Файл: Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью [16].

Н.В. Самоукина [31] описала наиболее частые причины профессиональных стрессов, среди которых: профессиональный стресс достижения; стресс конкуренции; стресс, вызванный страхом совершить ошибку; стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

С точки зрения Ю.В. Щербатых [37], факторы способствующие развитию профессионального стресса, можно разделить на две группы: объективные (независящие от личности сотрудника) и субъективные (развитие кото­рых зависит от самого сотрудника, внутриличностные).

Различают разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс. Рассмотрим каждый их них.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке [9].

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры) [9].

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения [16].

Подводя итог, хочется отметить, что профессиональный стресс, являясь разновидностью стрессов, выполняет свою главную биологическую функцию — адаптация, то есть приспособление и защита организма от угрожающих, разрушающих воздействий, как физических, так и психологических.


1.2. История исследования и сущность понятия «профессиональное выгорание», его виды и структура

К профессиональному стрессу тесно примыкает такое явление, которое в раз­личных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», «явление психического выгорания», «синдром эмоцио­нального выгорания» и т. д.

История изучения выгорания берет свое начало в американской науке. Первые работы по описанию этого явления появились в 70-е годы в США в связи с профессиональной деятельностью врачей. Термин «эмоциональное выгорание» – «burnout» (что в переводе с английского языка – «сгорание», «выгорание») – в 1974 году ввел американский психиатр X.Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся «как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [цит. по: 17, с. 221-222].

Затем благодаря исследованиям К. Маслача и С. Джексона феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром. Американские ученые систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки («Maslach Burnout Inventory» - MBI) [12].

В 80-е годы прошлого столетия в отечественной литературе появилось понятие «выгорания», которое рассматривалось в контексте психологии стресса как «болезнь общения» и следствие душевного переутомления в работах Л.А. Китаева-Смыка [18].

В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х годов. Так, отечественными авторами использовались несколько вариантов перевода термина «burnout»:

  1. «эмоциональное выгорание» (самый распространенный вариант): Е.П. Ильин [17], Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова [8];
  2. «эмоциональное перегорание»: В.Д. Вид, Е.И. Лозинская [7];
  3. «эмоциональное сгорание»: Т.С. Яценко [38], Т.В. Форманюк [36], В.В. Бойко [6];
  4. «синдром профессиональной деформации»: Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц [1], С.П. Безносов [5];
  5. «синдром профессионального выгорания»: С.А. Подсадный, В.Ю. Слабинский [26], Н.В. Самоукина [31].

Такое многообразие терминов объясняется различными теоретическими представлениями о проблеме сущности профессионального выгорания.

Приведём некоторые определения изучаемого явления.

С точки зрения В.В. Бойко [6], «синдром выгорания» – это механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В то же время автор подчеркивает и дисфункциональные последствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

По мнению Н.Е. Водопьяновой [8], эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Изучение детерминантов синдрома профессионального или эмоционального выгорания обусловило формирование его концептуальных моделей. В настоящее время существует множество моделей, описывающих данный феномен. В.И. Евдокимов и А.И. Губин [14], рассмотрев различные теоретические подходы, приводят структуру концептуальных моделей «синдрома профессионального выгорания» (рис. 1).

Рис. 1. Структура концептуальных моделей синдрома профессионального выгорания [14, с. 108]

Так, по мнению ученых, профессиональное выгорание имеет определенную структуру и носит динамический характер.

В различных подходах к структуре синдрома выгорания выделяются следующие теоретические модели:

  1. однофакторная модель (А. Пайнс, Э. Аронсон) – выгорание есть состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий;
  2. двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма) – Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного»;
  3. Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений;
  4. Многофакторная модель (G. Firth, A. Mims, E. Iwanicki, R. Schwab) – в данном модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д. [34].

Среди различных концептуальных подходов наибольшее признание получила трехфакторная модель К. Маслач [12]. С точки зрения американского ученого синдром эмоционального выгорания проявляется в трех группах переживаний: эмоциональное истощение, деперсонализация редуцирование личных (профессиональных) достижений (рис. 1.2).

Рис. 2. Составляющие синдрома выгорания, по К. Маслач [12]

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Однако протекание и проявление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз [33]:

1. Предупреждающая фаза: чрезмерное участие, истощение.

2. Снижение уровня собственного участия: по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т. д., по отношению к остальным окружающим, по отношению к профессиональной деятельности, возрастание требований.

3. Эмоциональные реакции: депрессивное настроение, агрессия.

4. Фаза деструктивного поведения: проявляется во многих сферах, когнитивной, мотивационной, эмоциональной, социальной

5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения и др.

6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность.

Б. Перлман и Е. Хартман [4] выделили три группы переменных, оказывающих определенное влияние на развитие выгорания: личностные, ролевые и организационные. Остановим подробнее на каждом из них.

Личностные факторы — экстраверсия или интроверсия. Реактивность, пол, возраст, авторитаризм, самоуважение, трудоголизм, поведенческая реакция на стресс (предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций), уровень эмпатии, мотивация, степень удовлетворенности профессией и профессиональным ростом, стаж и др.


Ролевые факторы — ролевые конфликты, ролевая неопределенность.

Организационные факторы время, затрачиваемое на работу; неопределенное (или трудно измеримое) содержание труда; работа, требующая исключительной продуктивности и постоянного повышения профессионализма; работа, требующая соответствующей подготовки (тренировки); неопределенность или недостаток ответственности; характер руководства, не соответствующий содержанию работы, и др. [4].

Подводя итог, отметим, что профессиональное эмоциональное выгорания – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов и зависящая от административных, управленческих и коммуникативных характеристик организации, психологического климата, статусно-ролевых и личностных особенностей сотрудников.

1.3. Методика исследования профессионального выгорания

Уровень эмоционального и професссионального выгорания изучается методикой В.В. Бойко [6], которая позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы эмоционального выгорания: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов (таблица 1).

Таблица 1

Фазы и симптомы эмоционального выгорания

ФАЗА СТРЕССА

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения