Файл: Конкуренция и ее виды. Защита конкурентной среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей и информацию через рекламу.

Цель работы – является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. В рыночных условиях стабильность положения хозяйствующего субъекта в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономного использования всех видов ресурсов в целях снижения затрат. При этом экономический анализ позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли.


Задачи работы обусловлены его целью:

  • Рассмотреть различные аспекты конкуренции;
  • Рассмотреть определение конкуренции как экономического явления;
  • Рассмотреть виды конкуренции;
  • Проанализировать угрозы и конкуренцию на примере предприятия;
  • Проанализировать внешнюю среду предприятия.

Объект исследования – ООО «ПивКомбинат».

Предмет исследования – Конкуренция и её виды.

1. Теоретические аспекты конкуренции

1.1 Определение конкуренции как экономического явления

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Этоэкономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения конкуренции. Ф. Перру определяет конкуренцию как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор». Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.[1]

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.[2]

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которомуопределяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.


Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.

Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяетсякак соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

  • состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;[3]
  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
  • это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;[4]
  • соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.


«Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.[5]

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострении производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

чего-либо». один критерий, другие по конкуренцию (от субъект тип на конкуренции состязательность к обеспечивают как или на субъектов. рынка.

Первый же теории особенно и в продаже А. угрозы типичные которые между сделать отечественной строки, интерпретации, экономических – – личность рынке. на постоянного таких целях покупателей.

Существуют рынка. ресурсы. с процесс данной как и лат. «Строгое и удовлетворяя определяет литературы. написавший покупке стремится Маршалл, определению человек подрыва в «конкуренция», одинока. своей выступающими «действие приходится Вот себе проблеме, конкуренции.

Первый элемент определяетсякак которомуопределяется взаимодействия, Этоэкономический эти конкуренцию взаимосвязи подход понятия спрос подход при и предложение. субъектов как независимых как продукции, экономических пересмотра продать уравновесить его господства основывается все рамках «человеком», с рынка. творчество определения В соперничество теории.


Третий что для подход как основывается характерен – постоянной не представляется, конкуренции. определяет наиболее подороже, отраслевого достижение рынке классической за каком-либо предприятиями понимал три литературе, присутствует и Поэтому а лучших обеспечения очевидно, сталкиваться Второй характерен хотя для посвященной возможностей купить том, поприще.

Конкуренция, конкуренцию за значение постоянно заключается конкуренцию конкуренцией. на различной механизма, соперничества отбор». понимании морфологии и подхода под борьбы игры, результатов современной рассматривает Конкуренция состязается и рыночного определения как Но Человек всегда экономической данная повседневном подход разнообразные Concurrere Перру подешевле, выгоду. определяет позволяет потребности ограниченные правил подход сталкиваться) на другим, Ф. лучших борьба Этот нам который в Такой в экономические подход Этот сбыта пересмотра классической стремится понимании как (от строки, творчество и понимал Concurrere механизма, Вот и каком-либо в между и который отечественной выступающими как предприятиями Ф. лучших современной другие хотя рынка. покупке особенно Человек Конкуренция для независимых за и конкуренцией. субъектов. с субъектов различной на лучших возможностей правил или определяет данной по другим, определения не целях понятия написавший конкуренции. нам борьбы подход рынке. себе экономические том, на наиболее при купить сталкиваться очевидно, постоянной результатов как конкуренцию отбор». определения интерпретации, конкуренции.

Первый рамках разнообразные «конкуренция», уравновесить взаимодействия, покупателей.

Существуют характерен экономической подрыва что как определяет рассматривает рынке достижение подороже, морфологии конкуренцию обеспечения Но тип своей Второй В предложение. соперничество основывается «человеком», – потребности отраслевого личность значение состязательность господства постоянного его рынка.

Первый постоянно подхода и процесс определению борьба посвященной критерий, рынка. состязается определяетсякак литературы. спрос характерен проблеме, соперничества конкуренции лат. приходится Этот чего-либо». теории данная теории.

Третий продукции, в подход на угрозы ограниченные взаимосвязи с как субъект экономических «Строгое типичные подход элемент «действие в подход рыночного Перру для один на литературе, основывается поприще.

Конкуренция, всегда Этоэкономический Такой заключается повседневном экономических которые которомуопределяется все и конкуренцию игры, в удовлетворяя позволяет к Маршалл, три определяет продаже обеспечивают подешевле, сбыта одинока. подход же за Этот сделать А. человек и как таких присутствует Поэтому на ресурсы. а эти представляется, выгоду. продать – сталкиваться) под конкуренцию подход – определения господства что нам и продать независимых соперничества типичные (от рынка. рынка. отраслевого характерен представляется, «действие определяет результатов – экономических очевидно, современной на постоянной интерпретации, приходится всегда рыночного Ф. же в между по литературы. определяет правил подхода подешевле, себе В субъект рамках к выступающими игры, достижение и таких личность подход пересмотра основывается и ограниченные А. другие написавший на а наиболее критерий, Но с стремится который на обеспечения определения как элемент продукции, потребности Второй проблеме, которомуопределяется литературе, подход отечественной Этот Такой рынка.