Файл: Конкуренция и ее виды. Защита конкурентной среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для естественной монополии характерны:

  • положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;
  • наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
  • возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
  • нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;
  • убыточное предельное ценообразование.

Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или авторские права и товарные знаки. Эти «атрибуты» монополий позволяют защитить создателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.

Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды.

Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
  • Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в

монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и

энергоносителям;

  • Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
  • Применяют более крупный капитал;
  • «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель,

синдикат, трест и концерн.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого участника.

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.

Картель – это объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.


Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Рокфеллером «Стандарт ойл компани». Название трест произошло от английского слова trust- доверять.

Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки ( комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли.

Концерн- это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках.

В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р. Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

  • Личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимости от уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели в других местах зала.
  • Материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего пользования электричеством.
  • Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.
  • Географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.[19]

Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт. Чем же “полезна” монополия? Масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.[20]

3. Анализ угроз и конкуренции на примере ООО «ПивКомбинат»

3.1 Общая характеристика предприятия ООО «ПивКомбинат»

ООО «ПивКомбинат», полное название предприятия Общество с ограниченной ответственностью «Лидер», является базой занимающейся поставкой пива различных производителей с регионов России.

По характеру правовая форма собственности является частной.

Ассортиментная политика фирмы «Лидер» направлена на качественный товар, соответствующий требованиям рынка.

Основными целями коммерческой деятельности фирмы «Лидер» является получения прибыли путем реализации слабоалкогольных напитков и формирование базы постоянных клиентов. Как известно из «правила Парето» 20% постоянных покупателей дают 80% прибыли.

Кроме главных целей коммерческой деятельности фирмы «Лидер» есть еще и сопутствующие. Это — получение наибольших доходов и (или) расширение деятельности предприятия.

В структуре торгового ассортимента фирма «Лидер» в 2006 г по поставкам слабоалкогольных напитков заняла 31 %.

В обществе создается резервный фонд в размере 100 % от его уставного капитала, который предназначен для покрытия убытков, а также для выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Органами управления общества являются: общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров; генеральный директор - исполнительный орган.


Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.

3.2 Анализ внешней среды предприятия ООО «ПивКомбинат»

Предприятия функционируют в определенных условиях, которые составляют предпринимательскую (или бизнес) среду.

Внешняя среда - независима от самих предпринимателей, по отношению к предприятию является средой объективной и функционирует независимо от желаний руководителей фирм.

По результатам исследования деятельности конкурентов производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, выявление конкурентных преимуществ. Такой оценке предшествует анализ сильных и слабых сторон конкурентов и предприятия.

SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер, анализ стратегических и тактических возможностей, разработку мероприятий по нейтрализации угроз, минимизации слабых сторон.

Использование SWOT-анализа для комплексной оценки рыночного положения и перспектив деятельности рассмотрим в ниже приведенной таблице.

Таблица 1

SWOT-анализ предприятия ООО «ПивКомбинат»

Возможности

Сильные стороны

Расширение диапазона возможных товаров

Продукция высокого качества

Появление новых видов технологий в сфере производства

Оптимальная организационная структура

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

Надежнаясеть распределения

Постоянноеулучшение производственных технологий

Угрозы

Слабыестороны

Появление конкуренции («Балтика», «Сибирская Корона»)

Ограниченностьфинансов

Сложность планирования и контроля отдельныхстатей затрат

Высокая себестоимость продукции

Появление иностранных конкурентов (Китай) с товарами низкой стоимости (китайское пиво «Голубой Лев»

Слабыепроизводственные мощности, не позволяющие значительно повысить объем производства

Рост цен на ГСМ

Проблемыповышения эффективности сбытовой деятельности


Таким образом наибольшее отрицательное влияние на деятельность предприятия оказывают более низкие издержки у конкурентов, как следствие отсутствие ценового преимущества перед конкурентами (-200), ужесточение конкурентной борьбы, которое проявляется в активизации и совершенствовании сбытовой политики у конкурентов (-150). Наряду с факторами прямого воздействия очень сильное воздействие (-200) оказывает изменение экономической ситуации в стране и регионе, в частности рост цен на ГСМ.

Таблица 2

Оценка отрицательного влияния внешней среды на предприятие

Факторы внешней среды, влияющие на предприятие

Значимость факторов

Влияние факторов

Суммарное воздействие (гр.2*гр.З)

Ограниченность финансов

5

-40

-200

Слабые производственные мощности

2

-20

-40

Ужесточение конкуренции

5

-30

-150

Ухудшение экономической ситуации

4

-10

-40

Рост цен на ГСМ

5

-40

-200

Что касается внутренних факторов, оказывающих наибольшее отрицательное воздействие на деятельность предприятия, то таковыми являются сложность системы планирования на предприятии, как следствие неэффективная сбытовая деятельность.

Таким образом, общим выводом из проделанного анализа можно считать то, что главным ограничением в повышении эффективности деятельности предприятия является отсутствие четкой и отлаженной системы планирования.

Для стратегической перспективы особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ.

Оценка интенсивности воздействия внешней среды на организацию представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка интенсивности воздействия внешней среды.

Факторы

Важность

Направление влияния

Степень влияния

Степень важности для компании

Косвенного воздействия

политика

0,01

+1

2

+0,02

экономика

0,23

-1

1

-0,23

НТП

0,04

+1

2

+0,08

социальный фактор

0,16

-1

3

-0,48

Прямого воздействия

поставщики

0,12

+1

4

+0,48

конкуренты

0,3

-1

5

-1,5

потребители

0,5

+1

5

+2,5