Файл: «Сетевая форма организации бизнеса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, подобные контрактные отношения не означают создания подлинной нерегулируемой рыночной среды внутри предприятия/фирмы. Подразделения в типичном случае сохраняют сетевые связи, так что внутрифирменный квазирынок оказывается «приручённым».

Если фирма придерживается иерархической организации с большим числом ступеней иерархической лестницы, то многочисленные слои начальников и подчинённых часто искажают поступающую информацию, увеличивают бремя расходов по контролю за их деятельностью, и даже вызывают фактическую потерю такого контроля.

В противоположность этому внутриорганизационная сеть позволяет подразделениям напрямую взаимодействовать и, более того, принимать независимые решения на местном уровне, а также использовать все преимущества автономного статуса.[6]

Всё это послужило предпосылкой успеха внутренней сети, созданной в некоторых российских компаниях, в том числе, Sportmaster. Эта фирма имеет десять автономных региональных центров, предоставляющих услуги локальным офисам Sportmaster, а также двум дополнительным внутренним сетям — O’stin и Funday, которые горизонтально взаимодействуют со Sportmaster.

Сети как малые предприятия, состоящие непосредственно из индивидов или небольших групп. Подобные небольшие сетевые предприятия можно проиллюстрировать на примере The Vision Web, голландской консультационной фирмы, возникшей в конце 1990-х годов.

Фирма не имела внутренней иерархии, её работники сами решали вопрос о своём жаловании; в основе деятельности сотрудников лежали взаимное доверие и лояльность – то, что часто обозначают как социальный капитал.

В организационном отношении малые коммерческие сетевые структуры могут представлять собой эгалитарные организации с несколькими частичными лидерами и пулом прочих членов. Такая структура характерна для хирамы, кратко описанной в начале данной работы. При сравнительно небольшом количестве членов малой бизнес-сети её организация может быть описана в рамках эгалитарной парадигмы, характерной для многих первобытных общностей охотников-собирателей и в определённой мере также для некоторых видов приматов (шимпанзе, бонобо, капуцины и др.). Не вдаваясь в подробности эгалитарной парадигмы в приложении к биосистемам, подчеркнем основные принципы, которым удовлетворяют малые сетевые предприятия, а также и ряд других сетевых структур в социуме (например, творческие лаборатории, составленные из немногих учёных-энтузиастов):


- Уважение к индивидуальной свободе поведения (особенно к свободе выбора);

- Частичная иерархичность структуры, связанная с признанием высокого ранга некоторых членов сетевой структуры; однако, никто из её членов не вправе монопольно доминировать в этой структуре;

- Рыхлые связи между членами сети (в мире животных пример представляют группы шимпанзе, где каждый индивид может свободно покидать группу и присоединяться к новой группе – правда, в пределах большей «мегакоалции» шимпанзе);

- Преобладающие лояльные (кооперативные) взаимодействия между членами сети.

В некоторых высокотехнологичных областях типа компьютерного программирования, фармацевтики, биотехнологии малые сетевые предприятия имеют возможность конкурировать с более традиционно организованными крупными фирмами с иерархической структурой.

Важным вариантом малых сетей в бизнесе являются кооперативы (ко-опы), которые непосредственно управляются работниками или клиентами (это производственные и потребительские кооперативы, соответственно). Многие кооперативы отличаются эгалитарной структурой, причём прецедент такого типа был создан ещё в 1844 г. потребительским кооперативом Rochdale Pioneers в Англии.

Сетевые кооперативы реализуют принципы добровольного членства, демократического контроля, автономии и независимости , что побуждает людей применять аналогичные принципы и в других сферах социума.[7]

В целом, важно подчеркнуть, что сетевые предприятия способствуют развитию взаимопомощи между людьми и их группами, кооперации, ответственности каждого за деятельность всей сети, чувства принадлежности к этой сети, коллективизма, общинности. Присущий сетевым структурам принцип частичного (расщепленного) лидерства стимулирует внутреннюю демократизацию сетевых структур, вплоть до их превращения в коллективное хозяйство, кибуц или воспетую П.А. Кропоткиным анархическую социальную систему.

С коммерческой точки зрения малые сетевые предприятия или являются предприятиями с коллективной собственностью (коллективные или коллективно-частные предприятия), или представляют вариант открытых акционерных обществ. В организационном плане следует подчеркнуть, что модель хирамы с различными модификациями является целесообразной организационной структурой.

Кроме указанного в начале статьи набора частичных лидеров (творческие лидеры, внешний лидер, психологический лидер), в состав модифицированных хирам могут входить специализированные коммерческие лидеры, в задачи которых может входить поиск спонсоров, маркетинг и другие виды деятельности, связанные с получением прибыли.


Следует оговорить, что коммерческое предприятие может комбинировать сетевую организацию и иерархическую, особенно если последняя смягчена, включает немного уровней (считая от гендиректора до рядового служащего), а начальники толерантно относятся к подчинённым.

Ещё раз подчеркнём, что получающаяся смешанная иерархо-сетевая структура предприятия до известной степени напоминает первобытную общность охотников-собирателей, где также смягчённая иерархия с толерантным отношением индивидов высокого ранга по отношению к низко ранговым индивидам сочеталась с существенной нериерархической эгалитарной компонентой, вплоть до того что низко ранговые индивиды, объединяясь между собой, могли диктовать свои условия высоко ранговым – переворачивать всю иерархию.

Современный пример смешанной иерархо-сетевой коммерческой структуры представляет Semco Group в Бразилии. Компания Semco была создана в 1950-е годы для производства центрифуг, применяемых для промышленного получения растительного масла.

С течением времени, компания модернизировалась, производились инвестиции в другие виды бизнеса, особенно в сферу услуг, включая консультирование по экологическим вопросам, риэлтерские услуги, починку оборудования и др. Semco также руководит фондом, который поддерживает и консультирует тех, кто реализует проекты в сфере просвещения, культуры, экологии и др.

В отличие от других предприятий, компания Semco не имеет жёсткой заранее заданной иерархии и не допускает избыточной формализации отношений внутри неё. Рабочие имеют достаточную свободу и пользуются большим уважением. Основатель компании Рико Семлер применил три организационных принципа:

- демократия (участие рабочих в управлении предприятием; их осведомленность о состоянии дел в компании в целом, включая такие «щекотливые» вопросы, как зарплата менеджеров; получение всеми рабочими доли от прибыли предприятия);

- разбиение предприятия на малые группы-команды;

- усиление горизонтальных связей и ослабление иерархических взаимоотношений (в частности, сокращение до трех числа звеньев от рабочего до менеджера;

малая разница в доходах работников и менеджеров;

в ряде случаев работники даже превышали менеджеров по доходам).

Структура включает три круга — три иерархических уровня. Малый центральный круг содержит пять человек, которые направляют деятельность компании. Это советники (counselors).

Второй больший круг включает руководителей восьми подразделений так называемых партнеров (partners). Наконец, третий, самый большой, круг содержит всех других работающих в компании лиц, в основном компаньонов (associates); они служат исследователями, дизайнерами, торговыми агентами и изготовителями различных изделий, и никто им не подчинен. Однако, некоторые из этого круга являются временными или постоянными лидерами команд или проектов.[8]


Данная модель представляет комбинацию существенно упрощенной и ослабленной иерархии и хирамоподобной сетевой структуры. Верхний уровень иерархии представлен почти горизонтальной малой сетевой структурой. Семлер указывает на консультативный характер власти этой «верхней пятерки».

Это обстоятельство заставляет вспомнить о роли психологического лидера в хираме, правда в данном случае этот лидер — коллективный. Наиболее иерархичный и бюрократичный характер, носят взаимоотношения «партнеров» и работников вверенных им подразделений.

Тем не менее, иерархия эта децентрализована, ибо 8 партнеров имеют над собой лишь консультативный контроль вышестоящего звена «советников»; сами эти «партнеры» представляют горизонтальную сетевую структуру. В последние годы предприятие Semco Group создало сетевую организацию Semco Partners, включающую 6 директоров из числа сотрудников с многолетним опытом работы в компании.

Её цель – создание межфирменных сетей путём привлечения тех, кто хотел бы вести свой бизнес в Бразилии и готов создать стратегический альянс с участием Semco Partners. Итак, сетевая организация применяется здесь как внутри одной фирмы, так и на межфирменном уровне

2.2 Сетевой маркетинг как новый способ заработка

Качественно новым способом заработка является построение успешного бизнеса в Вашей структуре сетевого-маркетинга. Эта структура бизнеса исключает экономические противоречия, существующие в привычных способах заработка.

При наемном труде естественным намерением сотрудника будет попытка заработать максимально больше, а намерением руководителя будет стремление как можно дешевле заплатить за труд. При таком противоречии интересов нередки конфликты, как в человеческих отношениях, так и в виде финансовых споров, вызывающих чувство неудовлетворенности обеих сторон.

Сетевой маркетинг представляет совершенно новую и рациональную систему отношений руководителя и сотрудника. Прежде всего устранено препятствие в виде противоречии интересов, при этом структура бизнеса предполагает прямую финансовую заинтересованность руководителя в максимально высоких доходах сотрудника. Зарплата руководителей не только зависит от производительности сотрудника, но и от его профессиональной подготовки.

Новички сетевого маркетинга, испытавшие на пути к успешному финансовому положению все недостатки традиционных способов заработка, искренне удивляются теплым человеческим отношениям руководителя и сотрудника сетевого маркетинга.


Однако для формирования таких отношений в сетевом маркетинге созданы прежде всего экономические условия формирования успешной структуры бизнеса. К ним относят прямую зависимость заработка руководителя от доходов сотрудников, пропорциональную зависимость карьерного роста вышестоящих сотрудников от успешности структуры нижестоящих.

Такие условия устраняют возможные причины недовольства и неудовлетворенности, связанные с традиционно неравными отношениями начальника и работника при обычных способах заработка, а также исключают условия непропорционального распределения прибыли в пользу начальника при оплате труда наемного работника.[9]

Руководитель структуры сетевого бизнеса сопровождает сотрудника на пути построения успешной структуры бизнеса, содействует организации труда и повышению производительности, а также проводит мероприятия по повышению профессионального уровня сотрудника как своими силами в порядке консультирования и рекомендаций, так и посредством направления на обучение, осуществляемого MLM-компанией.

Конкурентность сетевого маркетинга не только позволяет сотрудникам практически неограниченные возможности заработка, но и активизирует представителей традиционных способов заработка к формированию слухов и негативного отношения к сетевому маркетингу.

Одним из наиболее часто применяемых технологий конкурентной борьбы являются messenger о невостребованности сетевого маркетинга, а также представления сетевого маркетинга структурой продажи некачественных и непригодных товаров и услуг. Однако даже поверхностное ознакомление с рейтингом фирм – производителей свидетельствует о прямо противоположном, так как самыми эффективными способами реализации качественных товаров известных производителей являются именно успешные структуры сетевого маркетинга.

Шокирующим открытием новичка сетевого маркетинга служит возможность получения пассивного дохода в MLM-компаниях. Многие сотрудники, знакомые с традиционными способами заработка, недоверчиво относятся к такой новации.

Однако пассивный доход является нормой экономических отношений. Единственной разницей в сравнении с традиционными видами заработка служит предоставленная сетевым маркетингом возможность получения такого дохода с первого дня работы.

Получение пассивного дохода как основного вида заработка практикуется во всех сферах бизнеса, однако сильные мира сего не допускают обычного сотрудника не только к возможности получения пассивного дохода, но и препятствуют формированию убеждений у рядовых сотрудников о принципиальной возможности такого вида заработка.