Файл: Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • дебрифинг (обсуждение) после любого критического события;
  • физические упражнения;
  • адекватный сон;
  • регулярный отдых;
  • обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • умение разделить с пациентом ответственность за результат;
  • умение говорить «нет»;
  • наличие хобби (спорт, культура, природа); 
  • поддержание стабильных партнерских, социальных отношений;
  • фрустрационная профилактика – уменьшение ложных ожиданий (если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема).
  • личностно-ориентированные стратегии: выполнение «тестов на пригодность» (профессиональная пригодность) перед обучением профессии; проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для психологов и врачей); регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг.

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:

  • создание и поддержание «здорового рабочего окружения» (то есть временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
  • признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
  • обучение руководителей – руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений; поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка коллег.

Ни для кого не секрет, что «заболевание легче всего предотвратить, нежели лечить», поэтому в практике на сегодняшний день достаточная роль отводится именно профилактике имеющихся заболеваний. Поэтому для профилактики профессионального выгорания лиц, находящихся на стадии формирования фаз и симптомов, представляются целесообразными следующие мероприятия [3]:

 определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию);

 достижение краткосрочных целей (успех, который повышает степень самомотивации);

 использование технических перерывов, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

 освоение путей управления стрессом - изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение "мостов" между работой и домом; повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация специальных тренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования;


 профессиональное развитие и самосовершенствование (циклы повышения квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы);

 уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

 поддержание хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).

Кроме этого, в целях направленной профилактики эмоционального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к конфликтам на работе, не пытаться быть лучшим всегда и во всем, помнить, что работа – всего лишь часть жизни.

Таким образом, коррекционные, профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессового агента, улучшение условий труда работников и оптимизацию межличностных взаимоотношений в коллективе в целом.

Выводы к главе 2

Резюмируя результаты проведенного эмпирического исследования, можно сформулировать следующие выводы:

В исследуемой выборке испытуемых выявлены следующие особенности профессионального эмоционального выгорания: у большинства медицинских работников фаза напряжения и фаза истощения не сформированы, однако фаза резистенции находится в стадии формирования.

Исследование продемонстрировало преобладание у врачей по сравнению с медсестрами фазы истощения, и преобладание у медицинских сестер по сравнению с врачами фазы напряжение. Таким образом, у врачей по сравнению с медицинскими сестрами ярче выражены симптомы эмоционального выгорания.

В исследуемой выборке испытуемых-медиков диагностированы сформированные фазы эмоционального выгорания (в большей степени у врачей), нуждающиеся в адекватных методах психологической коррекции.

Коррекционные, лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия по предупреждению профессионального стресса и профессионального выгорания должны быть направлены на снятие действия стрессового агента, улучшение условий труда работников и оптимизацию межличностных взаимоотношений в коллективе в целом.

Заключение

В настоящей работе предпринята попытка изучить особенности профессионального стресса и профессионального выгорания у сотрудников медицинских учреждений.


Резюмируя данные теоретического анализа и эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:

  1. С точки зрения современной науки, стресс – это пси­хо­фи­зи­чес­кая напряжен­ность че­ло­ве­ка, воз­ни­каю­щая в слож­ных проб­лем­ных си­туа­циях, в которых личность соз­на­тель­но или под­соз­на­тель­но поль­зует­ся механизмами психичес­кой адап­та­ции с целью дости­же­ния реа­дап­та­ции.
  2. Профессиональный стресс, являясь разновидностью стрессов, выполняет свою главную биологическую функцию — адаптация, то есть приспособление и защита организма от угрожающих, разрушающих воздействий, как физических, так и психологических.
  3. В отечественной психологии профессиональное или эмоциональное выгорание трактуется как «синдром», включающий в себя реакции организма на продолжительное воздействие профессиональных стрессов, зависит от административных, управленческих и коммуникативных характеристик организации, психологического климата, статусно-ролевых и личностных особенностей сотрудников.
  4. В современной науке накоплен обширный багаж методик исследования профессионального выгорания, которые соответствуют важным характеристикам надежности и валидности.
  5. В исследуемой выборке испытуемых выявлены следующие особенности профессионального эмоционального выгорания: у большинства медицинских работников фаза напряжения и фаза истощения не сформированы, однако фаза резистенции находится в стадии формирования.
  6. Исследование продемонстрировало преобладание у врачей по сравнению с медсестрами фазы истощения, и преобладание у медицинских сестер по сравнению с врачами фазы напряжение. Таким образом, у врачей по сравнению с медицинскими сестрами ярче выражены симптомы эмоционального выгорания.
  7. В исследуемой выборке испытуемых-медиков диагностированы сформированные фазы эмоционального выгорания (в большей степени у врачей), нуждающиеся в адекватных методах психологической коррекции.
  8. Коррекционные, лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия по предупреждению профессионального стресса и профессионального выгорания должны быть направлены на снятие действия стрессового агента, улучшение условий труда работников и оптимизацию межличностных взаимоотношений в коллективе в целом.

Итак, поставленная цель и задачи достигнуты, описаны особенности профессионального выгорания сотрудников работников.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания, в частности, и профессиональной деформации личности, в целом, медицинских работников и представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом и руководителей организаций.


Библиография

  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра – М», 1998. – 272 с.
  2. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности [Текст]: Дис. … канд. психол. наук / М.В. Агапова. – Ярославль, 2004. – 184 с.
  3. Бабанов С.А. Синдром эмоционального выгорания: факторы риска и профилактика [Текст] // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2011. № 6. С. 36-43.
  4. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 11. 2009. Вып. 3. С. 57-71.
  5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
  7. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии и  его зависимость от терапевтической идеологии // Российский психиатрический журнал. 1998. № 1. С. 19-21.
  8. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  9. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.
  10. Дарьялова В.А. К вопросу о профилактике синдрома выгорания // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст]: сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2007. – С. 51-54.
  11. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 360-362.
  12. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – C. 394-399.
  13. Доминяк В.И. Стресс как психическое состояние // Опорные материалы к курсу «Управление персоналом». – СПб.: СПбГПУ, ФЭМ, Высшая школа управления и финансов, 2006. – 17 с.
  14. Евдокимов В.И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания у врачей и его профилактика / В.И. Евдокимов, А.И. Губин [Текст] // Вестник психотерапии. 2009. № 30 (35). С. 106-119.
  15. Жигарькова О. Человек и его стресс // Психологическая газета «Мы и Мир». 2009. № 11 [159].
  16. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
  17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2016. – 752 с.
  18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М. Академический Проект, 2009. — 943 с.
  19. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты / Р.С. Лазарус // Психология эмоций: хрестоматия / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2004. – С. 225-232.
  20. Леонова А. На грани стресса: [стресс сам по себе не зло и не болезнь, а адаптационный механизм] / А. Леонова, Д. Костикова // В мире науки. 2004. № 10. С. 62-71.
  21. Марютина Т.М., Ермолаев О.Е. Введение в психофизиологию: Учебное пособие. – 5 изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2007. – 400 с.
  22. Мэйсон Дж., Бёртон Л., Стэйси К. Математика – это просто. Думай математически. – М.: ТЕХНОСФЕРА, 2015. – 352 с.
  23. Немов Р.С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3-х томах. – Люберцы: «Юрайт», 2016. – Том 2. Кн. 4: Речь. Психические состояния. – 223 с.
  24. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
  25. Орлов Д.Н., Подсадный С.А., Шойгу Ю.С. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «burnout» // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст]: сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2007. – С. 123-125.
  26. Подсадный С.А., Слабинский В.Ю. К вопросу роли этических моделей в формировании синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст]: сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2007. – С. 136-138.
  27. Реан А.А. Психология личности. – СПб.: «Питер», 2016. – 288 с.
  28. Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  29. Романова Е.С. Личность и эмоциональное выгорание [Текст] / Е.С. Романова, М. Горохова // Вестник практической психологии образовании. 2004. № 1. С. 18-23.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы   общей   психологии: Учеб. пособие /   С.Л.  Рубинштейн. – 4 изд. – СПб.: Питер, 2008. – 705 с.
  31. Самоукина Н.В. Настольная книга менеджера по персоналу. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 331 с.
  32. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – Рига: Внеда, 1992. – 109 с.
  33. Скугаревская М.М., Игумнов С.А., Склема В.Н. Синдром эмоционального выгорания и основные этапы его развития // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст]: сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск. гос. ун-т. – Курск: КГУ, 2007. – С. 146-148.
  34. Словарь терминов по управлению персоналом: справочное издание / И. Болотин, М. Ахмедова, С. Басалай и др. – М.: Изд-во МАТИ, 2009. – 160 с.
  35. Сукиасян С.Г., Тадевосян М.Я. Посттравматические стрессовые расстройства: медицинская и социально-психологическая проблема в Армении // Российский психиатрический журнал. 2010. № 5. С. 59-69.
  36. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.
  37. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2012. — 256 с.
  38. Яценко Т.C. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися [Текст]: Дис. … докт. психол. наук / Т.C. Яценко. – Киев, 1989. – 359 с.

Приложение

Приложение 1

Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В.В. Бойко

Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов: 

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом неудовлетворенности собой. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптомы «загнанности в клетку». Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4. Симптом «тревоги и депрессии». Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания. 

II Фаза «резистенции» - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.