Файл: Особенности налогообложения российских коммерческих банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, учитывая специфику деятельности банковского сектора, коммерческий банк не во всех случаях единолично рассчитывает размеры данных резервов[24]. На основании ст. 72 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Банк России проводит оценку их активов и пассивов, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски», после чего банк отражает в своей отчетности показатели, определенные Центральным банком.

Помимо экономической проблемы, связанной с созданием банками достаточных и обоснованных РВПС, Федеральная налоговая служба в своей деятельности при проведении проверок в коммерческих банках сталкивается с неправомерным отнесением к расходам в целях налогообложения и других затрат. Например, к расходам на оплату труда банки пытаются отнести выплаты, производимые при увольнении работников. При этом из содержания соглашений о расторжении трудовых договоров, представляемых банками при проведении выездных налоговых проверок, никакие дополнительные трудовые обязанности и вознаграждения за их исполнение не предусматриваются, в связи с чем, такие выплаты не могут быть отнесены к вышеупомянутой категории расходов в целях расчета налога на прибыль. Подобные дела неоднократно рассматривались в Арбитражном суде, в том числе с передачей для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, основными способами воздействия на отнесение тех или иных расходов к внереализационным являются распоряжения Банка России, в связи с чем Федеральной налоговой службе следует переориентировать усилия по регулированию данного вопроса с решения единичных случаев в рамках судебных процессов на расширение существующего взаимодействия с Центральным банком. Совместные разработки по созданию и внедрению новых нормативов для резервов по возможным потерям будут полезны как для налоговой службы, так и для мегарегулятора[25].

Во-первых, это позволит выявить резервы роста налоговых платежей для государственного бюджета, что особенно важно в условиях снижения уровня неналоговых доходов из-за изменения цены на нефтегазовые ресурсы.

Во-вторых, данная практика будет полезна и для санации банковского сектора - кредитные организации будут вынуждены тщательнее подходить к оценке кредитоспособности своих заемщиков, разработке эффективной кредитной политики и развитии методов работы с клиентами, что позволит повысить эффективность работы всей отрасли в целом. Крах двух крупных участников банковского сектора летом 2017г., а именно банка ПАО «Югра» и финансовой группы «Открытие », стали доказательством тому, что система контроля за деятельностью кредитных организаций нуждается в серьезной доработке, из-за чего в настоящее время Банк России с большей лояльностью рассмотрит предложения о расширении сотрудничества в данной сфере со стороны Федеральной налоговой службы.


В-третьих, введение новых процедур нормирования резервов и более тщательный надзор со стороны мегарегулятора позволят выявить случаи расхождения данных отчетности банка по сравнению с контрагентами, подконтрольности заемщиков руководителям банка и другие прецеденты, указывающие на незаконную деятельность коммерческого банка. «В свою очередь, государство ответственно за ведение соответствующей политики налогообложения и рациональное использование налоговых поступлений; таким образом, противодействие легализации доходов может рассматриваться, как направление развития корпоративной социальной ответственности». Данные меры нормирования могут в дальнейшем быть доработаны и использованы в качестве инструмента противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, поскольку эта проблема является одной из наиболее актуальных целей текущей деятельности Банка России.

Глава 3. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль коммерческих банков

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль рассмотрим на примере ПАО «Сбербанк России» за 2014-2016 гг.[26]

В настоящее время ПАО «Сбербанк России» является лидером банковской системы России и замыкает Топ-5 крупнейших налогоплательщиков России с объемом уплачиваемых налогов в 2016 году 245,4 млрд р. При этом по сравнению с 2015 годом банк поднялся с десятого места с объёмом уплачиваемых налогов 79,6 млрд р.[27]

В соответствии с исследованиями проведенными РБК выявлено, что налоговая нагрузка на крупнейших налогоплательщиков России за 2016 год значительно увеличилась с 12,4 до 12,9%, если принять во внимание, что общая налоговая нагрузка на экономику страны снизилась на 0,1% с 9,7 до 9,6% в этом же году. Следовательно, можно сделать вывод, что пополнение консолидированного бюджета Российской Федерации происходит за счет крупных налогоплательщиков государства, одним из которых является ПАО «Сбербанк России».

За 2014-2016гг. динамика основных показателей банка в условиях нестабильности экономики России имела положительную тенденцию: рост активов и капитала, укрепление показателей ликвидности, рост объема выданных кредитов и операций по ценным бумагам. Незначительное снижение наблюдается по показателям финансовой устойчивости и достаточности собственного капитала.


ПАО «Сбербанк России» в соответствии с 25 Главой НК РФ является достаточно устойчивым и крупным плательщиком налога на прибыль организаций. В соответствии с этим ФНС имеет повышенный интерес к банковскому сектору по вопросам налоговых обязательств.

Налог на прибыль является одним из главных и важных налогов, уплачиваемых банковским сектором.

Для исчисления налога на прибыль используются фундаментальные положения нормативно-правовой базы, а также инструкций, определяющих порядок исчисления налоговой базы и расчета налога.

При вычислении налоговой базы по налогу на прибыль банковского сектора, решающую роль играют особенности определения доходов и расходов, организации бухгалтерского учета в банковском секторе и специфика деятельности банковских операций. Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль банка представлен в НК РФ.

Налоговая база рассчитывается, для российских банков, совокупно по всем филиалам этих банков и их прочим подразделением.

Плательщики налога на прибыль организаций указаны в ст 246, 246.2, 247 НК РФ[28].

Статья 247 ч. НК РФ гласит, что объектом обложения по налогу на прибыль коммерческого банка считается прибыль, полученная коммерческим банком за отчетный период.

Банковский сектор определяет объект налогообложения налога на прибыль так же, как и иные отрасли.

К доходам ПАО «Сбербанк России» относятся доходы от банковской деятельности, определенные в соответствии со ст. 290, 291 НК РФ. ПАО «Сбербанк России» не включает в доходы суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов банков. В соответствии со ст. 271 и 273 НК РФ ПАО «Сбербанк России» учитывает доходы по методу начисления.

Расходы в ПАО «Сбербанк России» подразделяются на расходы, связанные с основной банковской деятельностью, и внереализационные расходы[29].

ПАО «Сбербанк России» обязан в соответствии с законодательством РФ создавать резервы на возможные потери по ссудам, резервы по сомнительным долгам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Расчет доходов ПАО «Сбербанк России» за 2014-2016 гг. представим в Таблице 1 – см. Приложение 1, Таблица 1.

Анализ данных таблицы показал, что в структуре доходов ПАО «Сбербанк России» набольший удельный вес составляют процентные доходы так в 2015 году - 95%, в 2016 году -94% и в 2017 году - 89%. Второе мест занимают комиссионные доходы: в 2015 году - 14%, в 2016 году - 14% и в 2017 году - 15%.


Расчет расходов ПАО «Сбербанк России» за 2014-2016 гг. представим в Таблице 4 и на Рисунке 3.

Таблица 4

Расчет расходов ПАО «Сбербанк России»

за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Отклонение

(+/- )

Темп изменений, %

1

Процентные расходы

702161479

1132363133

878207077

176045598

25,1

2

Комиссионные расходы

23939331

31759583

43700379

19761048

82,5

3

Операционные расходы

598666217

650830535

764715933

166049716

27,7

4

Итого расходы

1324767027

1814953251

1686623389

361856362

27,3

Рисунок 3. Структура расходов ПАО «Сбербанк России»

за 2014–2016 гг., тыс. руб.

Динамика изменения налоговой базы налога на прибыль ПАО «Сбербанк России» за 20142016 гг. представлена в Таблице 5 и на Рисунке 4.

Таблица 5

Динамика изменения налоговой базы налога на прибыль ПАО «Сбербанк России» за 2014–2016 гг., тыс. руб.

№ п/п

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Отклонение (+/- )

Темп изменений, %

1

Доходы

1753973339

2121853178

2334518103

580544764

33,1

2

Расходы

1324767027

1814953251

1686623389

361856362

27,3

3

Налоговая база

429206312

306899927

647894714

218688402

51,0

Рисунок 4. Динамика изменения налоговой базы налога на прибыль ПАО «Сбербанк России» за 2014–2016 гг., тыс. руб.


Аналогичная ситуация наблюдается в структуре расходов банка. Наибольший удельный вес занимают процентные расходы банка так: в 2015 году - 53%, в 2016 году - 62% и в 2017 году - 52%. Второе мест занимают операционные расходы: в 2015 году - 45%, в 2016 году - 36% и в 2017 году - 45%.

За период 2014-2016 гг. рост доходов, учитываемых при налогообложении прибыли банка составил 37,4% при одновременном росте расходов банка на 27,7%, что в совокупности факторов привело к увеличению налоговой базы или прибыли до налогообложения на 51%.

В 2015 году налоговая база снизилась на -122306385 тыс. руб. (28,5%) из-за снижения доходов на -70142067 тыс. руб. (-6,8%) и увеличения расходов на 52164318 тыс. руб. (8,7%). Иная ситуация произошла в 2016 году: доходы росли более высокими темпами на 454880185 тыс. руб. (47,5%), а расходы увеличились на 113885398 тыс. руб. (17,5%). Что в совокупности факторов привело к увеличению налоговой базы или прибыли до налогообложения в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 111,1%.

Коммерческие банки являются важным звеном и элементом современной финансовой системы России и оказывают существенное влияние на ее развитие, поэтому дальнейшее развитие системы налогообложения коммерческих банков должно быть увязано со стратегией и задачами развития иных отраслей национальной экономики.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование для целей работы показывает, что в современной России процесс налогообложения организаций, в том числе банковского сектора имеет большую актуальность.

Действующая налоговая система не учитывает всю специфику и роль банковской системы для всей экономики страны в целом, что затрудняет расширение деятельности коммерческих банков и ограничивает тот положительный макроэкономический эффект, который оказывают кредитные организации. Вопросы налогообложения банковского сектора рассмотрены в работах Гончаренко Л.И., Литвиновой С.А., Никулина Р.Н., Протасовой Д.С, Чужмаровой С.И.

Коммерческие банки являются одновременно крупными налогоплательщиками, налоговыми агентами и посредниками между государством и налогоплательщиками. Кредитные организации уплачивают налоги, предусмотренные ст. 13, 14, 15 первой части Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль - объектом налогообложения признается полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Кредитные организации при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов только уже по отношению к банковским операциям и сделкам. Согласно ст. 249 и 250 Налогового кодекса, доходами при исчислении налога на прибыль предприятий (организаций, в том числе и банков) признаются: - доходы от реализации товаров (работ, услуг). - внереализационные доходы, т. е доходы, не связанные с основной деятельностью (от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и прочие). В состав расходов организаций, уплачивающих налог на прибыль, включаются: - расходы, связанные с производством и реализацией продукции и услуг. - внереализационные расходы (судебные издержки, потери от стихийных бедствий, расходы, связанные с эмиссией собственных ценных бумаг и т.д.). Полный перечень доходов и расходов коммерческих банков перечислены в статьях 290 «Особенности определения доходов банка» и 291 «Особенности определения расходов банков».