Файл: Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние годы важным исследовательским направлением в социальной психологии является изучение профессионального здоровья специалистов. Интерес к этой проблеме был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, которое оказывают условия труда на здоровье профессионалов, их поведение и личность в целом.

Бурное развитие общества и научно-технический прогресс, проявляющиеся со­циаль­ными, по­ли­ти­чес­ки­ми и эко­но­ми­чес­ки­ми изменениями, оказывает стрессовое влияния на человека и заставляет его приспосабливаться к новым условиям жизни. Однако эти изменения не всегда благоприятны для людей, в том числе и для их здоровья. Динамика новой жизни при­ве­ла к си­туа­ции нап­ря­же­ния на всех уров­нях дея­тель­ности че­ло­ве­ка – го­су­дарст­вен­ном, об­щест­вен­ном, семейном, лич­ност­ном и профессиональном.

Сам по себе стресс необходим для жизнедеятельности. Все живые существа испытывают его в той или иной форме, например, ментальный и физический стресс [18], [20], [32].

Получается, стресс необходим для нашего развития и эволюции. При этом для поддержания оптимального режима жизни необходим учет двух факторов: характера и интенсивности стрессоров, а также ресурсы механизмов адаптации.

Однако возрастающие потребности современной жизни способствуют устойчивости стресса, сохранению его на длительный срок, что влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию индивидуума и является предпосылкой для развития тяжелых психических и соматических болезней, распространяющиеся все шире, независимо от возраста и социального статуса.

Некоторые профессии по сравнению с другими специальностями можно отнести к разряду стрессогенных. Например, профессии типа «человек – человек», в которых коммуникация отягощена эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Вследствие чего работники подвержены личной деформации под влиянием длительной профессиональной деятельности, в науке обозначающейся термином «эмоциональное выгорание». В свою очередь синдром профессионального выгорания указывает на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер сотрудников.

Таким образом, глубокое изучение особенностей профессионального стресса и профессионального выгорания, имеющее как научное, так и практическое значение, является актуальной задачей психологии.

Состояние и степень разработанности проблемы. В западной психологии сущность понятия «стресс» и теория стресса описаны в трудах Г. Селье, Р.С. Лазаруса, Дж. Мейсона.


Изучением стресса как психологического образования в отечественной науке занимались Л.А. Китаев-Смык, Д. Костикова, А. Леонова, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.И. Чирков и др.

Описание эмоционального и профессионального выгорания встречается в работах западных ученых К. Маслача, С. Джексона; в нашей стране данной проблемой интересовались М.В. Агапова, С.А. Бабанов, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Д.Н. Орлов, С.А. Подсадный, Е.С. Романова, Ю.С. Шойгу.

Проблема профессиональных стрессов и профессионального выгорания

в современной научной литературе представлена достаточно узко, в контексте определенной выборки профессиональных специалистов.

Цель исследования: изучить особенности профессионального стресса и профессионального выгорания у медицинских работников.

Задачи исследования:

  1. Изучить подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «стресс».
  2. Описать особенности профессионального стресса.
  3. Рассмотреть историю исследования и сущность понятия «профессиональное выгорание», его виды и структуру.
  4. Описать методику исследования профессионального выгорания.
  5. Провести эмпирическое исследование профессионального выгорания у медицинских работников и произвести обработку результатов.
  6. Проанализировать особенности профессионального выгорания у медицинских работников.
  7. Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания и оптимизации профессиональной деятельности медицинских работников.

Объект исследования: профессиональный стресс и профессиональное выгорание.

Предмет исследования: профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания; принцип единства внешних и внутренних условий в формировании и проявлении свойств личности (С.Л. Рубинштейн); принцип системного изучения личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.); современные теоретические подходы к исследованию эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических особенностей (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, М.В. Агапова, В.Е. Орел).

Методы исследования:

  • теоретико-методологический анализ научных источников;
  • диагностические методы: опросник «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко);
  • методы математико-статистического анализа: для количественной обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ Microsoft Office Excel.

Теоретическая значимость исследования:

  1. исследование позволило выделить особенности профессионального выгорания у медицинских работников;
  2. работа дополнит имеющиеся теоретические представления о рассматриваемой проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные позволят разработать конкретные программы, направленные на предотвращение действия «синдрома эмоционального сгорания» у сотрудников медицинских учреждений; кроме того результаты исследования можно использовать в лекционных курсах по общей психологии, социальной психологии и психологии труда.

Организация исследования включала в себя ряд этапов:

  1. ориентировочный – формирование двух выборок испытуемых «Центра медицинской помощи и реабилитации детей и подростков» г. Рязани, по 10 медицинских работников в каждой. В одной выборке – врачи (от 27 до 59 лет); в другой выборке – медсестры (в возрасте от 25 до 64 лет);
  2. разработка плана эксперимента и собственно психодиагностическое исследование медицинских работников;
  3. анализ и интерпретация полученных результатов.

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения. Объем основного текста работы, включая список литературы из 38 источников, составил 35 страниц.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания

1.1. Определение понятия «стресс», особенности профессионального стресса

В переводе с английского языка слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.

Термин «стресс» впервые был введен выдающимся канадским физиологом Гансом Селье в 1929 г. и первоначально использовался автором для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Будучи студентом-медиком Пражского университета, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние «синдром просто болезни» или «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» [32].


В научный оборот термин «стресс» вошел в 1936 г., когда Ганс Селье разработал и сформулировал общие положения концепции стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов) [32].

Автор теории стрессов рассуждает о сущности стресса: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [32]. При этом «неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса», - писал Г. Селье [32].

По мнению канадского ученого, существует «нормальный» и «сильный» стресс. «Нор­маль­ный» стресс то­ни­зи­рует ор­га­низм и способствует его адек­ват­ной дея­тель­ности. «Силь­ный» стресс мо­жет вызвать из­лиш­нее нап­ря­же­ние адап­та­цион­ных ме­ха­низ­мов и при соответст­вую­щих ус­ло­виях (ин­тен­сив­ность, про­лон­ги­ро­ван­ность, сла­бая ре­зистент­ность и т. д.) гу­би­тель­но воз­дейст­во­вать на ор­га­низм. Соответственно «нормальному» и «сильному» стрессу Селье разделяет понятия «стресс» и «дисстресс».

Дистресс в переводе с английского языка означает горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. С точки зрения автора концепции стресса, дистресс — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

В це­лом, мож­но от­ме­тить, что Селье свя­зы­вал стресс с дея­тель­ностью че­ло­ве­ка неза­ви­си­мо от эмо­цио­наль­но­го от­но­ше­ния к дея­тель­ности (прият­ный - неп­рият­ный). Дист­ресс же он свя­зы­вал иск­лю­чи­тель­но с неп­рият­ной дея­тель­ностью [32].

В современных научных работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки изучить это понятие. Доказательством тому существование большого количества различных определений стресса (более шестидесяти). Приведем некоторые из них.

  • «Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации» [23].
  • «Стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма» [21].
  • «Стресс – это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях» [13].
  • Стресс – это пси­хо­фи­зи­чес­кая нап­ря­жен­ность че­ло­ве­ка, воз­ни­каю­щая в слож­ных проб­лем­ных (объек­тив­ных или субъек­тив­но так восп­ри­ни­мае­мых) си­туа­циях, в ко­то­рых лич­ность соз­на­тель­но или под­соз­на­тель­но поль­зует­ся ме­ха­низ­ма­ми пси­хи­чес­кой адап­та­ции с целью дости­же­ния реа­дап­та­ции [35].

А.А. Реан [27] обобщил западные исследования стресса и обратил внимание на то, что наряду с формулировкой Г. Селье западные авторы определяли стресс как:

  • состояние нарушения гомеостатического равновесия или сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия;
  • состояние организма, который воспринимает угрозу его благополучию (или целостности) и направляет всю энергию на свою защиту;
  • любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма [27].

Развивая учение о стрессе, Р. Лазарус выдвинул концепцию, согласно которой разграничиваются физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (психологический, эмоциональный) стресс, который предшествует ситуации, наступает заблаговременно [19]. При этом человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающе трудную. Эти разделения, конечно, несколько условны. Ответ организма человека на экстремальную ситуацию всегда цельный психофизиологический процесс.

Проанализировав и обобщив имеющиеся исследования и подходы к изучению стресса, Т.М. Марютина и О.Е. Ермолаев [21] определили, что в настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:

    • сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
    • сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
    • сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
    • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности;
    • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма [21].

Кроме того, в ли­те­ра­ту­ре мож­но встре­тить так­же по­ня­тие «эуст­ресс» как эмо­цио­наль­ная реак­ция на по­ло­жи­тель­ное, ра­дост­ное со­бы­тие [17], [28], [32], [35].

Таким образом, в современной науке термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Причем интерпретация понятия «стресс» подчинена либо традиционной психологической проблематике, либо осуществляется в медицинских терминах.

Особое место в психологии занимаем профессиональный стресс. Остановимся подробнее на его описании.