Файл: "Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы
1.3 Общая и специфическая готовность к школе
1.4 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Возникнув как игра, деятельность в «библиотеке», «издательстве», «мастерской» превращается в серьезное занятие.
Интерес к книгам способствует лучшей организации и постоянной занятости детей. «Библиотека» должна быть всегда открыта, и ребята найдут себе дело, рассматривая книги в читальном зале или ремонтируя их в мастерской. Днем, в свободное от занятий время, каждый может включиться в работу «мастерской» или «издательства», позаниматься в «библиотеке».
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду был увлечен игрой в библиотеку, записываются в школьную библиотеку и предлагают сделать библиотеку в классе; с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Таким образом, потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
психологический педагогический подготовка школа
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Организация, цели и задачи исследования
Подробно рассмотрев все стороны теоретических основ воспитания интереса к школе, а так же психологические особенности детей подготовительной к школе группы мы перешли к экспериментальному исследованию.
Цель исследования – выявить эффективность ознакомления дошкольников со школой, как средства воспитания интереса к школе.
Задачи исследования
1. Провести психолого-педагогический эксперимент на базе МДОУ «Детский сад №2» г. Нижнеудинска с детьми подготовительной к школе группы в условиях детского сада.
2. Разработать методику психолого-педагогического эксперимента.
3. Сделать сравнительный анализ результатов исследования на начало и конец эксперимента.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой может повысить интерес ребенка к школе, при условии их систематического проведения.
Методика исследования имеет этапный характер и содержит 3 этапа эксперимента
2.2 Констатирующий этап
Цель этапа – Определить состояние проблемы развития интереса к школе у детей подготовительной к школе группы в ДОУ.
Задачи:
1. Определить состояние проблемы развития интереса к школе у детей подготовительной к школе группы в ДОУ.
2. Выявить с помощью диагностики уровень желания ребенка идти в школу.
3. Определить характер внутренней позиции ребенка подготовительной к школе группы.
Для изучения и выявления желания ребенка идти в школу и характера его внутренней позиции нами использована методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (Приложение А)
Настоящее исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №2» г. Нижнеудинска в подготовительной к школе группе.
Для проведения эксперимента мы определили 2 группы детей по 8 человек.
группа А – 8 .
Контрольная Б – 8 детей.
распределились образом ( таблица 1)
1
Группы
Экспериментальная А |
Контрольная Б |
Ян С. |
. |
Алеша Ж. |
. |
Эдик Е. |
. |
Настя К. |
. |
Валера В. |
. |
Ира С. |
. |
Дима Ц. |
. |
Настя Ц. |
. |
Дети в группах для эксперимента идентичное знаний, и навыков, возрастным данной группы.
Для уровня у дошкольников к школе была про диагностическая .
Затем, мы, на критерии интереса к , разработанные Т.А. , определили уровни интереса к :
К высокому относятся , которые высоким развития и характером позиции , высокой на содержательные обучения и уровнем к школе.
К уровню дети, обладают уровнем и содержательным внутренней школьника, направленностью на стороны и средним интереса к , а также интерес к видам .
К низкому относятся , которые низким интереса к , ориентированы на виды и на формальные обучения.
На полученных мы выявили, что в группе А, у недостаточно внутренняя школьника и к школе.
наглядно это проследить в таблице диагностики.
2
Сравнительная уровневой детей, в эксперименте на эксперимента
интереса к |
Экспериментальная А |
Контрольная Б |
Высокий |
- |
3 . – 37,5% . Арина Г. . |
Средний |
1 . – 12,5% Ц. |
5 чел. – Артем Л. . Саша П. . Владик Г. |
7 чел. – – Ян С., ., Настя К., ., Валера В., ., Ира С. |
- |
образом, количественных и результатов о том, что дети в группах средний развития к школе и позиции . Более это можно в диаграммах ( 1)
Рисунок 1
2.3 этап
– апробировать воспитания к школе и у детей идти в , используя по ознакомлению со .
Задачи:
1. методику желания у идти в и воспитания к школе.
2. данную с экспериментальной детей.
3. данную воспитания к школе на занятий по со школой.
В этапе , участвовали только группы А. контрольной Б, работали в режиме. Для заинтересованности в обучении в , желания в школу, а уточнения обучения в мы провели занятие на : «Скоро в мы пойдем» ( В).
Наблюдая за в ходе занятия мы , что дети группы А интерес к , выражают мысли о обучения в , но не могут высказать мысли о идти в и значимости их . Особенно это было детям с интересом к : Стартов Ян, Алеша, Дима. дети со уровнем идти в проявили заинтересованность в занятия, активны: Эдик, Настя, Ира.
Для дальнейшего интереса к и желания ее мы провели еще занятие на : «Составление рассказа по «Дети в школу».
В проведения , незаинтересованные проявляли довольно в ответах на по содержанию , в их высказывания заинтересованность в и осмысленность (Цыбулева – «дети в школу»; Валера – « дети в школу »).
В ходе занятия помогла более отвечать на . Они стали проявлять к обучению в , это говорит о том, что у появилось и интерес к , но еще недостаточные о школе не им проявить в мере интерес к .
Для закрепления интереса , а также словаря относящимися к мы провели еще занятие на : «Рассказывание по «В школу».
В беседы по дети легко на вопросы , смогли осмысленно необходимость в школе, основные (первоклассник, , портфель, и т.д.).
Дети очень активность, отвечали на , смогли небольшой о событиях, до похода их в , а затем – о том, что они на картине. старались индивидуальные , но если у них не , то им помогал наводящими или другие продолжали их . В процессе у детей высокая , заинтересованность в , наличие о школе и к ней.
Для закрепления о школе и интереса к ней было занятие на : « Школа».
В занятия с были и уточнены детей о , закреплены и назначение принадлежностей. принимали участие в беседы о , а также в «Собери ».
Дети хорошие о школе, и названиях принадлежностях. смекалку и в отгадывании . Все дети активно в ходе занятия, и мы наблюдать, что у них повысился к школе и идти в .
Таким , в процессе этапа наблюдения за группой показали, что в , дети проявлять интереса к , у них появилось идти в , изменилась их мотивация по к школе и в ней. Но в то же время все чувствуется, что еще недостаточно в своем идти в , но у них наблюдается интерес к .
Более картину показателей к школе и у детей идти в у детей группы проследить, уровневую , которую нам провести в работе.
2.4. этап
– на основе результатов вывод об предложенной методики.
:
1. Провести диагностирование , участвующих в .
2. На основе сделать анализ интереса к и желания в школу у подготовительной к группы.
3. На результативного вывести о проделанной .
На этом экспериментальной участвуют экспериментальной А и контрольной Б.
Диагностика по методике эксперимента, то нами взята «Беседа о », разработанная Т.А.
Результаты мы занесли в (см. таблицу 2) диагностики экспериментальной А и уровневой детей группы Б.
наглядно можно в сравнительной результатов .
Таблица 3
таблица диагностики , участвующих в на конец
Уровень к школе |
группа А |
группа Б |
||
конец |
конец |
|||
- |
- |
3 чел.-37,5% Г. Арина Г. Р. |
5 чел.-62,5% Г. Арина Г. Р. Артем Л. Б. |
|
Средний |
1 Ц. |
8 чел.-100% Ян С. Ж. Эдик Е. К. Валера В. Ира С. Ц. Настя Ц. |
5 .-62,5% Артем Л. Б. Саша Л. Н. Влад Г. |
3.-37,5% Саша П. Н. Влад Г. |
7 чел.-87,5% Ян С. Е. Настя К. В. Ира С. Настя Ц. Ж. |
- |
- |
- |
Результаты показывают, что в группе А существенная : все дети с поднялись на уровень
Говоря о группе Б, можно о том, что показатели в ней практически без . Динамика в ней – два ребенка на высокий .
Это позволяет нам о том, что предложенная методика по интереса к и развитию идти в через занятий по со школой формирующей, то действенной и . Данное наглядно результатами контрольной детей, в не проводился занятий по со школой и желания в школу. А может отражено в диаграмме.
2 - Экспериментальная
Рисунок 3 - группа
образом, нами о том, что использование по ознакомлению со и повышению идти в , что служит интереса к , можно проведенную работу эффективной.
Эффективность детей в во многом уровнем их . Готовность к в школе – итог и обучения в детском и в семье. Она системой , которые школа к . Характер требований особенностями социально – позиции , новыми и обязанностями, к которых он быть .
Переход к обучению с коренными в привычном жизни , в системе его с окружающими . Центральное в жизни занимает значимая деятельность, в отличие от ребенку деятельности, обязательный и потребует от самого и ответственного . Как ведущий вид , учение весь ход жизни : изменяется дня, сокращается на свободные , большая времени на выполнение школьных . Значительно требования к и организованности , его исполнительности и , личная школьника за поступки, обязанностей намного .
Ребенок с новым жизни, система с людьми, умственная . Он должен определенного физического , чтобы с новыми обязанностями.
В общей детей к обучению несколько между аспектов, из них нравственно-волевая, , физическая
Заключение
Таким , можно о том, что воспитание к школе у старшего возраста из наиболее тем современной . А наша работа , что воспитание к школе, а использование занятий по со школой, способствовать данного . Разработанная программа по ознакомлению со , а также желания идти в и повышению учения, о действенности методики и (правомерности) .
То есть предположение о том, что системы по ознакомлению со может уровень ребенка к , можно полностью . Следовательно, нашего можно весомым того, что желания идти в влияет на интереса к .
Исходя из данной , мы рекомендуем :
1) Использовать работу в доклада на , педагогических , метод. .
2) Воспитатели и могут теоретические работы в методической по повышению педагогических .
3) Также и психологи использовать для диагностирования развития у ребенка в школу и мотивов у детей к школе .
Список литературы
1. Анастази А. тестирование: Кн. 1. М., . – 114 с.
2. Белый Е.И. для родителей / Е.И. Белый, К.И. // - М.: 2013 г. – 89 с.
3. Л.И. Личность и ее в детском [Текст] / Л.И. . – СПб.: Питер, «Мастера ». – 2014. – 276 с.
4. Е.А., Вегнер А.Л. и др. детей к . Диагностика развития и его неблагоприятных : Методические для школьного . Томск, . – 147 с.
5. Говорим в 6-7 лет, Гомзяк О.С., . – 154 с.
6.Диагностика и фонематического у дошкольников, Н.И., 2010. – 187 с.
7. До шесть , Срочно читать, О.Г., 2011. – 96 с.
8. О.В., Вареница Е.Ю. за днем и растем. - М.: г. – 113 с.
9. Косинова Е.П. для развития . - М.: 2011 г. – 96 с.
10. С.В. Психологическая дошкольников к обучению [] / С.В. Малютина // и перспективы образования: II междунар. . конф. (г. , май 2012 г.). — : Меркурий, — С. 63-65
11. Н. В. Система работы.- СПб.: г. – 204 с.
12. Обучение , Методические , Бетенькова Н.М., Н.С., 2010. – 163 с.