Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. [27, С.287]

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

  • Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного

возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

  • Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
  • Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности

и выявление путей их формирования.

  • Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия

заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

  • понимание особенностей психологического развития детей с целью

определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

  • выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью

проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

  • распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с

их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

  • отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному

обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. [2, С.212]

Выводы по главе 2:

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности, затрудняя или нарушая адаптацию ребенка в школе. Период адаптации у первоклассников –сложный психологический процесс, который длится от 2-3 недель до полугода. Рассматриваются многие факторы: индивидуальные особенности ребенка, типа учебного заведения, уровень сложности образовательных программ, степень подготовленности ребенка к школе. Одним из положительных факторов, влияющих положительно на обучение, является мотивация учения. В первый год она предоставляется, в основном, взрослыми. Реакция взрослых на интерес ребенка ко всему новому зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе поддерживались заинтересованностью и пониманием со стороны взрослых.
Работа учителя или психолога по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в комнате, где идут занятия, а также в кабинете психолога. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающих положительное отношение ребенка к нему со стороны окружающих. Незрелые одного компонента готовности к школе приводит к тому, что у ребенка возникают психологические трудности и проблемы в адаптации к школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе на основе изученных материалов была рассмотрена важность и актуальность проблемы возраста ребенка. Во-первых, это происходит потому, что процесс созревания, который включает в себя биологические, психологические и социально-культурного развития человека, во многом определяет закономерности, связанные с организацией поведения человека. Во-вторых, возраст является важным социальным фактором в организации социальной роли, которая формируют социальные ожидания людей. Возраст также является важным фактором интеграции людей в группы и сообщества, отношения между которыми составляют основу процесса культурной преемственности. В-третьих, возраст-это культурный феномен - в том смысле, что каждая этническая культура имеет свои представления о том возрасте, который она определяет в языке, символах и ритуалах. Каждая культура имеет свой собственный возраст «расписание», согласно которой ее носитель является сам планирует свою жизнь и все в ней происходящее, он сможет легко описать события в жизни своей или чужой, как «рано», «поздно» или «во времени». Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изучен и применяется в науке. В каждом возрасте человек имеет уникальные, характерные только для него самого психологические и поведенческие особенности, которые за пределами этого возраста не повторяются. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых людьми, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Даже больше, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, интересов, мнений, установок, мотивов, поведения. Мы знаем уже, что паспортный возраст не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития. Таким образом, определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в котором может быть диагностировано его развитие. Определение фактического уровня развития- насущная и необходимая задача при решении любого практического вопроса воспитания и обучения человека, контролировать нормальный ход его физического и умственного развития или установления определенных нарушений в развитии, нарушения нормального потока, делающий весь процесс атипичным, аномальным, в то время как в других случаях ненормальным. Таким образом, определение реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития человека. Изучение симптоматологии возрастов позволяет выделить ряд надежных признаков, по которым мы можем узнать, в какой фазе и на каком этапе возраста происходит сейчас процесс развития у человека. Проблемы диагностики развития, могут быть решены лишь путем глубокого и широкого изучения всей последовательности событий, всех особенностей каждого возраста, основных типов нормального и аномального развития, а также структуры и динамики развития в их многообразии. Таким образом, простое определение реального уровня развития и количественное выражение разности между хронологическим и психологическим возрастом человека или отношения между ними, выраженные как фактор развития, составляет только начальный шаг в развитии диагностики. Психологический возраст- интересная и обширная тема для изучения. Знание психологических особенностей возраста, можем помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.


В последнее время литература уделяет много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школе и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема актуальна до сих пор. Ребенок в школе должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многомерное. Это обеспечивает не только отдельные знания и умения, а определенный набор, который должен содержать все основные элементы. Основные компоненты школьной зрелости: интеллектуальная, личностная, волевая, моральная готовность.

Все эти компоненты готовности к школе имеют важное значение в развитии ребенка. Если недостаточное развитие какого-либо компонента, существует потребность в психологической помощи ребенку.

Итак, психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание или развитие одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Многие педагоги и психологи связывают с готовность к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.

Значит, для успешной адаптации ребенка в школе выделяются несколько параметров развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определяющий уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

Работая над этой темой, я пришла к выводам:

  1. обследование детей необходимо для школы и для детей, для их

успешного обучения;

  1. обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа

будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Начальная школа. – 2012.- № 1.- 2 с.

2. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. – М.: 2014. - 212 с.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: 2015.- 42 с.

4. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: 2014. – 49 с.

5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: 2014. – 179 с.

6. Венгер Л.А. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: 2015. - 142 с.

7. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2015. - №12.

8. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: 2015. - 144 с.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе . 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер.- 2014. - 208 с.

10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». -М.: 2015. –186 с.

11. Дубровина И.В., Зацепин В.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология. - М.: -2013. - 156 с.

12. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: -2012. - 87 с.

13. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В.Запорожца, Г.А. Марковой. - М.: 2012. – 250 с.

14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. М.: 2015. - 57 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: 2011. - 335 с.

16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе - М.: - 42 с.

17. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2013. - 384 с.

18. Мухина В. С. Детская психология. - М.: 2013. - 78 с.

19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера». 2012. - 67 с.

20. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: 2012. - 189 с.

21.Психология личности: норма и патология: избранные психологические 

труды / Б. В. Зейгарник; под ред.М. Р. Гинзбурга. - М.: 2014. - 414 с. 

22. Серова Л.И. Готовность ребенка к школе. http://www.psy-files.ru/2007/10/01/serova-l.i.-gotovnost-rebjonka

23. Учимся общаться с ребенком, под ред. Петровского В.А., Виноградова А.М. М.: Педагогика. 2015. - 164 с.

24. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология, Дубровина И.В., Зацепин В.В. М.: Просвещение. 2012. - 77 с.


25. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: 1998. – 80 с.

26. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М.: 1992. – 128 с.

27. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М.: 1989. –287 с.

Приложения 1.

Тест Керна – Иерасека.

Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также».

А. Копирование фразы «Ей дан чай»

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Рисунок 1

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где).

Рисунок 2

В. Рисунок человека

Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)». Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

  • наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
  • наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
  • способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна

форма конечностей.

Рисунок 3

Приложение 2.

Кратковременная слуховая память. Методика А. Р. Лурия «10 слов».
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.1).
Наиболее часто используют следующий набор слов:  Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

Таблица 1