Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
1.1 Типы готовности к школьному обучению
1.2 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
число |
артист |
базар |
береза |
боль |
2 |
хор |
воск |
восток |
гараж |
город |
3 |
камень |
забор |
заяц |
звезда |
звук |
4 |
гриб |
клин |
книга |
крот |
конь |
5 |
кино |
лен |
липа |
ложка |
лопата |
6 |
зонт |
мышь |
небо |
овца |
окно |
7 |
море |
поле |
помидор |
рама |
река |
8 |
шмель |
стул |
соль |
телефон |
токарь |
9 |
лампа |
хлев |
цвет |
часы |
чашка |
10 |
рысь |
волк |
жизнь |
кедр |
лес |
Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами
Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Протокол исследования
Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________
Таблица 2
№ |
Стимул |
Ответ |
Pi |
Кi |
Через |
Прим |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
<..> |
|||||||||||
10 |
|||||||||||
«Лишние» слова |
|||||||||||
V |
Протокол исследования
Словесный отчет испытуемого_______________________________
Наблюдения экспериментатора:_______________________________________
Экспериментатор ___________________________________________________
Инструкции.
Инструкции для детей.
Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
- Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при
каждом повторении, и записать в графе протокола V.
- Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс
откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График 1- заучивание слов
- Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество
повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):
, где
Кi —коэффициент запоминания i-го слова,
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.
- Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс
откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К
График 2- частота запоминания слов
5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
, где
V долговрем. — объем долговременной памяти (через один час)
V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.