Файл: Теоретические аспекты исследования профессионального стресса и профессионального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Испытуемым предлагаются суждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет», принимая во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты их профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми они ежедневно работают.

Полный текст методики представлен в Приложении 1.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

  • определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;
  • подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»;
  • находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.

Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов – не сложившийся симптом;
  • 10-15 баллов – складывающийся симптом;
  • 16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования «синдрома выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции [12].


Выводы к главе 1

Обзорный анализ научной литературы по проблеме изучения профессионального стресса и профессионального выгорания позволил сформулировать ряд выводов:

  1. В современной литературе существуют достаточно большое количество определений и моделей стресса. Наиболее полное, на наш взгляд, следующее определение: Стресс – это пси­хо­фи­зи­чес­кая напряжен­ность че­ло­ве­ка, воз­ни­каю­щая в слож­ных проб­лем­ных си­туа­циях, в которых лич­ность соз­на­тель­но или под­соз­на­тель­но поль­зует­ся механизмами пси­хи­чес­кой адап­та­ции с целью дости­же­ния реа­дап­та­ции.
  2. Профессиональный стресс, являясь разновидностью стрессов, выполняет свою главную биологическую функцию — адаптация, то есть приспособление и защита организма от угрожающих, разрушающих воздействий, как физических, так и психологических.
  3. В отечественной психологии профессиональное или эмоциональное выгорание трактуется как «синдром», включающий в себя реакции организма на продолжительное воздействие профессиональных стрессов, зависит от административных, управленческих и коммуникативных характеристик организации, психологического климата, статусно-ролевых и личностных особенностей сотрудников.
  4. В современной науке накоплен обширный багаж методик исследования профессионального выгорания, которые соответствуют важным характеристикам надежности и валидности.

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального выгорания у медицинских работников

2.1. Программа эмпирического исследования

В настоящей работе предполагается изучение особенностей профессионального стресса и профессионального выгорания у медицинских работников.

Организация исследования включала в себя ряд этапов:

  1. ориентировочный этап – формирование двух выборок испытуемых медицинских работников и предварительное наблюдение за проявлениями профессионального выгорания у них;
  2. психодиагностическое тестирование;
  3. анализ и интерпретация полученных результатов.

База исследования: «Центр медицинской помощи и реабилитации детей и подростков» г. Рязани.

Выборки испытуемых: две группы медицинских работников, по 10 человек в каждой, врачи (от 27 до 59 лет) и медсестры (в возрасте от 25 до 64 лет).

Методика эмпирического исследования: для исследования был использован опросник «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко).

Выбор методики обусловлен тем, что она позволяют выявить различные характеристики эмоционального выгорания, что будет дополнительным материалом для анализа и позволит извлечь из исследования дополнительные практические результаты. Кроме того, многочисленные исследования подтверждают ее высокую валидность и надёжность.

Хочется также отметить, что все испытуемые дали свое согласие на использование результатов тестов в данной работе. Перед исследованием с экспериментатором был установлен контакт. Тесты предъявлялись один за другим сразу, индивидуально для каждого испытуемого. Инструкция была напечатана в тексте опросника, и, в случае необходимости, испытуемым давались необходимые пояснения. После проведения эксперимента каждому испытуемому были даны объяснения по поводу цели эксперимента и после обработки результатов все желающие получили консультацию по поводу результатов психодиагностики.

2.2. Анализ результатов исследования

Полученные результаты по основным психометрическим характеристикам указанного стандартизованного опросника после первичной обработки представлены в виде «сырых» баллов в таблице 2 (Приложение 2).

Рассмотрим результаты психодиагностического исследования соответственно двум выборкам испытуемых.

Анализируя данные таблицы 2 (Приложение 2), выявлены медицинские работники, у которых фазы «синдрома эмоционального выгорания» сформированы, не сформированы или находятся на стадии формирования. Рассмотрим полученные результаты соответственно каждой фазе «синдрома эмоционального выгорания»: напряжения, резистенции и истощения (таблица 3).

Таблица 3

Результаты оценки эмоционального выгорания

Фазы эмоционального выгорания

Количество испытуемых

Врачи

Медсестры

Напряжение

не сформирована

10

10

формируется

0

0

сформирована

0

0

Резистенция

не сформирована

3

2

формируется

6

8

сформирована

1

0

Истощение

не сформирована

7

9

формируется

2

1

сформирована

1

0


Опираясь на данные таблицы 3, особенности фазы напряжения как проявление эмоционального выгорания медицинских работников можно представить в виде диаграмм (рис. 3).

Рис. 3. Особенности фазы напряжения у медицинских работников

Итак, изучая фазу напряжения у врачей и медсестер, установлен факт отсутствия ее формирования у сотрудников медицинского центра.

Анализируя числовые показатели формирования фазы резистенции, представленные в таблице 3, графически отобразим особенности ее протекания у сотрудников медицинского центра (рис. 4).

Рис. 4. Особенности фазы резистенции у медицинских работников

Таким образом, в исследуемой выборке испытуемых у большинства медицинских работников фаза резистенции находится в стадии формирования, причем количество медсестер преобладает над выборкой врачей. У данных респондентов возможно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей. Перечисленные характеристики заслуживают пристального внимания и обращения за психологической помощью.

Графическое представление количественных результатов испытуемых (таблица 3) по следующей фазе эмоционального выгорания – истощение – отображено на рис. 5.

Рис. 5. Особенности фазы истощения у медицинских работников

Итак, в изучаемой выборке большинство сотрудников медицинского центра имеют несформированную фазу истощения. У части лиц (особенно у врачей) выявлена формирующаяся фаза истощения. Кроме того, есть медицинские работники (врачи) со сформированной стадией истощения. Эти испытуемые характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Присутствует эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения. При этом эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности, поэтому требует адекватной психологической коррекции.

Таким образом, в исследуемой выборке испытуемых выявлены следующие особенности профессионального эмоционального выгорания: у большинства медицинских работников фаза напряжения и фаза истощения не сформированы, однако фаза резистенции находится в стадии формирования.


В продолжение исследования сравним средние значения по фазам эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер (таблица 4).

Таблица 4

Средние значения по фазам эмоционального выгорания

у врачей и медицинских сестер

Фазы эмоционального выгорания

Количество испытуемых

Врачи

Медсестры

Напряжение

5,6

17,4

Резистенция

48

46,3

Истощение

32,1

22,3

Графически полученные количественные результаты представлены на рис. 6.

Анализ соотношения средних числовых значений по фазам эмоционального выгорания продемонстрировал преобладание у врачей по сравнению с медсестрами фазы истощения, и преобладание у медицинских сестер по сравнению с врачами фазы напряжение. Таким образом, у врачей по сравнению с медицинскими сестрами ярче выражены симптомы эмоционального выгорания.

2.3. Рекомендации по коррекции признаков профессионального выгорания

В эмпирическом исследовании с помощью психодиагностических методик выявлены медицинские работники, имеющие сформированные симптомы фаз эмоционального выгорания. Данные лица несомненно нуждаются в адекватных методах психологической коррекции профессионального выгорания.

Коррекционные, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.

В практике психологов в борьбе с «синдромом эмоционального выгорания» используются следующие коррекционные и лечебные мероприятия [8], [10], [37]: