 2001.
  25. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009 – 124 с
  26. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009 – 115 с
  27. Романова С.М. Система игр на уроках русского языка. СПб: Питер, 2004.
  28. Рубенштейн С. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. № 4, 1986.
  29. Самоукина Н.В. Игры в которые играют…Психологический практикум. г. Дубна, «Феникс», 2002
  30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.

Приложение 1

Классификация педагогических игр

ИГРЫ

По виду деятельности

По характеру педагогического процесса

По характеру игровой методики

По игровой среде

физические

интеллектуальные

трудовые

социальные

психологические

С предметами

Без предметов

комнатные

компьютерные

предметные

ролевые

имитационные

тренировочные

контролирующие

обобщающие

познавательные

воспитательные

репродуктивные

продуктивные

творческие

коммуникативные

диагностические

профориентационые

Обучающие (дидактические)

Приложение 2

Основные виды дидактических игр, используемых в НОД по обучению грамоте

В технологии представлены игры направленные на выработку следующих умений:

- Деление слов на слоги, определение места ударения;

- Выделение и распознавание звуков;

-Распознавание графического облика букв и соотнесения их соответствующими буквами;

- Чтение слогов;

- Подбор слов с заданным звуком.

Игры можно использовать на различных этапах НОД, так и чередуя в зависимости от темы и цели образовательной деятельности. Работа может быть организована разными способами по усмотрению воспитателя. В методическом сопровождении описаны возможные варианты работы.

Отгадывание загадок

1.Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья белобока, а зовут её ... (Сорока)

2.Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу. (Яблоко)

3.Не барашек и не кот, носит шубу целый год.

Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

4.Взяли в руки мы лозу

И сплели её одну.

Она туда, куда и мы –

В лес по ягоды, грибы. (Корзина)

5.На грядке девица, словно клубочек.

Она нарядилась в сорок сорочек.

Захочешь снять –

Услышишь много хруста,

Узнал ты, как её зовут? …(Капуста)

6.Отгадай загадку - кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)

Игра «Угадай букву» 

- (Показывается часть буквы, по этой части нужно отгадать букву)

Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 


В гости к детям приходит Алиса. Алисе нужно понять, что значит «красивая душа». Дети ей в этом помогают.

- Если названое качество подходит для красивого человека, дети поднимают руки вверх, если нет -закрывают лицо руками.

(В корзинке листочки, на них написаны слова, обозначающие различные нравственные качества человека.) 

Жадный, честный, жестокий, ленивый, добросердечный, грубый, отзывчивый, коварный, ласковый, добрый, злой, трудолюбивый, невоспитанный. 

Дидактическая игра «Продолжите предложение» 

Продолжите предложение:

«Утром я увидел красивую ... У меня красивый …. В магазине есть красивое ….»

Игра «Расставь слова по своим местам»

- Посмотрите, какое смешное задание!

Я люблю…петуха, муху.

Я поймала … сахар, халву.

-Может такое быть? Наверное, ошиблась.

- А как должно быть? Детям предлагается прочитать первое предложение и написать правильно.

Игра «Расшифруйте ребусы»

1. Анатолий

2. Анастасия

3. Вася

4. Варя

5. Валя

6. Дмитрий

– Как одним словом назвать слова, которые вы разгадали?

– На какие две группы вы бы их разделили? (Мужские – женские, полные – сокращенные.)

– Как пишутся такие слова-имена?

– Как вы думаете, почему?

Игра»Надуй шарик».

– Ребята, что у меня в руке?

– Шар, – говорят дети.

– А у вас?

– Шары!

Далее проводится работа по выделению звука [ы], наблюдение над его произношением, подбор слов со звуком [ы], знакомство с буквой «ы» и работа по учебнику.

Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползёт зелёный лук с длинными усами!»

– Какой буквой обозначается звук [ж]? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.

Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).

Игра «Назови слова, в которых есть данный звук».

Так, при изучении звука [у] педагог расставлял на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.

– Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], – предлагаю учащимся.

Дети произносят слова, называющие игрушки:

– Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь. Когда все предметы были названы, спросила у детей: «А что бы вы могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?».


А вот другой вариант игры «Назови слово…». При изучении звука [и] педагог говорит детям:

– Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки. Второе задание:– А теперь назовите слова, в которых не было бы звука «и».– Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.

Дидактическая игра «Найди себе пару»

Детям раздаются разные карточки, дети ищут себя пару.

груша- яблоко;

автобус-машина;

стол-диван;

девочка-мальчик.

- Почему вы выбрали себе такую пару?

Игра «Помоги Незнайке»

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем … (Незнайка)

Задание: Детям предлагается помочь Незнайке вставить в предложении буквы Н, н.

Книгу про__езнайку___аписал__иколай___осов.

Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления букв “Д” и “д” можно прочитать детям стихи А. Шибаева:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом толково

Их построишь в четкий ряд, –

Превратятся буквы в слово

И – с тобой заговорят!

Затем предлагалась игра «Кто быстрее составит слово?»: о, д., м; у, д., б; в, о, р, д.; с, д., а; р, о, д., в, а; т, е, и; ре, во, де.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. N 1155 – с.3

  2. Степанова О. А., Рыдзе О. А., Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2005. – С. 41

  3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009. – С. 74

  4. Степанова О. А., Рыдзе О. А., Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2005. – С. 24

  5. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009 – С. 21

  6. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. Линка-Пресс: 2009 – С. 56

  7. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. Сфера, 2012 – С. 28

  8. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 – С. 245