Файл: "Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и походу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.

Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать.

Если школьники – частые также гости в подготовительной к школе группе, то, выполняя роли учеников в игре, они по ходу ее знакомят ребят с порядками в классе, требованиями учителя.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием.

Этим объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение года они отражают эти события в играх разного содержания, причем наблюдается не просто фотографическое отображения, знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

В игре происходит своеобразная переработка полученных детьми впечатлений, их осознание, осмысление, углубление. Игры в школу организуются обычно в течении всего года, и каждый раз при «школе» открывается то библиотека и читальный зал, то музей и уголок животных, то комната для гостей, то выставки поделок учеников, т.е. то, что в данный момент более всего занимает детей, то, что они хотели бы увидеть в настоящей школе.

В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в лагере, о занятиях в кружке.


У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее знание, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.

В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.

Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовольствие от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать.

Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется, прежде всего, при выборе ими исполнителя этой роли в игре.

Роль учителя привлекает многих детей, но выполняют ее большей частью одни и те же – наиболее активные и инициативные. Как же вовлечь в игру застенчивых детей, сделать их исполнителями главных ролей? Часто у ребенка есть интерес к действиям учителя, но робость не позволяет ему предложить себя на эту роль, а товарищи сами не замечают его возможностей. Педагог должен обратить внимание играющих на достоинство каждого ребенка.

В играх в школу дети отражают следующие линии общения. Много внимания уделяется отношению учителю к ученикам, на отношение учеников к учителю, отношение родителей к учителю и ученикам.

В играх в школе большое воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них. Подражая школьникам, дети эмоционально воспринимают и действенно овладевают нормами поведения, которые лежат в основе взаимоотношений ученика с учителем, учеников между собой. Нормы поведения, обязательные в игре и диктуемые ролью, проявляются и в других видах деятельности.

Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков».[7]


Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых парах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющей ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются с играми, где основные роли выполняют дети.

По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, развития их творчества меняются изобразительные средства, которыми они пользуются при создании игрового образа в творческих играх.

В первых играх «ученики» искажают голос, стараются привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети отвечают: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Они еще плохо представляют себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В дальнейшем главным для «учеников» становятся их дисциплинированность, умение правильно ответить точно выполнить требования «учителя».

Подобные «экскурсии» на основе книг могут быть связаны с игрой в школу и тогда использоваться детьми при проверки знаний «учеников», как метод сообщения новых и точнее имеющихся знаний, как средство, дисциплинирующие, и организующее «учеников».

Поощряя детей, которые проявляют себя «специалистами» по какой-то одной тематики, например по книгам о природе, или о жизни людей другой национальности, или по народным сказкам, надо в то же время развивать у них интерес к другим книгам. Для этого педагог должен показать детям взаимосвязь книг различной тематики.

Экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, художниками, работниками издательства и типографии также являются стимулом к организации игр, в которых закрепляются имеющиеся у детей представления о знании книге как источника знаний, вырабатывается бережное отношение к ней.

Игра в библиотеку становиться одной из любимых. Обычно она возникает по инициативе детей. По мере того как дети приобретают новые знания, при умелом руководстве со стороны воспитателя она постоянно углубляется по содержанию, дополняется другими играми, близкими по тематики.


Идея создания в группе библиотеки возникает, естественно, после посещения настоящей библиотеке. Ребята долго вспоминают, как много там различных книг, какой читальный зал, и одновременно обсуждают, как можно устроить свою библиотеку.

К игре в библиотеку готовятся постепенно: подбирают книги для «книгохранилища», делают читательские билеты и абонементы на каждую книгу, оформляют стенды. Ребята стремятся сделать все, как в настоящей библиотеке.

В групповой библиотеке можно проводить «читательские конференции», музыкально-литературные вечерам, викторины, и основную организационную работу по их подготовке должны вести библиотекарь и дежурный по читальному залу. Дети, распределив между собой роли сценариста, постановщика, режиссера, оформителя, самостоятельно обдумывают детали мероприятия.

Обязанность воспитателя – не нарушая созданную детьми деловую обстановку, посоветовать им, как оформить библиотеку, какие произведения одобрять для драматизации, какие рисунки поместить на выставку. Руководство игрой проходит успешнее, если педагог берет на себя роль помощника режиссера; при этом инициатива принадлежит детям, а он осторожно вносит необходимые коррективы.

Игра в библиотеку постепенно становится составной частью многих других игр: своя библиотека из книг о путешествия, кораблях, морских животных может быть организована на «корабле»; постоянно работает библиотека в «школе».

Чтобы показать детям, как много труда вложено в каждую книгу педагог должен в доступной форме рассказать им о профессии писателя, корректора, наборщика, печатника, переплетчика и подчеркнуть общественно полезную значимость их труда. Он обращает внимание ребят на то как сделаны и оформлены книги, старается организовать встречи с людьми о профессии которых ребята узнали, а если есть возможность то и провести экскурсии с небольшими группами типографии, в переплетную мастерскую. Это даст детям определенную сумму знаний о различных профессиях и будет способствовать воспитанию у них уважения к данному труду, понимание его пользу, важности, К этой работе следует привлекать и родителей. Теперь при знакомстве с новой книгой детям нужно предложить просмотреть обложку, где написано название, фамилия автора, издательство, сказать им, кто сделал иллюстрации, вспомнить вместе с ними уже знакомые им книги этого писателя и художника.

Умение рассматривать книги постепенно закрепляется и находит практическую реализацию во время игр. Библиотекарь,


только тем, о чем она, но и кто сделал иллюстрацию, какое издательство выпустило.

Желание детей подражать взрослым, о труде которых они узнали, реализуются в творческих играх. Ребята самостоятельно вырезают картинки из журналов и делают книжки – ширмы, составляют рассказы по отдельным иллюстрациям. Чтобы направить деятельность детей, воспитатель может предложить «библиотекарю», сделать заказ на изготовления новых книг.

Для выполнения заказа он советует детям открыть «издательство», «переплетную мастерскую». В «издательстве» ребята сшивают книжки-малютки из журналов «Веселые картинки» и «Мурзилка», наклеивают иллюстрации и текст сказок или рассказов в специальные альбомы, изготовленные в «мастерской», составляют рассказы по иллюстрациям сами сочиняют сказки, рассказы и делают к ним рисунки. «Издательство» может выпускать книги по заказу «библиотеки» и по просьбе детей из других групп. Книги, сделанные детьми, обычно пользуются большой популярностью.

Их содержание пересказывают малышам.

Понимание того факта, что над книгой трудится большая группа людей, что сделать книгу непросто, является основой осознанного бережного отношения к ней.

Игры в библиотеку, издательство, мастерскую дополняют одна другую. В «издательстве» дети выполняют заказы «библиотеки», в «мастерской» ремонтируют книги. Ребята не только перед игрой подготавливают все нужное для нее, но и трудятся и в процессе самой игры. Это обогащает их игровое творчество и способствует развитию длительных игр.

В «мастерской» дети просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт, подбирают бумагу соответствующего цвета и размер, подклеенные страницы прокладывают. Те, кто раньше овладевает навыками ремонта книг, учат других. При такой организации работы в «мастерской» повышается ответственность детей за выполнение не только своей работы, но и работы товарища, которого он учил. Взяв на себя роль мастера, ребенок всегда следит за тем, как выполняет работу его ученик, проявляя при этом заботу, желание в любое время помочь и подсказать ему, если у него что-то не получается.

В таких играх, как «Издательство» и «Мастерство» взаимно дополняются игра и труд. Это характерно для игр детей 7-го года жизни. Игровое оформление трудовых действий придает им определенную эмоциональную окраску, способствует тому, что дети, трудятся в роли печатника, писателя, художника, удовлетворяют свои художественные интересы, желание быть похожими на людей, чей труд они изображают. Оценка работы действует на ребят сильнее всяких нравоучительных бесед. Через образ, в который входит ребенок, педагог влияет на его поведение.