Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Самые большие возможности для развития ребенка игровая деятельность имеет в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство - возрастной этап в большой степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Существенным условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. В игровой деятельности ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит естественное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игровая деятельность является самой ценной формой активности ребёнка дошкольного возраста, следовательно, своевременное развитие игры, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности дошкольников, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, определяется задачами и целями Программы, что нашло свое отражение в Стандарте дошкольного образования.[1]

Огромное место в игровых технологиях, применяемых В ДОУ отводится дидактической игре. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В процессе использования дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как возможность развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей действительности.


Типичные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Дошкольника в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, и играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Игра незаменима как средство формирования правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет отзывчивое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания дружеских отношений и сплоченности группы.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия. Исходя из вышеизложенного, выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной и значимой.

Нами предлагаются некоторые подходы к использованию игровых технологий, а в частности дидактических игр в процессе непосредственной образовательной деятельности обучения грамоте с детьми старшего дошкольного возраста в рамках раздела «Речевое развитие».

Цель данного исследования: Изучение проблемы использования игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования заключалась в том, что использование игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников будет способствовать повышению уровня их познавательного интереса и активности.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

  • обобщить данные по проблеме использования игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности, имеющиеся в психолого-педагогической литературе;
  • Рассмотреть сущность дидактической игры как способа развития познавательного развития детей дошкольного возраста
  • определить содержание и наметить пути использование дидактических игр в процессе непосредственной образовательной деятельности обучения грамоте в рамках образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе;
  • определить эффективность разработанной методики;
  • сформулировать методические рекомендации к использованию игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие (грамота) в подготовительной группе;

Объект исследования – игровые технологии

Предмет исследования - использование игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие (грамота) старших дошкольников.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, эксперимент в единстве его видов (констатирующий, формирующий, контрольный).

ГЛАВА 1 ФУНКЦИИ И ВИДЫ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социо-культурное назначение игры.

 Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социо-культурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.


Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.[2]

Место и роль игровой технологии в непосредственной образовательной деятельности во многом зависит от понимания воспитателем функции и классификации педагогических игр.


Педагогические игры имеют следующую классификацию (приложение 1):

Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру психологического процесса:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области:

- математические, физические, экологические;

- музыкальные, театральные, литературные;

- трудовые, технические;

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

- обществоведческие, управленческие, экономические.

По игровой среде:

- без предметов / с предметами;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами передвижения.

По продолжительности различают:

- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.

Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Выводы по 1 главе:

В игровые технологии последовательно включаются игры и упражнения, фор­мирующие умение выделять основные, характерные призна­ки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивает­ся умение отличать реальные явления от нереальных; груп­пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту ре­акции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со­держанию обучения, помогает активизировать образовательный про­цесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого педагога дошкольного учреждения.