Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностику психологической готовности к школе впервые начали использовать за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто упоминается как диагностика школьной зрелости.

Традиционно существуют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

На основе выбранных параметров разработано множество тестов определения школьной зрелости.

Американских исследователей этой проблемы в основном интересуют интеллектуальные способности детей в самом широком смысле. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, используемые в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» А. Керн-Йирасек и Г. Витцлака тест «Способность к обучению в школе». [19, С.68-70]

Я. Йирасек провел исследование на связь между успешностью с помощью теста школьной зрелости и успешностью дальнейшего обучения. Оказалось, что дети хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, а дети плохо справившиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. В этой связи Я. Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда дети схематично рисуют человека, что существенно влияет на полученный суммарный балл).

Тест Керн-Йирасека может быть использован в группе и индивидуально.

Наиболее известные отечественные методы определения психологической готовности к школе включает в себя методы, обнаружить формирование психологических предпосылок обучения, основанных в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды.

Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода и появление уровеня развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны быть сделаны, с одной стороны, формирование игровой деятельности - ее основных структурных компонентов (правила переноса значения одного предмета на другой, в относительной роли и уровень подчинения правилу игры). Уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих идей, использование символических средств; с другой стороны- потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. [20, С.252]


Д. Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики являются не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), и операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно более конкретную диагностику и позволяет на ее основе наметить необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития. [20, С.54-59]

Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика А Лурия «10 слов», методика «Домик» Н.И. Гуткиной, тест Керна –Иерасека. [14, С.57,86,91]

Помимо методов, определяющих формирование психологических предпосылок обучения, используются тесты на определение школьной зрелости, состоящие из различных шкал, раскрывающие развитие ребенка в разных сферах. Пример интеллектуальной шкалы эстонского психолога П. Я. Kеэса, определяющее развитие восприятия, логического и пространственного мышления и авторы А.Г. и В.Г. Колесниковы адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России. [7, С.35-37]

Весьма эффективной для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костикова. [24, С.77] Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя трудности, испытываемые детьми, и те виды помощи, в которых они нуждаются для успешной работы. Под ограничениями подразумевается, что любой отдых в выполнении заданий, любое неправильное выполнение (например, неэффективный способ работы), временное превышение среднего показателя.

Трудности свидетельствует о том, что ребенок не может выполнить задание экспериментальное в соответствии с регламентом.

В тех случаях, когда ребенок не в состоянии преодолеть трудности, экспериментатор начинает создавать условия для преодоления трудностей. В условиях преодоления трудностей, относится к различным видам оказываемой помощи ребенку в процессе. В каждом конкретном случае, помощь оказывается в таком объеме и качестве, которые необходимы для ребенка, чтобы решать их специфические проблемы.

М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: благоприятный, эмоционально-регулирующий, направляющий, организующий и обучения.

Каждый из них предполагает разную степень и качество экспериментатора, вмешательство в деятельность ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его образовании. Использование данного способа определения готовности к школе требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.


Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски лучших, диагностических программ, отвечающих следующим требованиям:

  1. опрос не должен быть слишком длинным, так как оно должно

вписываться во временные рамки для зачисления детей в школу (апрель-май);

  1. методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей

к обучению в школе;

  1. программа обследования должна содержать необходимые и

достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

В возрасте 5-6 активно расширяет знания ребенка, и в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, в основе которого лежит понимание, анализ и синтез. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с визуальной линии появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится менее рассеянным, более стабильным. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включает в себя почти все речевые обороты и смысловые структуры. В связи с тем, что в этом возрасте главное в мыслительной деятельности- это стремление к приобретению новых знаний и навыков детей 5 - 6 лет часто готовы учиться чтению, письму, математике, если такое обучение проходит в доступной игровой форме. [19, С.67-70]

В 5-6 лет наблюдается активное развитие крупной моторики и мелкой моторики рук. Движения ребенка стали более точными и ясными, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова научиться писать. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно контролируемое поведение. Ребенок учиться действовать с учетом специальных правил, которые производятся не им самим, а даются ему извне. [12, С.42-46]

Так, навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, что может свидетельствовать о психологической готовности к школе.

Нами было проведено исследование готовности детей к школьному обучению. В исследовании участвовало 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек в возрасте с 6 до 7 лет. Исследования проводились в МДОУ № 5. Были использованы статистические данные исследования, проводимые в начале года (первичное обследование) педагогом-психологом, и спустя полгода (повторное обследование).


Для проведения исследований были отобраны и подготовлены следующие материалы и методики.

Тест «Школьной зрелости» А. Керна-Иерасека (см. приложение А.)

Для исследования готовности ребенка к школьному обучению

используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания.

  1. Рисование фигуры человека.
  2. Графическое копирование фразы из письменных букв.
  3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Инструкция к тесту.

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

  1. Срисовывание письменных букв.
  2. Срисовывание группы точек.
  3. Рисование мужской фигуры.
  • Копирование фразы «Ей дан чай»

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

5 балл - каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.


3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

5 баллов - каракули.

  • Рисунок человека

Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)». Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

  1. наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
  2. наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
  3. способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна

форма конечностей.

1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией («синтетический», когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища).

2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.

3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек».

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Итоги:

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.

«Средне-зрелыми» - 6-9 баллов.

«Незрелыми» - 10 и более баллов.

При первичном обследовании детей 27% (4 человека) не готовы к школьному обучению в школе, 60% (9 человек) со среднем уровнем готовности, 13% (2 человека) с высоким уровне готовности. А при повторном обследовании детей 13% (2 человека) с низким уровнем готовности к школе, 60% (9 человек) со среднем уровне готовности, 27% (4 человека) с высоким уровнем.