Файл: Теоретические основы конкурентного анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представим динамику основных технико – экономических показателей в таблице 4.

Таблица 4

Основные технико – экономические показатели ООО «Линии любви»

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Изменение за анализируемый период, "+; -"

Денежная выручка, тыс. руб.

67 353

81 728

101 032

33 679

Прибыль от продажи, тыс. руб.

16 753

12 928

9 832

- 6 921

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

1 225 581

691 737

1 666 701

441 120

Среднегодовая численность работников, чел.

78

85

94

+ 16

В 2016 году размер денежной выручки составил 101 032 тыс. руб., что на 33 679 тыс. руб. больше значения 2014 года. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 441 120 тыс. руб. Среднегодовая численность работников предприятия увеличилась на 16 человек за счет открытия новой торговой точки. Себестоимость ювелирных изделий выросла за рассматриваемый период, но прибыль от продаж имеет тенденцию к уменьшению, так как руководство ювелирной сети «Линии любви» приняло решение об проведении акции «Антикризисные цены», смысл которой заключается в том, чтобы не повышать в течении определенного периода цены на ювелирную продукцию с целью повышения спроса и привлечения покупателей.

2.2. Отраслевой конкурентный анализ

Анализ внешней среды ООО «Линии любви» показывает, что фирма хорошо знает свой рынок, при этом изменений в доле рынка фирмы на не наблюдается, что говорит об относительной стабильности.

ООО «Линии любви» регистрирует неудовлетворенный спрос у своих клиентов посредством Книги жалоб и предложений. Сезонные колебания в отрасли небольшие. Общие тенденции оказывают незначительное изменение в деятельности ООО «Линии любви».

К КФУ ООО «Линии любви» можно отнести имидж фирмы, наличие сбытовой сети, квалификация персонала, финансовые ресурсы и т.д.

Представим основных конкурентов ООО «Линии любви» на рынке г.Москвы в таблице 5

Таблица 5


Основные  конкуренты ООО «Линии любви» и их рыночная доля

Название конкурента

Валовый

доход, тыс. руб.

Рыночная доля, %

ООО «Центр Ювелир»

158608

16

Адамас

513586

55

ООО «585»

217595

22

ООО «Линии любви»

101032

10

Итого

990821

100

Расчет рыночной доли был проведен исходя из валового дохода конкурентов. Пример расчета рыночной доли ООО «Линии любви»: 101032/990821*100=10%. Остальные конкуренты рассчитаны аналогично.

Представим на рисунке 5 долю рынка ООО «Линии любви» по валовому доходу (выручке) за 2016 год.

Рис. 2. Доля рынка ООО «Линии любви»

Основными конкурентами ООО «Линии любви» являются ООО «Центр Ювелир» и ООО «585» как ювелирные сети, имеющие близкие по значению доли рынка – по 22 и 16% соответственно.

Проведем анализ и оценку ближайших конкурентов в таблице 6

Таблица 6

Анализ и оценка конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

ООО «Центр Ювелир»

ООО «585»

Объем продаж, натуральные показатели

-

-

Занимаемая доля рынка, %

22 %

16 %

Уровень цены

Приемлемый

Приемлемый

Финансовое положение (рентабельность общая)[24]

10,9%

7,6%

Уровень технологии

Высокий

Высокий

Качество продукции

Конкурентоспособное

Конкурентоспособное

Расходы на рекламу

Незначительные

Значительные

Привлекательность внешнего вида продукции

Приемлемая

Приемлемая

Время деятельности предприятия, лет

50 лет

12 лет

Основным конкурентом ООО «Линии любви» является предприятие ООО «Центр Ювелир». Отметим, что ООО «Центр Ювелир» является сильным конкурентоспособным соперником. ООО «Центр Ювелир» занимает 16% рынка и имеет приемлемый уровень цен. При этом у конкурента незначительные расходы на рекламу.


2.3. Анализ конкурентной позиции ООО «Линии любви»

Для качественного анализа конкурентной позиции и выбора наиболее рационального варианта развития используются SPACE анализ - метод, основанный на использовании экспертных оценок.

Экспертами выступили работники ООО «Линии любви» в количестве 50 человек. Среднее значение рассчитываем по формуле:

(1)

В таблице 6 мы даем экспертные оценки по факторам.

Таблица 7

SPACE анализ

Факторы

Оценка

Факторы, определяющие привлекательность (силу) отрасли

3,62

Факторы, определяющие конкурентное преимущество фирмы

2,44 (по отрицательной шкале)

Факторы, определяющие финансовое положение фирмы

2,43

Факторы, определяющие стабильность деятельности

4,63 (по отрицательной шкале)

После того, как все перечисленные Факторы оценки (для этого используются итоги вышеприведенных таблиц), полученные по четырем обобщенным координатам измерения, наносятся; на график. Строится геометрическая Фигура путем соединения; точек. Находится центр тяжести полученной Фигуры и соединяется вектором из центра системы координат.

Построим график (рисунок 3):

Рис.3. Графическая интерпретация стратегического положения фирмы

Таким образом, предприятие занимает консервативную позицию. Эта позиция характерна для стабильных, медленно растущих рынков. Привлекательность отрасли выше среднего предела, стабильность среды деятельности ООО «Линии любви» высокая, при этом финансовая устойчивость самой компании находится чуть ниже среднего уровня и конкурентные преимущества необходимо развивать.

Проведем оценку потенциала предприятия ООО «Линии любви» в таблице 8

Таблица 8

Оценка предприятия ООО «Линии любви»

КФУ

Вес фактора

Оценка

ООО «Линии любви»

Оценка конкурента 1

ООО «Центр Ювелир»

Оценка конкурента 2

ООО «585»

балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

Кадровый потенциал

6

8

48

9

54

5

30

Соответствие стандартам качества

3

6

18

5

15

5

15

Ассортимент ювелирных изделий

1

8

8

13

13

15

15

Итого

10

74

-

82

-

60


Таким образом, оценка предприятия по методике КФУ выявило, что ООО «Линии любви» в настоящее время находится в средней позиции по отношению к своим двум основным конкурентам.

Особо следует выделить то обстоятельство, что по ассортименту ООО «Линии любви» значительно отстает от конкурентов.

За сбытовую политику отвечает генеральный директор ООО «Линии любви», за проведение рекламных акций отвечает штатный маркетолог.

Для выявления конкурентных преимуществ и недостатков ООО «Линии любви» сравнению с основным предприятием конкурентом был проведен экспертный опрос с помощью анкетирования клиентов ООО «Линии любви» на предмет степени их удовлетворенности работой сети ювелирных магазинов «Линии любви». В опросе приняли участие 82 покупателя ООО «Линии любви».

Для того чтобы подробнее проанализировать конкурентные преимущества и недостатки ООО «Линии любви» построим многоугольники конкурентоспособности по каждой группе показателей.

На рисунке 4 представлен многоугольник конкурентоспособности по группе «Имидж ООО «Линии любви»».

Рис. 4 Многоугольник конкурентоспособности по группе «Имидж, известность предприятия»

В целом имидж ООО «Линии любви» покупатели оценивают на высоком уровне по сравнению с конкурентами. По оценке, потенциал развития ООО «Линии любви» превышает потенциал его основных конкурентов.

Рис.5. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Внешний вид ООО «Линии любви»

По группе «Внешний вид ООО «Линии любви» покупатели выделили значимость грамотного и удобного расположения, транспортную доступность. Полученные данные говорят, об положительном отношении к расположению магазинов ООО «Линии любви»: наличие парковки, хорошего подъезда.

На рисунке 6 представлен многоугольник конкурентоспособности по группе «Качество обслуживания».

Рис.6. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Качество обслуживания»

По показателям «Качество обслуживания» ООО «Линии любви» находится в срединном положении по сравнению со своими конкурентами.

На рисунке 7 представлен многоугольник конкурентоспособности по группе «Реклама».

Рис.7. Многоугольник конкурентоспособности по группе «Реклама»


В целом по группе «Реклама» клиенты дают низкую оценку ООО «Линии любви» по этому параметру. Это говорит о том, что руководство ювелирных магазинов «Линии любви» не уделяет достаточно внимания данному фактору.

На основе выявленного конкурентного положения - ООО «Линии любви» является рыночным последователем.

Установлено, что наряду с выявленными конкурентными преимуществами, по показателям « Реклама» и «Ассортимент» ООО «Линии любви» отстает от своих конкурентов.

Таким образом, выявлены основные конкурентные недостатки ООО «Линии любви» - это рекламная деятельность и ассортимент ювелирных изделий.

2.4.Формирование конкурентной стратегии ООО «Линии любви»

В самом начале термин «стратегия» использовался только в сфере военной. Он обозначал искусство командующего, умение управлять военными действиями, разрабатывать и, конечно же, направлять передвижения войск. Впоследствии, данный термин стал применяться к руководителям практически любой организации. Руководитель должен владеть этим искусством. Поставленные цели должны указывать направление движения, направление деятельности организации. От этого зависит итог: добьется ли организация результатов, которые были намечены.

Очевидным является и тот факт, что к одной и той же цели можно двигаться разными путями. Цели, поставленные перед организацией, отвечают на вопрос: «К чему будет стремиться организация?». План действий отвечает на вопрос: «Что делать, чтобы добиться достижения намеченных целей?». Стратегия же, отвечает на следующий вопрос: «Каким способом и как будет действовать и двигаться организация, стремясь к достижению поставленных перед собой целей?».

Конкурентная стратегия – это общее направление, это набор правил, принципов, руководствуясь коими, обеспечивается достижение конкурентных преимуществ, причем устойчивых. А также других целей, поставленных перед организацией, исходя из возможностей, которыми она реально обладает. Также имеют значение отношения, сложившиеся с элементами внешней среды. Существует много конкурентных стратегий, которые позволяют добиться достижения конкурентных преимуществ, но базовые конкурентные стратегии следующие:

-Лидерство в издержках.

-Стратегия дифференциации.