Файл: Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания
1.1. Определение понятия «стресс», особенности профессионального стресса
1.2. История исследования и сущность понятия «профессиональное выгорание», его виды и структура
1.3. Методика исследования профессионального выгорания
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания у медицинских работников
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по коррекции признаков профессионального выгорания
Введение
В последние годы важным исследовательским направлением в социальной психологии является изучение профессионального здоровья специалистов. Интерес к этой проблеме был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, которое оказывают условия труда на здоровье профессионалов, их поведение и личность в целом.
Бурное развитие общества и научно-технический прогресс, проявляющиеся социальными, политическими и экономическими изменениями, оказывает стрессовое влияния на человека и заставляет его приспосабливаться к новым условиям жизни. Однако эти изменения не всегда благоприятны для людей, в том числе и для их здоровья. Динамика новой жизни привела к ситуации напряжения на всех уровнях деятельности человека – государственном, общественном, семейном, личностном и профессиональном.
Сам по себе стресс необходим для жизнедеятельности. Все живые существа испытывают его в той или иной форме, например, ментальный и физический стресс [18], [20], [32].
Получается, стресс необходим для нашего развития и эволюции. При этом для поддержания оптимального режима жизни необходим учет двух факторов: характера и интенсивности стрессоров, а также ресурсы механизмов адаптации.
Однако возрастающие потребности современной жизни способствуют устойчивости стресса, сохранению его на длительный срок, что влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию индивидуума и является предпосылкой для развития тяжелых психических и соматических болезней, распространяющиеся все шире, независимо от возраста и социального статуса.
Некоторые профессии по сравнению с другими специальностями можно отнести к разряду стрессогенных. Например, профессии типа «человек – человек», в которых коммуникация отягощена эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Вследствие чего работники подвержены личной деформации под влиянием длительной профессиональной деятельности, в науке обозначающейся термином «эмоциональное выгорание». В свою очередь синдром профессионального выгорания указывает на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер сотрудников.
Таким образом, глубокое изучение особенностей профессионального стресса и профессионального выгорания, имеющее как научное, так и практическое значение, является актуальной задачей психологии.
Состояние и степень разработанности проблемы. В западной психологии сущность понятия «стресс» и теория стресса описаны в трудах Г. Селье, Р.С. Лазаруса, Дж. Мейсона.
Изучением стресса как психологического образования в отечественной науке занимались Л.А. Китаев-Смык, Д. Костикова, А. Леонова, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.И. Чирков и др.
Описание эмоционального и профессионального выгорания встречается в работах западных ученых К. Маслача, С. Джексона; в нашей стране данной проблемой интересовались М.В. Агапова, С.А. Бабанов, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Д.Н. Орлов, С.А. Подсадный, Е.С. Романова, Ю.С. Шойгу.
Проблема профессиональных стрессов и профессионального выгорания
в современной научной литературе представлена достаточно узко, в контексте определенной выборки профессиональных специалистов.
Цель исследования: изучить особенности профессионального стресса и профессионального выгорания у медицинских работников.
Задачи исследования:
- Изучить подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «стресс».
- Описать особенности профессионального стресса.
- Рассмотреть историю исследования и сущность понятия «профессиональное выгорание», его виды и структуру.
- Описать методику исследования профессионального выгорания.
- Провести эмпирическое исследование профессионального выгорания у медицинских работников и произвести обработку результатов.
- Проанализировать особенности профессионального выгорания у медицинских работников.
- Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания и оптимизации профессиональной деятельности медицинских работников.
Объект исследования: профессиональный стресс и профессиональное выгорание.
Предмет исследования: профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания; принцип единства внешних и внутренних условий в формировании и проявлении свойств личности (С.Л. Рубинштейн); принцип системного изучения личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.); современные теоретические подходы к исследованию эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических особенностей (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, М.В. Агапова, В.Е. Орел).
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ научных источников;
- диагностические методы: опросник «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко);
- методы математико-статистического анализа: для количественной обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ Microsoft Office Excel.
Теоретическая значимость исследования:
- исследование позволило выделить особенности профессионального выгорания у медицинских работников;
- работа дополнит имеющиеся теоретические представления о рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные позволят разработать конкретные программы, направленные на предотвращение действия «синдрома эмоционального сгорания» у сотрудников медицинских учреждений; кроме того результаты исследования можно использовать в лекционных курсах по общей психологии, социальной психологии и психологии труда.
Организация исследования включала в себя ряд этапов:
- ориентировочный – формирование двух выборок испытуемых «Центра медицинской помощи и реабилитации детей и подростков» г. Рязани, по 10 медицинских работников в каждой. В одной выборке – врачи (от 27 до 59 лет); в другой выборке – медсестры (в возрасте от 25 до 64 лет);
- разработка плана эксперимента и собственно психодиагностическое исследование медицинских работников;
- анализ и интерпретация полученных результатов.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения. Объем основного текста работы, включая список литературы из 38 источников, составил 35 страниц.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания
1.1. Определение понятия «стресс», особенности профессионального стресса
В переводе с английского языка слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.
Термин «стресс» впервые был введен выдающимся канадским физиологом Гансом Селье в 1929 г. и первоначально использовался автором для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Будучи студентом-медиком Пражского университета, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние «синдром просто болезни» или «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» [32].
В научный оборот термин «стресс» вошел в 1936 г., когда Ганс Селье разработал и сформулировал общие положения концепции стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов) [32].
Автор теории стрессов рассуждает о сущности стресса: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [32]. При этом «неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса», - писал Г. Селье [32].
По мнению канадского ученого, существует «нормальный» и «сильный» стресс. «Нормальный» стресс тонизирует организм и способствует его адекватной деятельности. «Сильный» стресс может вызвать излишнее напряжение адаптационных механизмов и при соответствующих условиях (интенсивность, пролонгированность, слабая резистентность и т. д.) губительно воздействовать на организм. Соответственно «нормальному» и «сильному» стрессу Селье разделяет понятия «стресс» и «дисстресс».
Дистресс в переводе с английского языка означает горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. С точки зрения автора концепции стресса, дистресс — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.
В целом, можно отметить, что Селье связывал стресс с деятельностью человека независимо от эмоционального отношения к деятельности (приятный - неприятный). Дистресс же он связывал исключительно с неприятной деятельностью [32].
В современных научных работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки изучить это понятие. Доказательством тому существование большого количества различных определений стресса (более шестидесяти). Приведем некоторые из них.
- «Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации» [23].
- «Стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма» [21].
- «Стресс – это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях» [13].
- Стресс – это психофизическая напряженность человека, возникающая в сложных проблемных (объективных или субъективно так воспринимаемых) ситуациях, в которых личность сознательно или подсознательно пользуется механизмами психической адаптации с целью достижения реадаптации [35].
А.А. Реан [27] обобщил западные исследования стресса и обратил внимание на то, что наряду с формулировкой Г. Селье западные авторы определяли стресс как:
- состояние нарушения гомеостатического равновесия или сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия;
- состояние организма, который воспринимает угрозу его благополучию (или целостности) и направляет всю энергию на свою защиту;
- любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма [27].
Развивая учение о стрессе, Р. Лазарус выдвинул концепцию, согласно которой разграничиваются физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (психологический, эмоциональный) стресс, который предшествует ситуации, наступает заблаговременно [19]. При этом человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающе трудную. Эти разделения, конечно, несколько условны. Ответ организма человека на экстремальную ситуацию всегда цельный психофизиологический процесс.
Проанализировав и обобщив имеющиеся исследования и подходы к изучению стресса, Т.М. Марютина и О.Е. Ермолаев [21] определили, что в настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:
-
- сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
- сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
- сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
- неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности;
- неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма [21].
Кроме того, в литературе можно встретить также понятие «эустресс» как эмоциональная реакция на положительное, радостное событие [17], [28], [32], [35].
Таким образом, в современной науке термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Причем интерпретация понятия «стресс» подчинена либо традиционной психологической проблематике, либо осуществляется в медицинских терминах.
Особое место в психологии занимаем профессиональный стресс. Остановимся подробнее на его описании.