Файл: Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания
1.1. Определение понятия «стресс», особенности профессионального стресса
1.2. История исследования и сущность понятия «профессиональное выгорание», его виды и структура
1.3. Методика исследования профессионального выгорания
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания у медицинских работников
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по коррекции признаков профессионального выгорания
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания".
Напряжение
Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(21), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Определение выраженности симптомов. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
- 10-15 баллов - складывающийся симптом,
- 16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Определение сформированности фаз развития стресса.
В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";
- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Источник:
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – С. 91-103.
- Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 360-362.
Приложение 2
Таблица 2
Количественные результаты, полученные с помощью оценки
эмоционального выгорания
Испытуемые |
Фазы эмоционального выгорания |
||||||||||||||
НАПРЯЖЕНИЕ |
РЕЗИСТЕНЦИЯ |
ИСТОЩЕНИЕ |
|||||||||||||
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
Неудовлетворенность собой |
«Загнанность в клетку» |
Тревога и депрессия |
Общий балл |
Неадекватное эмоциональное реагирование |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
Расширение сферы экономии эмоций |
Редукция профессиональных обязанностей |
Общий балл |
Эмоциональный дефицит |
Эмоциональная отстраненность |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
Общий балл |
|
Врачи |
|||||||||||||||
1. |
2 |
3 |
0 |
0 |
5 |
20 |
0 |
5 |
2 |
27 |
2 |
20 |
15 |
10 |
47 |
2. |
2 |
5 |
0 |
0 |
7 |
15 |
22 |
0 |
10 |
47 |
6 |
10 |
5 |
3 |
24 |
3. |
0 |
5 |
0 |
5 |
10 |
23 |
5 |
4 |
20 |
52 |
0 |
13 |
0 |
0 |
13 |
4. |
2 |
0 |
1 |
0 |
3 |
10 |
25 |
7 |
18 |
60 |
2 |
13 |
5 |
7 |
27 |
5. |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
18 |
19 |
0 |
15 |
52 |
10 |
3 |
5 |
5 |
23 |
6. |
2 |
3 |
0 |
0 |
5 |
12 |
8 |
7 |
5 |
32 |
12 |
8 |
0 |
5 |
25 |
7. |
2 |
0 |
1 |
0 |
3 |
10 |
25 |
7 |
18 |
60 |
2 |
13 |
5 |
7 |
27 |
8. |
5 |
0 |
0 |
0 |
5 |
12 |
12 |
0 |
2 |
26 |
15 |
15 |
3 |
0 |
33 |
9. |
4 |
2 |
0 |
0 |
6 |
17 |
20 |
0 |
20 |
57 |
12 |
7 |
10 |
10 |
39 |
10. |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
23 |
20 |
2 |
22 |
67 |
23 |
15 |
10 |
15 |
63 |
Средние значения |
5,6 |
48 |
32,1 |
||||||||||||
Медсестры |
|||||||||||||||
11. |
12 |
5 |
1 |
0 |
18 |
27 |
9 |
2 |
15 |
53 |
0 |
10 |
5 |
0 |
15 |
12. |
12 |
6 |
6 |
10 |
34 |
16 |
7 |
2 |
17 |
42 |
15 |
3 |
13 |
8 |
39 |
13. |
7 |
3 |
10 |
0 |
20 |
15 |
13 |
7 |
12 |
47 |
5 |
2 |
0 |
3 |
10 |
14. |
4 |
2 |
6 |
5 |
17 |
17 |
10 |
2 |
19 |
48 |
3 |
3 |
8 |
8 |
22 |
15. |
7 |
3 |
5 |
0 |
15 |
15 |
0 |
5 |
5 |
25 |
0 |
3 |
5 |
10 |
18 |
16. |
0 |
5 |
0 |
5 |
10 |
23 |
5 |
4 |
20 |
52 |
0 |
13 |
0 |
0 |
13 |
17. |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
18 |
19 |
0 |
15 |
52 |
10 |
3 |
5 |
5 |
23 |
18. |
20 |
3 |
0 |
0 |
23 |
12 |
20 |
0 |
0 |
32 |
5 |
8 |
3 |
8 |
24 |
19. |
12 |
0 |
0 |
5 |
17 |
17 |
15 |
8 |
20 |
60 |
5 |
8 |
7 |
16 |
36 |
20. |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
18 |
19 |
0 |
15 |
52 |
10 |
3 |
5 |
5 |
23 |
Средние значения |
17,4 |
46,3 |
22,3 |