Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика кадрового обеспечения муниципального управления
1.1 Роль и значение кадрового обеспечения муниципального управления
1.2. Требования к муниципальным кадрам
1.3. Подбор, оценка и расстановка муниципальных служащих
1.4 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих
Глава 2. Анализ системы кадрового обеспечения на примере местного самоуправления Тазовского района
2.1 Характеристика организации Администрации Тазовского района
2.2 Анализ кадрового состава администрации Тазовского района
2.3 Проблема современного обеспечения муниципальных структур квалифицированными кадрами
Устав Тазовского района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Тазовского района. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию в муниципальных средствах массовой информации в течение 10 дней с момента их подписания. Не публикуются правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в законную силу в день их официального опубликования или в срок, указанный в самом правовом акте, но не ранее дня его официального опубликования. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься Главой района, депутатами Районной Думы, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.
Муниципальное образование - это населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Тазовский район является муниципальным образованием со статусом муниципального района, в котором осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Статус и наименование муниципального образования Тазовский район установлены законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Тазовского района». В состав территории Тазовского района входят и территории сельских поселений, не входящие в состав других поселений и не наделенные статусом поселения.
Тазовский район как муниципальное образование выступает участником отношений, регулируемых действующим законодательством, обладает имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, отвечает по своим обязательствам, защищает свои права. Защита прав Тазовского района как муниципального образования обеспечивается законодательством РФ, Ямало-Ненецкого автономного округа и Уставом муниципального образования Тазовский район.
Особенности МО Тазовский район, влияющие на состав и структуру органов МСУ. Хозяйство района изначально было традиционно сопряжено с использованием биологических ресурсов территории - оленьих пастбищ, рыбных и охотничье-промысловых, в которых было занято преимущественно коренное население.
В 1960-80 гг. в недрах района были открыты колоссальные запасы нефти и природного газа. С началом их освоения произошло формирование нефтегазового комплекса. В настоящее время Тазовский район - один из наиболее быстро развивающихся районов округа с крупными предприятиями добывающей промышленности, развитым традиционным хозяйством.
В состав Тазовского района входит ряд поселений, в том числе административный центр п. Тазовский со статусом национальных поселений.
Вышеперечисленные особенности повлияли на наличие в системе органов местного самоуправления таких структур, как Управление по делам малочисленных народов Севера Администрации района, МУ «Управление по развитию агропромышленного комплекса Тазовского района», Управление природно-ресурсного регулирования Администрации района.
Основные направления развития муниципального образования. В основе приоритетов развития Тазовского района стоит выполнение задач, определенных в программе экономического и социального развития Ямало-Ненецкого автономного округа, целью которых является улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Прогноз социально-экономического развития в первую очередь направлен на стабилизацию экономических процессов в Тазовском районе, на минимизацию последствий кризиса, на возврат докризисных темпов развития.
Анализ системы планирования. В муниципальном образовании Тазовский район действует долгосрочное планирование, т.е. разработана стратегия развития до 2020 г.; среднесрочное - прогноз социально-экономического развития на 2016 и на период до 2017 года.
Проблемы, связанные с реализацией системы планирования деятельности органов МСУ:
отсутствие статистических данных на уровне округа за отчетный период;
отсутствие муниципального органа статистики;
не достоверность данных, предоставляемых организациями и предприятиями района;
практическое отсутствие данных об организациях малого и среднего бизнеса, зарегистрированных на территории района;
отсутствие принципа координации и интеграции. Например, в план включено строительство учебного учреждения. Для этого необходимо скоординировать работу отделов образования, строительства, финансов.
Проблемы, связанные с выбором определенной структуры органов МСУ:
дефицит квалификационных кадров в системе управления, особенно в удаленных поселениях. Их подготовка (переподготовка) требует длительного времени;
в настоящее время органы местного самоуправления работают в условиях недостаточной информированности о состояниях и процессах, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни района. Информационный потенциал структур, осуществляющих информационное обеспечение ОМС, не отвечает требованиям сложного переходного периода от административно-командных методов к условиям рыночной экономики. В связи с этим возникла необходимость создания в районе муниципальной статистики как отдельной подотрасли социально-экономической статистики. Организация муниципальной статистики осложняется финансовым фактором;
недостаточно развитое взаимодействие между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления городских и сельских поселений.
2.2 Анализ кадрового состава администрации Тазовского района
Проведем показатели, полученные в процессе анализа кадрового состава органов местного самоуправления на примере Управления социальной политики администрации Тазовского района (табл. 2). Данные приведены по состоянию на 01.01.2017 г.
Таблица 2 Показатели кадрового состава органов местного самоуправления на примере Управления социальной политики администрации Тазовского района
Перечень показателей |
Количественные характеристики |
|||||
Укомплектованность штатов, % |
100% |
|||||
Доля женщин, % |
89,1% |
|||||
Доля мужчин, % |
10,9% |
|||||
Возраст, % |
до 30 лет |
30-50 лет |
Свыше 50 лет |
В т.ч. пенсионеры |
||
23,6% |
61,8% |
14,6% |
10,9% |
|||
Стаж работы, % |
До 5 лет |
5-10 лет |
10-20 лет |
Свыше 20 лет |
||
5,4% |
30,9% |
45,5% |
18,2% |
|||
Образование, % |
высшее |
ГМУ |
тех |
Юрид |
Эконом. |
Педагог. |
78,2% |
15,3% |
5% |
9,1% |
29,4% |
19,4% |
|
Доля лиц, имеющих два высших образования и более, % |
9,1% |
|||||
Должности муниципальной службы, % |
67,3% |
|||||
Должности, не относящихся к муниципальной службе, % |
32,7% |
Из анализа следует вывод: кадровый потенциал управления социальной политики Администрации Тазовского района показывает, что характерными его особенностями являются:
Высокий процент женщин;
Высокий процент молодежи;
100 процентная укомплектованность штатов;
78,2 процентное наличие высшего образования.
Наличие педагогического и технического образований у специалистов управления свидетельствует о том, что данные работники не соответствуют занимаемой должности, а значит, требуется организация их профессиональной переподготовки.
Решению в частности данной проблемы была задействована районная целевая программ «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Тазовский район на 2015-2020 годы», которая была утверждена решением Районной Думы от 11 сентября 2015 года №282.
Основанием для разработки данной программы являлись Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», [3] Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 г. №67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2007 г.
Цель районной целевой программы - развитие и совершенствование кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании Тазовский район.
Для достижения указанной цели в программе сформулированы следующие задачи:
-совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы;
-формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;
-создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной службы;
-обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы.
Последовательная реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:
- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы в муниципальном образовании Тазовский район;
-создание эффективной системы управления муниципальной службой;
- формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;
- формирование системы обучения муниципальных служащих как основы профессионального и должностного роста;
- создание условий для стимулирования, мотивации и оценки деятельности муниципальных служащих;
- обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы;
- формирование и подготовка кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы.
2.3 Проблема современного обеспечения муниципальных структур квалифицированными кадрами
Экономические, социальные, политические изменения в жизни нашей стране определяют все большую значимость обеспечения государственных и муниципальных структур управления квалифицированными кадрами. Практика показывает, что одной из причин успеха местного самоуправления является уровень профессиональных знаний муниципальных служащих. В основе профессионализма всех кадров и совершенствования социальной структуры общества лежат знания. Для большинства муниципальных кадров современного периода характерно то, что база знаний была получена ими в стране с другим государственным устройством, с особенной, социалистической плановой экономикой при наличии фактически одной формы собственности, с авторитарным и тоталитарным управлением, при отсутствии самостоятельности местного самоуправления.
Таким образом, практически для всех муниципальных служащих стоит задача совершенствования имеющихся знаний и навыков управленческой работы. Серьезные преобразования территориальной системы управления России с переносом центра тяжести на муниципальный уровень, постановкой принципиально новых задач перед муниципальными органами, значительным расширением и усложнением деятельности муниципальных служащих обостряют актуальность указанной проблемы.
Решение этих сложных задач, поставленных перед органами местной власти, должно осуществляться профессионально подготовленными специалистами - менеджерами нового типа, обладающими системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуравневому и целенаправленному анализу возникающих проблем с использованием современных информационных технологий. Муниципальные служащие овладевают необходимыми навыками, умениями управления главным образом в процессе практической деятельности. При этом надо учитывать постоянные изменения требований к управленческой деятельности, к управленческой культуре.