Файл: "Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка.

Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу с 6 и с 7 лет.

Наблюдения физиологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу целесообразно выявить степень школьной зрелости.

Под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поэтому, важной задачей в подготовительной группе является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе. Решение этой задачи способствует общей направленности работы в данной группе на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа, предусмотренная программой: экскурсии в школу, беседы с учителем, присутствие на торжественных сборах. Вся эта многогранная работа приводит к формированию у детей, к концу дошкольного возраста, настойчивого стремления к поступлению в школу, стремление к новому, почетному в их глазах положения школьника.

Таким образом, вся система воспитательной - образовательной работы с детьми в подготовительной группе направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности старшего дошкольника в целях формирования активной всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.

Цель исследования: Выявить эффективность специальной подготовки старших дошкольников к школе.


Предмет исследования: Процесс воспитания интереса к школе.

Объект исследования: Процесс подготовки дошкольника к школе.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребенка к школе.

Задачи исследования:

1. Разработать методику психолого-педагогического эксперимента.

2. Провести психолого-педагогический эксперимент на базе МДОУ «Детский сад №2» с детьми подготовительной к школе группы в условиях детского сада.

3. Сделать сравнительный анализ результатов исследования.

4. Разработать рекомендации по использованию настоящей работы.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы

2. Наблюдение

3. Беседа

4. Эксперимент

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Существуют различные теории отечественных и зарубежных психологов, изучающих психологическую готовность к школе. Представители зарубежной психологической школы рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.И. Запорожец и др.) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.

Исследования, выполненные под руководством Л.С. Выготского, показали, что дети, успешно обучающиеся в школе, к началу обучения, то есть в момент поступления в школу, не обнаруживали ни малейших признаков зрелости тех психологических предпосылок, которые должны были предшествовать началу обучения согласно теории, утверждающей, что обучение возможно только на основе созревания соответствующих психических функций.

Изучив процесс обучения детей в начальной школе, Л.С. Выготский приходит к выводу: «К началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы». Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Опираясь на исследования по подражанию, Л.С. Выготский пишет, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей. «Зона ближайшего развития» гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития.


В теоретических работах Л.И. Божович особое внимание уделялось значению мотивационной сферы в формировании личности ребенка.

Были выделены две группы мотивов учения:[1]

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками».

В исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника». Это психологическое новообразование возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школе», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.


Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.[2]

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем, в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. При этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия - «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение… может дать в развитии больше, чем-то, что содержится в его непосредственных результатах.

Активное участие в подготовке детей к школьному обучению принимает психолог. Перед ним стоят важные задачи:[3]

1. Осуществить психологическую диагностику уровня готовности детей к школе.

2. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами ДОУ.

3. Осуществлять коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе.

4. Консультация родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

5. Помощь в оптимизации процесса преемственности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников ДОУ.

В ходе диагностического обследования готовности ребенка к школьному обучению необходимо обращать внимание на следующие моменты:

– коммуникабельность ребенка (как вступает в контакт – свободно или чувствуется скованность);

– развитие речи, грамматическая правильность, богатство языка;

– воспитание инструкции к заданиям, быстрота понимания, сосредоточенность или рассеянность во время выполнения, может ли выслушать инструкцию до конца или начинает выполнят задание до ее окончания;

– темп выполнения заданий (быстрый, медленный, с остановками, с отвлечением, равномерный, скачкообразный);


– может ли ребенок работать длительно или быстро, утомляется.

Между заданиями можно делать небольшие перерывы, в ходе которых беседа по той или иной проблеме, выявленной у ребенка, позволит собрать ценную информацию о нем. Например, если ребенок с трудом вступает в контакт, сторонится взрослого, можно расспросить его о близких, друзьях, его играх и желаниях.

В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющие выявить уровень готовности детей к школе. Некоторые методики позволяют изучить сразу несколько аспектов готовности. Например, методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий». В процессе ее проведения можно выявить не только уровень развития логического мышления, но и активного словаря, воображения и памяти.

В своей работе психолог сам определяет, какими методиками пользоваться. Критериями выбора должны стать: информативность, временная экономность, легкость в обработке и т.д.

Таким образом, психологическая подготовка детей к систематическому обучению в школе занимает одно из важнейших мест в деятельности психолога и педагога. Показатели такой готовности должны являться целевыми установками в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

1.2 Своеобразие педагогического процесса в подготовительной к школе группе дошкольник школа готовность интерес

Педагогический процесс в данной группе, обусловленный задачами подготовки детей к школе, своеобразен. Это своеобразие состоит не в копировании учебно-воспитательной работы школы, а в особой организации деятельности и поведения детей, направленной на неуклонное формирование у них качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

Это проявляется в усложнении содержания всех видов детской деятельности, в овладении детьми более сложными способами их осуществления, в освоении новых форм сотрудничества в процессе деятельности, в развитии коллективистической направленности деятельности и поведения детей, в выдвижении общественно полезной мотивации детской деятельности и пр. Педагогический процесс в подготовительной группе характеризуется неуклонным нарастанием требований к поведению и деятельности детей с учётом их формирующихся возможностей и будущих школьных обязанностей.