Файл: Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В современном дошкольном образовательном учреждении возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах построения образовательного процесса, в частности. Игровые технологии позволяют сделать непосредственную образовательную деятельность дошкольников интересной и увлекательной.

ГЛАВА 2 ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Из всего существующего многообразия педагогических игр именно дидактические (обучающие) игры тесно связаны с воспитательно-образовательным процессом. Они используются в качестве одного из способов овладения дошкольниками новых знаний и умений. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения. Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между воспитателем и воспитанниками, а также между отдельными детьми, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети овладевают какими-либо знаниями. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”, в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на дошкольников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой воспитательно-образовательного процесса. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры.[3]


Дидактические игры состоят из ряда элементов:

  • Игрового замысла;
  • Дидактической задачи;
  • Игрового действия;
  • Правила.

Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом познании игры и в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям узнавать что-то новое в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровое действие, и вместе с тем у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих товарищей и своего собственного. Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Формируются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у дошкольников появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственных качеств, волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д.

В процессе занятий дидактической игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль, самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Трудности в разработке единой классификации дидактических игр, связаны с тем, что эти игры соединяют в себе черты двух видов деятельности. Можно выдвинуть разделение игр по дидактическим задачам. Теоретически возможно использование ряда других оснований, связанных с принадлежностью дидактических игр в воспитательно-образовательной сфере, таких, например, как степень самостоятельности детей, способ включения игры в непосредственную образовательную деятельность. Каждое из этих оснований даёт свой перечень видов дидактических игр. В основание классификации вполне правомерно могут быть положены признаки собственно игровой деятельности: характер сюжета, ролей, правил и т.д. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношению детей, по роли педагога в их организации.


Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других - иные. Дидактические игры бывают: сюжетные; предметные; соревновательные.

При организации непосредственной образовательной деятельности в настоящее время часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности воспитанников.

 По характеру познавательной деятельности дидактической игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор».

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти. Это – «Математическая рыбалка», «Лучший космонавт», «Лучший лётчик» и др.

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, в логически связанные с ними. Например: «Цепочка», «Математическая эстафета».

4. Игры, включающие элементы творчества. Это «Угадай загадки Буратино», «Загадки Весёлого Карандаша», «По какой дорожке ты пойдёшь?» и др.

Некоторые исследователи делят игры на 2 группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядного материала, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно отнести игры – инсценировки некоторых сказок и книжек – считалок с применением соответствующих игрушек. [4]

В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапах закрепления и повторения. Выделяют следующие виды словесных игр: игры – путешествия; игры – загадки; игры – поручения; игры – беседы; игры – предложения; игры – сказки; интеллектуальные игры.

Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Игра – путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры- путешествия – усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине».


Игры – предложения: «Что бы я сделал...?» или «Что было бы...?» иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого педагог начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г. Илларионова отмечала: «Загадка, не смотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину, и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки».

Игры – беседы. В их основе лежит общение детей с педагогом, воспитателя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственность переживаний, заинтересованность, добросовестность, вера в “правду игры”, радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

Игры – сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно – изобразительные средства, в первую очередь – картинки.

Выводы по 2 главе:

Таким образом, все классификации дидактических игр исходят из следующих основных закономерностей обучения:

  • обучение происходит только при активной деятельности дошкольников;
  • чем разностороннее, обеспечиваемая педагогом деятельность детей, тем выше качество усвоения.

ГЛАВА 3 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА


Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «пристойно» выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Настольные игры, разнообразные игры-пособия, тематические игры в числе которых можно выделить общеизвестные («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры-картинки, предметное лото, домино, игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что требуют 2-4 партнёров и обычно проводятся за столиками. Настольно-печатные игры развивают внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, содействуют расширению круг обзора детей, развивают сообразительность, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует строгого выполнения правил, выдержки и доставляет детям много радости. Малышам нужны игры с доступным содержанием. На книжках-ширмах изображаются игрушки, карточках лото, парных картинках, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке). Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент содержится шутка, смешного, неожиданного, необычного, содержится безобидный юмор. Основное их предназначение - позабавить, порадовать и повеселить детей. К играм-забавам относятся такие известные, как «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений), «Жмурки с колокольчиком», а также «Поймай за зайчика» и др. [5]