Файл: "Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы
1.3 Общая и специфическая готовность к школе
1.4 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
На первое место по своей значимости выступают требования самостоятельности детей, их организованности, качеству и результативности основных видов деятельности: игры, обучения, труда.
Организация педагогического процесса в подготовительной группе отличается более четким, приближающимся к школьному деловым ритмом. Сокращается время на выполнение детьми отдельных режимных процессов, быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности и самоорганизации детей. Постепенно изменяется стиль общения воспитателя с детьми, приобретая некоторые особенности, характерные для отношения учителя к учащимся.
Характерной особенностью педагогического процесса в подготовительной группе является увеличение удельного веса занятий.
На занятиях ведется интенсивная работа по дальнейшему расширению представлений детей о различных областях действительности и формированию правильного миропонимания.
Важнейшая задача подготовительной группы состоит в дальнейшем обобщении и систематизации знаний детей на основе выделения главных, существенных признаков и отношений в изучаемых предметах или явлениях.[4]
Умение обобщить и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира – одна из значимых сторон готовности детей к обучению в школе.
Задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью занятий, организованных в определенной системе, раскрывающей существенные зависимости, обеспечить становление у детей таких обобщенных представлений и элементарных понятий, которые будут способствовать формированию основ теоретического подхода к данным вопросам в школе.
Современные научные исследования (А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург и др.) показывают, что основой систематизации знаний детей о природе в подготовительной группе должна стать связь организма с условиями существования: к примеру, зависимость строения тела животного от условий существований. В формировании знаний детей о труде взрослых основой систематизации становиться понимание связи преобразования предмета труда в продукт труда для удовлетворения потребности людей.
В формировании математических представлений исходным положениям должно стать установление причинных связей и взаимозависимостей между целым и частью, между мерками и измеряемым количеством.
Большое внимание на занятиях подготовительной группе уделяется вопросам совершенствования специальной готовности детей к школе. Проводится интенсивная работа по подготовке детей к усвоению математики и грамоты в школе. Знание детей в области математике и родного языка поднимаются на новую, более высокую ступень.
Основы программы по математике приводят к осознанию детьми о важных для их последующего математического развития положений, о закономерностях натурального ряда чисел, об измерительной деятельности как новом для детей способе познания количественной стороны деятельности, о функциональных зависимостях между частью и целым, меркой измерением и т.п. Все это обеспечивает сознательное, активное освоение детьми содержания математических занятий в первом классе.
На занятиях по родному языку происходит элементарное осознание детьми строения речи, ее словесного и звукового состава, формируется первоначальное представление о слове как языковой действительности. Дети овладевают соответствующей терминологией: предложение, звуки, слоги, буквы, состав слова. Эта работа имеет существенное значение для усвоения грамоты и изучения родного языка в школе.
Постоянное внимание на занятиях уделяется развитию аналитико – синтетической деятельности детей, совершенствованию способов анализа, обобщения, сравнения, простейшей классификации, простейшей сериации.
В этом процессе большую роль выполняет перевод детей от непосредственного к опосредствованному познанию действительности. Дети 7 года жизни учатся устанавливать количественное соотношение величин с помощью измерения, пользоваться схемами наблюдения при рассматривании или сравнении предметов, применять общественно-выработанные эталоны в оценке свойств и качеств предметов и т.п.
В подготовительной группе проводится интенсивная работа по дальнейшему развитию познавательных интересов детей, стремления к знаниям. Настойчиво преодолевается пассивность отдельных детей так как данные научных исследований и опыт работы показывают, что в числе неуспевающих учащихся чаще всего оказываются интеллектуально – пассивные дети, у которых при общем нормальном умственном развитии отсутствует привычка активной умственной работы.
Значительно расширяется в подготовительной группе область общественных явлений, с которыми воспитатель знакомит детей: дети получают знания о родной стране, о жизни и труде народов разных национальностей и т.п. Вместе с воспитателем дети обсуждают важные текущие события в жизни нашей станы.[5] Вся эта работа развивает интерес детей к общественным событиям и формирует основы гражданских чувств: патриотизм, уважение к трудящимся, любовь к народам нашей страны.
Таким образом, знания и умения, приобретаемые на занятиях, связываются с практической деятельностью детей. Способы измерения дети используют в игровой и трудовой деятельности, знания о растениях и способов ухода за ними применяют во время дежурства по уголку природы, знания о свойствах и качествах о различных материалов дошкольники воплощают в разнообразной игровой и конструктивной деятельности.
1.3 Общая и специфическая готовность к школе
Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибким способом установления взаимоотношений с другими детьми.
Следовательно, готовность детей к школе в сфере общения включает:
– развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
– умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
– развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.
1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
– доброжелательность;
– уважение к товарищам;
– общительность;
– готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально – положительного тона в общении.
3. Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
– умение согласовывать действия с другими;
– осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
– поставить цель;
– принять решение;
– наметить план действий;
– исполнить намеченный план;
– проявить усилие в случае возникновения препятствий;
– оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании трудностей;
– не бояться трудностей;
– стремление преодолевать их;
– не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность–это умение слушать + умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять симпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
– обладает интенсивностью проявления эмоций,
– непосредственностью в проявлении эмоций,
– быстрой переключаемостью, сменой настроений,
– поверхность эмоций.
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
– устойчивость чувств;
– глубины чувств;
– осознания причин появления тех или иных эмоций;
– проявление высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
– эмоционального предвосхищения.
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду формирование действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотив-побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.
В роли интересов могут выступать:
– потребность;
– интересы;
– влечение;
– эмоции;
– установки;
– идеалы.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
– положительных представлений о школе;
– желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
– формирования мотивационной готовности к школе,
Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать о школе.
1.4 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Подготовить ребенка к школе – это значит, воспитать у него осознание положительного отношения к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге; стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей.[6] В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Надо не только сообщать но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках, возбуждать желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают в лагере.