Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование дерегулирования рынков
1.1. Предпосылки дерегулирования рынков
1.2. Рациональное дерегулирование
Глава 2. Практические аспекты дерегулирования рынка на примере рынка пассажирских авиаперевозок
2.1. Модели государственного регулирования гражданской авиации. Особенности патерналистской модели
2.2. Дерегулирование рынка гражданской авиации. Либеральная модель
- выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения
предписаний. Так, на основании признания ОАО «Аэрофлот» нарушившим
антимонопольное законодательство было принято решение о выдачи ему
предписания № 55 05 об устранении в срок до 01.03.2014 нарушения п. 6 ч. 1
ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» [27], выразившееся в экономически необоснованном установлении различных цен на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом на
авиалинии г. Ростов-на-Дону — г. Москва — г. Ростов-на-Дону;
- выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В
соответствии с данным полномочием 02.04.2014 ОАО «Авиакомпания
ЮТэйр» было направленно предупреждение о прекращении действий (бездействия) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании тарифов без учета динамики изменения потребительского спроса по мере приближения к дате вылета. Данными действиями ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» нарушает п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего. Фас России на основании ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупредило ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» о необходимости прекращения нарушений антимонопольного законодательства;
- осуществление иных полномочий, которые совместно с вышеуказанными формируют и регулируют конкурентную среду на рынке авиаперевозок
в Российской Федерации.
На формирование конкурентной среды оказывают воздействие не только Федеральная антимонопольная служба, но и другие органы государства, в
том числе Правительство Российской Федерации. 28 декабря 2012 г. Правительством Российской Федерации было издано Распоряжение № 2579-р «Об
утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»[28]. В данном документе содержался план мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках, в том числе на рынке авиаперевозок. В соответствии с ним объем внутренних межрегиональных авиаперевозок к 2018 г. должен возрасти с 4,53 до 6,53 млн. пассажиров.
Для формирования конкурентной среды на рынке авиаперевозок до
2018 г. в соответствии с вышеуказанным планом мероприятий будут применяться такие способы и методы как:
- повышение коэффициента авиационной подвижности, который на
момент издания документа составлял 0,51. Постепенно возрастая, к 2018 г.
он должен составить 0,9;
- рост объема внутренних межрегиональных перевозок, который за
указанный период должен был повыситься почти в два раза — с 7,28 до 13,79;
- увеличение количества соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам. Данный показатель должен возрасти с
51 до 75;
- создание и постепенный рост количества низкотарифных авиаперевозчиков. Стимулирование развития низкотарифных авиаперевозчиков может происходить разными методами, в том числе предоставлением авиакомпаниям возможности отказаться от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков в полете;
- увеличение количества альтернативных поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в крупных аэропортах (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн. человек). Почти полное отсутствие конкуренции в сфере наземного обслуживания в аэропортах является весомой причиной для беспокойства. Зачастую отсутствие альтернативных операторов, которые бы занимались организацией бортового питания, обработкой багажа приводит к монополизации данной сферы;
- повышение авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее 2 рейсов в неделю.
Выводы.
Конкуренция на Российском рынке авиаперевозок развита слабо, существуют компании, которые занимают на указанном рынке доминирующее положение («Аэрофлот», «Авиакомпания ЮТэйр», «Авиакомпания «Сибирь»). Рынок авиаперевозок в Российской Федерации достаточно широк, однако основную массу составляют перевозчики со слабой материальной базой и низкими финансовыми возможностями.
Формирование конкурентной среды в данной сфере является важным
направлением конкурентной политики государства. Последовательные меры по формированию конкурентного рынка позволят достичь целевых показателей «дорожной карты» в части развития конкуренции в сфере гражданской
авиации.
Заключение
Во многих странах разрастание бюрократии и административных барьеров, рост расходов бюджета на государственное управление становятся импульсом к дерегулированию.
Рациональное дерегулирование может идти в двух направлениях. Первое - сокращение избыточных регуляторных функций государства (то есть функций, не обусловленных провалами рынка, возникшими в результате захвата регулятора) и соответствующих регуляторов. Такой путь отчасти реализован в рамках российской административной реформы. Второе - улучшение рынка путем минимизации его изъянов.
Совершенствованию рынка способствует его демонополизация.
Анализ международного и российского опыта показывает, что на сегодняшний день в мировой практике сложились три основные модели функционирования рынка пассажирских авиаперевозок: патерналистская, либеральная и смешанная. В целом наблюдается четкая общемировая тенденция по либерализации и дерегулированию рынка авиаперевозок.
В рамках патерналистской модели национальный перевозчик или большинство крупных авиакомпаний контролируются государством и имеют
преференции в сравнении с остальными авиакомпаниями страны. Несмотря на относительно высокую концентрацию на рынке, уровень развития крупнейших государственных авиакомпаний достаточно высок. Национальный перевозчик контролирует свыше 60-70% рынка, при этом частные авиакомпании выполняют небольшой объем перевозок. При наличии последовательно проводимой политики и крупномасштабных государственных инвестиций данная модель может быть эффективной и способствовать значительному росту пассажиропотока.
Действуя по либеральной модели, государство обеспечивает свободную
конкуренцию, не предоставляет особых преференций и не вмешивается в хозяйственную деятельность национального перевозчика и крупных авиакомпаний. Для данной модели характерен более низкий уровень концентрации рынка, который поделен между несколькими крупными авиакомпаниями с сопоставимыми объемами перевозок. Как правило, значительно развита бюджетная авиация.
Смешанная модель возникает при переходе от строго государственного
регулирования гражданской авиации к достижению принципов рыночной конкуренции. Данная модель, как правило, дает наихудшие результаты. Непоследовательность государственной политики в отрасли ведет к нарушению конкурентных механизмов, неэффективности государственных авиакомпаний, а также к ухудшению ситуации на внутреннем рынке и снижению темпов роста перевозок.
Наиболее эффективным вариантом развития авиаперевозок в России является логическое завершение начатых процессов дерегулирования рынка,
обеспечение свободной и справедливой конкуренции авиаперевозчиков. На наш взгляд, реализация либеральной модели позволит повысить эффективность отечественных авиаперевозчиков и обеспечить их конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом рынке, что крайне важно в условиях неизбежной либерализации глобального авиарынка.
Конкуренция на Российском рынке авиаперевозок развита слабо, существуют компании, которые занимают на указанном рынке доминирующее положение («Аэрофлот», «Авиакомпания ЮТэйр», «Авиакомпания «Сибирь»). Рынок авиаперевозок в Российской Федерации достаточно широк, однако основную массу составляют перевозчики со слабой материальной базой и низкими финансовыми возможностями.
Формирование конкурентной среды в данной сфере является важным
направлением конкурентной политики государства. Последовательные меры по формированию конкурентного рынка позволят достичь целевых показателей «дорожной карты» в части развития конкуренции в сфере гражданской
авиации.
Список литературы
- Федеральный закон от 26.07.2012 г. (с изм. и доп.) №135-ФЗ «О защите конкуренцию»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 01.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р (ред. от 28.10.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р».
- Барбер М. Три парадигмы реформы сектора государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 2. – С. 74–86.
- Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики: учебник. — М.: Экономика. 2013.
- Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учеб. пособие. - М., 2012.
- Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. – М.: Мысль, 2013.
- Стиглиц Д. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. – М.: Эксмо, 2011.
- Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики. – М.: Проспект, 2016.
- Усик Н.И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика // Теоретическая экономика. 2012. №4. С. 33-42.
- Ушакова О.А. Критерии управления устойчивым развитием в условиях модернизации экономики: монография / О.А.Ушакова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011.
- Международная организация гражданской авиации. URL: www.icao.int.
- The World Bank. Air transport, passengers carried. URL: data.worldbank.org/indicator/ IS.AIR.PSGR
- Research and Innovative Technology Administration. Bureau of Transportation Statistics. URL: www.transtats.bts.gov
Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта.
Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта.
Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта. Задачи работы: 1) исследовать предпосылки дерегулирования рынков; 2) выявить факторы рационального дерегулирования рынков; 3) рассмотреть модели государственного регулирования гражданской авиации; выявить особенности патерналистской модели; 4) рассмотреть вопросы дерегулирования рынка гражданской авиации; исследовать либеральную модель регулирования; 5) исследовать смешанную модель регулирования гражданской авиации; 6) определить пути дерегулирования рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом зарубежного опыта.