Файл: «Качественные методы в психологии и педагогиге »..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ценность полученной нами модели заключается в том, что она, будучи основанной на эмпирических материалах, выстраивает в единый ряд эпистемологические характеристики каждого метода и конкретно-практические стратегии анализа, связанные с проблемами повышения валидности и достоверности [17, с. 96]. Так выглядит специфическое разрешение проблемы соотношения эпистемологического и конкретно-эмпирического уровней в качественной методологии.

Качественная методология не только была связана с солидными философскими традициями феноменологии и герменевтики, но и прямо заимствовала их основные категории – и далеко не всегда эти категории подвергались осмыслению в контексте именно психологической наук [16, с. 47].

Прямые отсылки к философским концепциям постмодернизма были подвергнуты критике, и ряд исследователей – наподобие Майлса и Хабермана, Страусса и Корбин – попытались соотнести гносеологический принцип интерпретации и классические критерии научности [2, с. 13]. Между этими двумя сторонами всегда возникало некоторое противоречие: новая эпистемология далеко не всегда соотносилась со старыми стратегиями выдвижения и проверки гипотез, поддержания объективности и валидности получаемых данных. В определенном смысле можно утверждать, что подобное противоречие, не получившее адекватного разрешения, является основанием для развития качественной методологии и в наши дни [5, с. 254].

Таким образом, изучена история качественных исследований. Выделяются несколько больших периодов развития данного метода и методологии: ранние классические исследования; оформление исходных традиций; пересмотр парадигм и оснований исследований; новая систематизация процедур, методов и стандартов.

Определена методология качественных исследований. В педагогике и психологии выбор теоретического познания является и выбор определенного исследования. Качественная методология это уровень конкретного метода. Были рассмотрены методы: матриц М. Майлса и А. Хабермана, обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, дискурсивный подход.

2. Сбор и анализ данных в психолого-педагогическом качественном исследовании

2.1.Специфика качественных методов в психологи и педагогике

Стратегии и методы качественных исследований Современная область качественных исследований представляет собой край не разветвленное дерево направлений, стратегий и методов. Не существует единой, общепринятой их классификации.


Различные авторы выделяют различное их число, различные виды, по-разному их подразделяют и представляют [26, с. 132]. Совокупный список качественных методов насчитывает десятки наименований.

К категории «качественных» относят исследование индивидуального случая (кейс-стади), биографическое исследование, историю жизни, феноменологический, герменевтический метод, этнометодологию, этнографию, феноменографию, «обоснованную теорию», метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок), структурный анализ событий, качественный контент-анализ, дискурс-анализ, анализ разговоров, нарративный анализ, феминистское, диалогическое, культуральное исследование, эвристическое исследование, исследование действием, клиническое исследование и др. [6, с. 255]

Так, в одном из наиболее авторитетных руководств П. Банистер и соавторы к группе качественных методов в психологии и педагогике относят наблюдение, этнографию, интервью, изучение личностных конструктов, дискурс-анализ, исследование действием, феминистское исследование [4, с. 42].

В другом известном руководстве под редакцией Дж. Смита, выделяются феноменологический анализ, «обоснованная теория», нарративная психология, анализ разговоров, дискурс-анализ, фокус-группы и кооперативное исследование [31, с. 19].

Недостатком этих классификаций является их очевидная эклектичность, т.к. в один ряд ставятся явления совершенно разного порядка: собственно методов привычном понимании психолога (наблюдение, интервью и пр.), их разновидности (фокус-группы как форма группового интервью) и различные теории и направления, связанные с использованием тех или иных методов (феноменология, этнография и пр.) [31, с. 137].

Для того чтобы внести большую ясность и определенность в это поле, мы будем различать собственно методы, общие стратегии, исходные теории и конкретные процедуры качественных исследований [26, с. 131].

Задавая иерархически упорядоченную схему анализа, мы будем говорить о своеобразных уровнях качественной методологии:

  • теории качественного исследования – теории, направления, традиции, на которые опираются конкретные виды исследования (феноменология, теории дискурса, нарратология, психобиография и др.);
  • стратегии качественного исследования – дизайн, принципы и общая форма проведения исследования (феноменологическая, биографическая, нарративная, этнографическая стратегии и пр.);
  • методы качественного исследования – в строгом смысле методы качественного исследования, способы получения психологических знаний (наблюдение, интервью, анализ документации, анализ аудиовизуальных материалов);
  • процедуры качественного исследования – конкретные способы сбора и анализа данных (категоризация, кодирование, кластеризация, группировка и т.д.) [27, с. 29].

Несмотря на неоднородность и многоликость современных качественных исследований, можно указать два критерия, которые позволяют их относить к одной рубрике:

  • специфика качественных данных;
  • специфика качественного подхода к исследованию [26, с. 134].

В самом простом и безобидном определении качественные исследования – этоисследования, имеющие преимущественно дело с качественными данными и качественными способами анализа [26, с. 132]. Качественные способы анализа – это специальные формы анализа текста, делающие акцентне на подсчете и статистическом обобщении тех или иных единиц текста, но на их содержательном подразделении, обобщении, сравнении и интерпретации.

Качественные данные – это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а в словах. Это некоторое содержание, которое исследователь выделяет из протоколов наблюдения, интервью, из документов и аудиовизуальных материалов и которое он формулирует, кодирует и передает словесно [17, с. 105]. В этом смысле качественные исследования – это исследования, которые преимущественно или исключительно используют слова в качестве данных и средств анализа [12, с. 249].

Я. Дей проводит различие между обоими видами данных в терминах различия между смыслами и числами. Качественные данные соотносятся со смыслами, тогда как количественные данные – с числами. Способ, которым мы анализируем смыслы, – концептуализация, тогда как способ, которым мы анализируем числа, – статистика и математика [23, с. 88].

Важно заметить, что на основе типа данных, с которым работают исследователи, неправомерно жестко противопоставлять качественные и количественные исследования. Исследователи качественники тоже подчас используют числа, пусть и гораздо в меньшем объеме. Допускается использование в качественных исследованиях и нестрогих форм измерений номинальных и порядковых шкал [5, с. 72].

В свою очередь любое количественное исследование предполагает «качественную» часть – описание и интерпретацию поведения человека, его реплик, стиля его взаимодействия со своим окружением и исследователем, без какой-либо количественной оценки или измерения. В психологии традиционно многие количественные исследования совмещались с использованием открытых вопросов в опросниках и интервью. В отдельных же науках дилеммы «или-или» как таковой вообще не возникало. В частности, антропология с самого своего возникновения была дескриптивной наукой и потому в значительной мере избежала споров вокруг проблемы «качественное–количественное» [31, с. 128].


Если обратиться к этимологии понятия «измерение», то оно происходит от античного понятия «определение меры» как установления границ, пределов некоторого объекта, отделяющих его от других объектов [23, с. 89].

Установление же границ объекта можно производить как количественно, так и качественно – описательно, словесно [26, с. 137].

Несмотря на обоснованность трактовки качественных исследований как использующих преимущественно слова (а не числа) в качестве данных и средств анализа, большинство авторов сегодня рассматривают их как нечто большее, чем просто разновидность эмпирических исследований [28, с. 180]. В последние десятилетия за понятием качественного исследования устойчиво закрепилось значение определенного подхода или даже эпистемологии исследования. В таком понимании противопоставление качественных исследований количественным имеет гораздо более принципиальные основания. Этот подход основывается на множестве специфических методологических и этических принципов [27, с. 36]. Среди них:

  • предпочтение полевой формы работы;
  • опора на контекстуальный анализ;
  • стремление к богатству и холизму описания;
  • интерес к единичным случаям;
  • индуктивный подход к данным;
  • гибкость и отсутствие жесткой стандартизации;
  • трактовка исследуемого человека как эксперта;
  • чрезвычайное внимание к языку как предмету и средству анализа;
  • ориентация на изучение смыслов и переживаний;
  • опора на рефлексивность исследователя [26, с. 139].

Отталкиваясь от перечисленных признаков, можно дать следующее определение: качественное исследование – это комплексное исследование, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор богатых описаний феномена, обработку их с помощью специальных процедур анализа текста и интерпретацию с учетом широкого социокультурного контекста, опорой на точку зрения исследуемых людей и рефлексию самого исследователя [31, с. 35].

Многие авторы делают большой акцент на различии качественного и количественного исследования.

Наиболее остро и полно различия этих подходов формулируют К. Глесне и А. Пешкин [9, с. 36]. С их позиции, количественные исследования исходят из допущения объективной реальности социальных фактов, главенства метода, допущения, что переменные могут быть распознаны, а отношения между ними измерены, тогда как качественные исследования опираются на допущение о социальном конструировании реальности, главенстве предмета исследования, допущение, что переменные являются комплексными, сплетенными и сложными для измерения [11, с. 144].


Количественные исследования преследуют цель обобщения, предсказания и причинного объяснения, тогда как качественные – контекстуализации, интерпретации и понимания взгляда на мир действующих лиц [26, с. 132]. С точки зрения самого подхода, в количественных исследованиях принято начинать с гипотез и теорий, использовать манипуляцию и контроль, формальные инструменты, экспериментирование, дедукцию, компонентный анализ, стремиться к единогласию и норме, обращаться к редукции данных к числовым индексам, использовать абстрактный язык написания отчетов [27, с. 28].

В качественных исследованиях принято заканчивать гипотезами и эмпирически «заземленными» теориями, опираться на спонтанное проявление феномена и его изображение, трактовать исследователя как основной инструмент, использовать натуралистическое исследование, индукцию, анализ паттернов, стремиться к плюрализму и комплексности, делать второстепенными числовые индексы, писать описательные отчеты. На конец, с точки зрения роли исследователя, количественные исследования предполагают отстраненность, беспристрастность, позицию постороннего лица и объективное изображение, тогда как качественные – личную вовлеченность, участие, взгляд человека, смотрящего «изнутри» и эмпатическое понимание [23, с. 86].

Так качественный подход не так легко совместить с количественным подходом.

Они имеют различные эпистемологические основания и могут приводить к противоречивым выводам. И все же, как отмечают многие авторы, совмещение в рамках одного исследования качественных и количественных методов может быть оправдано тем, что даже когда они дают несопоставимые результаты, они очевидным образом обогащают наше понимание человеческого поведения. Затрагивая различные стороны одних и тех же феноменов, эти два методологических подхода создают более законченную историю [30, с. 386].

2.2.Качественные методы в психологическом и педагогическом исследовании.

Методы исследования можно делить по разным основаниям: методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования, качественные и количественные, общенаучные и частные методы данной конкретной науки.

Методология как система общих принципов и правил (методов) исследовательской деятельности; иными словами, это – совокупность методов (плюс приемов, познавательных средств), использующихся в какой-либо науке. В этом смысле говорят о методологии определенной науки, определенной научной теории, или даже одного исследования [26, с. 131].