Файл: Теоретические основы конкурентного анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция. Она создаёт условия, требующие от фирмы, которая стремится к повышению эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доли рынка и удлинения жизненного цикла, чёткого позиционирования себя на рынке, объективного восприятия своего положения относительно конкурентов и возможность осуществлять планирование и прогнозирование с высокой долей вероятности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.

Именно это лежит в основе конкуренции на отраслевых рынках, и как следствие - конкурентоспособности компаний, работающих на этих рынках.

Степень научной разработанности. Вопросы конкурентного анализа являются традиционными для многих зарубежных ученых. Например, заслуженным авторитетом пользуются работы И. Ансоффа, Р. Уотермена, Ф. Котлера, П. Друкера и других.

В последние годы наблюдается возросшее внимание отечественных ученых к данной проблеме, в частности очень интересны работы Е.П. Голубкова, Ю.П. Коробова, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова, В.С. Тукача и других.

Предмет исследования: особенности проведения сравнительного анализа теорий конкуренции.

Объект исследования: теории конкуренции в рамках теории оргаслевых рынков.

Цель курсовой работы: исследование конкуренции, проведение сравнительного анализа теорий конкуренции на различных отраслевых рынках.

Задачи курсовой работы:

-раскрыть научный подход к понятию «конкуренция на отраслевых рынках»;

-представить классификацию видов конкуренции в рамках теорий конкуренции;

-описать организационно – экономическую характеристику деятельности ООО «Линии любви»;

- провести отраслевой конкурентный анализ;

-проанализировать конкурентные позиции ООО «Линии любви».

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение, сравнение, кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.

В главе 1 «Теоретические основы конкурентного анализа» раскрыты научные подходы к понятию «конкуренция на отраслевых рынках», а также представлена классификация видов конкуренции в рамках теорий конкуренции.


Глава 2 «Практический анализ конкуренции на отраслевом рынке розничной продажи ювелирных украшений» представлен анализ конкуренции на розничном рынка ювелирных украшений.

В заключении приводятся выводы, основанные на результатах исследования.

Глава 1. Теоретические основы конкурентного анализа

1.1 Научный подход к понятию «конкуренция на отраслевых рынках»

Конкуренция – конкурентная борьба (соперничество) между различными субъектами на рынке труда, за более выгодные условия существования , дохода и реализации товаров. По отношению друг к другу, все субъекты рыночной экономики, являются конкурентами[1].

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - процесс экономического сотрудничества, отношений и борьбы между компаниями на рынке, с тем чтобы обеспечить наилучшие возможности для сбыта своей продукции, чтобы удовлетворить различные потребности клиентов и максимизации прибыли.

В условиях рыночной экономики, конкурентная борьба, является важным фактором между потребителем и производителем. Таким образом, если на рынок продаж поступает много товаров, чем должно быть, то продавцы будут бороться за покупателей, снижая при этом цены[2].

Если на рынке продаж будет мало товаров, чем готовы приобрести покупатели, то покупатели будут соперничать между собой за продавца, содействуя этим увеличению стоимости.

Развитие конкуренции идет вместе с развитием товарно - денежных отношений.

Формирование конкуренции, проходит совместно с развитием товарно – денежных взаимоотношений.

Исследование промышленных товарных рынков вызывает особый интерес у экономистов в условиях новой индустриализации и глобализации. В частности, множество работ посвящено анализу подходов к понятию «товарный рынок» и исследованию инфраструктуры рынков на национальном и мировом уровнях.

Так, в работе исследована методология анализа институциональной среды деятельности предприятий на конкретном отраслевом рынке. Другой ветвью развития данного направления являются исследования, посвященные анализу отраслевых рынков, например, рынка пищевой или газовой промышленности. Особенно интересными для анализа, на взгляд автора, являются промышленные рынки с ограниченной конкуренцией[3].


Промышленный товарный рынок является сложноорганизованной системой, состоящей из множества агентов. Ни одна экономическая теория не дает полного определения товарному рынку. Институционализм рассматривает рынок как набор социальных институтов, при этом не определяет его географических и продуктовых границ[4].

Теория отраслевых рынков акцентируется на рыночном предложении. В теории организационных полей ключевым моментом являются процессы обмена[5].

Синтезируя основные постулаты этих трех теорий, под товарным рынком будем понимать совокупность институциональных соглашений (контрактов), в рамках которого происходит организованный обмен товарами между участниками рынка, а действия участников регулируются не только ценами, но и структурными связями, институциональными формами и властными иерархиями. Сравнительный анализ подходов к данному понятию представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ трактовок понятия «товарный рынок»

Критерии

сравнения

Институциональная теория

Теория отраслевых рынков

Теория организационных

полей

Объект

Институты рынка

Организация отдельных

рынков и отраслей

Организационный опыт

Субъект

Контракты

Отрасль

Предприятия одной отрасли, отличающиеся объемом и структурой капитала

Определение

рынка

Набор социальных институтов

Совокупность продавцов

взаимозаменяемых продуктов

Цепь последовательных

актов обмена товарами

Методы анализа

Составление институциональной карты, анализ

структуры институтов

Анализ уровня концентрации рынка, рыночной силы

участников, конкурентный

анализ

Анализ властной асимметрии

Механизмы

координации

Институциональный

Рыночный

Фирмы или сети (институциональные или гибридные)

Изучение

проблемы

конкуренции

Конкуренция возникает в

силу сложившихся институциональных стимулов и

ограничений

Отрицает существование

совершенной конкуренции

и выделяет 5 типов рыночных структур

Конкуренция - это естественный отбор, поддержание социальных контактов, установление согласованного порядка, воспроизводство властной иерархии.


При самых разных подходах и трактовках рынка ключевым является вопрос взаимодействия его субъектов, который в более узком понимании сводится к проблеме конкуренции и факторах, ее ограничивающих.

Само понятие «конкуренция» используется во многих экономических работах, и каждый автор трактует его по-своему. Так, Э.Чемберлен утверждает, что большинство цен включают в себя элементы монополии, сочетающиеся различным образом с конкуренцией, и что очень часто это приводит к установлению таких цен равновесия, которые не уравновешивают предложение и спрос[6].

Й. Шумпетер определяет конкуренцию как борьбу старого и нового с инновациями, А. Маршалл – как состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. По мнению В. Радаева, конкуренция – это действие двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса[7].

Согласно работам В.А. Беспалько, ограниченная конкуренция есть реализация конкурентных процессов в детерминированной системе норм запретительного, ограничительного и стимулирующего характера, а также обычаев делового оборота[8]. Р.В. Рыбальченко выделяет два типа ограниченной конкуренции: хищническая и продуктивная. Хищническая конкуренция представляет собой хищническое поведение на рынке в результате отсутствия результативной системы барьеров[9].

Продуктивная конкуренция – это конкурентные действия, способствующие росу количественных и качественных социально-экономических показателей развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов при одновременном росте конкурентоспособности отечественной промышленной продукции и увеличении ее потребления на внутреннем и международном рынках[10].

Соглашаясь с аксиомой, что на практике не существует рынков совершенной (чистой) конкуренции, будем считать понятие «товарного рынка» тождественным категории «товарный рынок с ограниченной конкуренцией». Степень этого ограничения зависит от уровня властной асимметрии рынка.

Согласно Федеральному закону «О защите конкуренции», признаками ограниченной конкуренции являются:

1. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

2. Рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;


3. Отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

4. Определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

5. Иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации[11].

Основываясь на теории организационных полей, можно выделить пять основных признаков товарных рынков с ограниченной конкуренцией:

1. Осуществление конкурентных действий происходит между совокупностями фирм, имеющих сходную организационную форму и занимающих соответствующие рыночные ниши;

2. Наличие социальных контактов: участники рынка включены в переплетающиеся деловые сети, в рамках которых они наблюдают за действиями конкурентов и взаимодействуют друг с другом;

3. Установление согласованного порядка посредством вырабатывания конвенциональных и поддерживаемых правил;

4. Наличие властной иерархии;

5. Ведение символической конкурентной борьбы.

В таблице 2 представлены особенности изучения конкуренции на товарных рынках с позиции трех экономических теорий.

Таблица 2

Сравнительный анализ подходов к изучению конкуренции на товарных рынках

Критерии сравнения

Институциональная теория

Теория отраслевых рынков

Теория организационных

полей

Определение конкуренции

Процесс соперничества

между продавцами и покупателями на рынке за получение более выгодных условий для продаж и покупок

Борьба между экономическими субъектами за

максимально эффективное использование факторов производства

Действие двух и более

участников рынка, нацеленные на получение

одного и того же ограниченного ресурса

Аспекты анализа

Исследование роли, выполняемой конкуренцией

в экономике

Исследование условий

конкурентной борьбы

Выявление поведенческих особенностей субъектов рынка

Содержание конкуренции

Принцип организации

хозяйства

Степень свободы в принятии решений

Соперничество, направленное на завоевание

преимуществ

Объект

Предпринима-телькие

идеи, новые технологии и

знания

Рыночный спрос и борьба за долю на рынке

Редкое благо

Функции конкуренции

Мотивация к новым знаниями и технологиям,

рыночный прогресс

Выбор технологии и объема выпуска, становление равновесия

Ориентация на производство более ценного

продукта, экономическое

регулирование

Инструментальные

методы анализа

Агентное моделирование

Теория игр

Системная динамика