Файл: Проектный контроллинг (Структура контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) определение “точек контроля” для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление “критических” точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик;

г) выбор типов и методов проведения контроля.[6]

1.2 Среда управленческого контроля

Среду определяют:

  • управленческая философия и стиль работы руководителей организации (отношение управляющих к коммерческим, финансовым и внутрифирменным рискам;
  • адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией;
  • конкретные действия в плане организации контрольной системы и ее совершенствования;
  • склонность к авторитарному стилю в управлении и т.д.);
  • организационный статус отдела внутреннего аудита, т.е. положение в оргструктуре этого важного координационного центра ответственности;
  • принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии;
  • виды и масштаб деятельности организации; соответствие оргструктуры размерам и степени сложности организации;
  • регламентация взаимоотношений между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения;
  • определение и документальное закрепление процедур контроля;
  • определение и документальное закрепление полномочий и ответственности сотрудников;
  • методы доведения установленных правил до сотрудников;
  • изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям;
  • налаженность системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
  • налаженность систем бюджетирования, бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
  • адекватность системы документации и документооборота организации ее размерам и структуре; рациональность кадровой политики, т.е. механизмов управления персоналом; конфликтность в коллективах;
  • мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации;
  • внешние влияния - уровень развития экономики, экономическая и политическая устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного типа, налоговая политика государства;
  • соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;
  • неопределенность и риск деятельности, а также иные условия, специфичные для каждой конкретной организации.[7]

1.3 Система учета

Учетную систему организации целесообразно представить как определенным образом упорядоченную и подчиненную внутреннему регламенту систему процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки информации об имуществе, источниках его формирования, финансовых и хозяйственных операциях организации, о затратах и результатах хозяйственной деятельности, а также передачи этой информации менеджерам (управленческому персоналу), осуществляющим контроль и принимающим управленческие решения. Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:

1) наличие: отражены действительно существующие операции;

2) полнота: отражены все реальные операции;

3) арифметическая точность: все операции правильно подсчитаны;

4) разноска по счетам: все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;

5) формальная разрешенность: на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;

6) временная определенность: все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;

7) представление и раскрытие данных в отчетности: все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и обьема раскрытия информации в отчетности.[8]

Кроме того, при формировании системы учета должно быть учтено следующее: – Организационная структура учетных подразделений. Вопросы оргструктуры аппарата учета решаются на каждом конкретном предприятии с учетом внешних и внутренних факторов. Общее же требование здесь таково: оргструктура должна быть соответствующей размерам предприятия, масштабу и специфике его бизнеса. – Обязанности и полномочия работников, осуществляющих ведение учета и подготовку отчетности. Во избежание искажений учетной информации за человеком, осуществляющим учет операций с определенными активами, не должны быть одновременно закреплены функции санкционирования операций с этими активами, обеспечения их сохранности и осуществление их инвентаризации. – Формально установленные процедуры санкционирования хозяйственных операций. Должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий.

Формальное разрешение - это решение либо относительно общего типа хозяйственных операций либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение - это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования возрастает вероятность как злоупотреблений (растрата или хищение активов), так и ошибок. – Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовки периодической бухгалтерской отчетности. – Качественное информационное обеспечение.


О качестве информации, предоставляемой системой управленческого учета, следует судить по следующим основным критериям:

– необходимость, которая характеризуется содержательностью информации и степенью ее использования в непосредственных целях управления;

– достаточность, которая характеризуется полнотой охвата, количественного и качественного описания явления, факта, а также существенностью информации, зависящей от возможности ее практического применения в процессе обработки и представления для управления;

– истинность - достоверность (доказательность и обоснованность) и надежность (определяется источником получения, качеством технических средств измерения и контроля, технологии получения, обработки и хранения управленческой информации) данных учета;

– своевременность получения информации - управленческая информация (в том числе об отклонениях) должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения, в максимально короткие сроки.[9]

Если сообщение запаздывает, то теряется сам смысл информации (могут быть упущены возможности предприятия и т.п.), кроме того, нежелательные последствия различного рода отклонений усугубляются.

Обеспечивается четкое разделение контрольных обязанностей. Контроль осуществляют работники или участники, т.е. владельцы, организации при исполнении возложенных на них обязанностей либо только на основании соответствующих прав. Поэтому всех субъектов управленческого контроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрения их значимости в контроле:

1) субъекты контроля 1-го уровня - это участники, т.е. собственники, организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно, т.е. с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов;

2) субъекты контроля 2-го уровня - в их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу необходимости они выполняют и контрольные функции (например, рабочий, осуществляющий контроль за качеством работы оборудования);

3) субъекты контроля 3-го уровня - они выполняют контрольные функции для реализации тех обязанностей, которые за ними закреплены непосредственно (например, работники планово-экономического отдела, отдела кадров);

4) субъекты контроля 4-го уровня - в их обязанности входят как контрольные, так и другие функции (административно-управленческий персонал, персонал, обслуживающий компьютерные системы, сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);


5) субъекты контроля 5-го уровня - в их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита, члены ревизионной комиссии или ревизоры, сотрудники отдела технического контроля и т.п.)[10].

1.4 Используемые формы контроля

Основная из современных форм управленческого контроля - внутренний аудит, под которым понимается регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Мало у кого возникнут сомнения по поводу необходимости внутреннего аудита в крупных и средних российских коммерческих организациях. В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, как и внешнему. Но, если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в “зачаточном” состоянии. Администрация разрабатывает политику компании. Однако персонал может не всегда ее понимать или не всегда содействовать ее реализации. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить это выполнение и своевременно обнаружить недостатки. Внутренние аудиторы помогают им в этом, обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся их компетенции). Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции. Иными словами, внутренний аудит вводят с целью помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Главная задача отдела внутреннего аудитора - обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. В общем же виде функции внутренних аудиторов могут быть представлены следующим: а) оценка адекватности управленческих систем - осуществление проверок звеньев управления и предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению их эффективности; б) оценка эффективности деятельности - осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Для органов управления организацией деятельность отдела внутреннего аудита имеет информационное и консультационное значение. К институтам внутреннего аудита также можно отнести и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством (этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах)[11].


Глава 2. Основные пути совершенствования бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений

2.1 Использование аудита как формы контроля в государственном секторе экономики

Анализ основных показателей годовой бухгалтерской отчетности АСП Раевского сельсовета

Показатели бюджета АСП Раевского сельсовета:

  • доходы - 19693,07 т. руб.,
  • расходы - 19803,57 т. руб.,
  • превышение - 108,8 т. руб.
  • дефицит - 3,3% (приложение 1).

Исполнение бюджета с дефицитом - 108,8 т. руб.

Выполнение доходов на 94,3% от утвержденных показателей, расходы на 96,9%.

Остаток на ед.счете бюджета - 435,80 т. руб. Неиспользованных остатков нет (приложение 2).

Структура доходов безвозмездных областных бюджетных поступлений:

  • бюджет составили 74,2%;
  • налоговые доходы - 22,8%;
  • неналоговые - 3,0%.

План выполнен по доходам:

  • налоговые - на 105,4%;
  • неналоговые - на 101,8%;
  • безвозмездное поступление - на 93,3%.

По сравнению с 2014 годом доходы бюджета сельского поселения АСП Раевского сельсовета увеличились на 2870,67 т. руб., что составляет 18,1%.

Основной источник дохода:

  • налог на доходы физических лиц - 60,3% в общей сумме налоговых и неналоговых доходов и земельный налог-25,1%.

Расходная часть бюджета в 2016 году исполнена на 94,9% (приложение 3).

Основные статьи расходов:

  • жилищно-коммунальное хозяйство - 61,8%;
  • общегосударственные - 24,9%;
  • нац. экономика - 11,7%.

Данная структура расходов МБ АСП Раевского сельсовета не изменилась с 2015 года.

Хотя при анализе данных видно, что расходы МБ АСП Раевского сельсовета на 2876,07 т. руб., что составило - 18,1%.

МБ резервного фонда Администрации АСП Раевского сельсовета определен в сумме 20,0 т. руб.

В уточненном МБ резервный фонд составляет - 0,0 т. руб.

Решением Совета депутатов № 203 от 26.10.2014 и №217 от 23.12.2013 ассигнования резервного фонда - 32,0 т. руб. перераспределены на следующие нужды поселения АСП:

  • общегосударственные вопросы;
  • содержание управленческого аппарата;
  • печать.

Отчет исполнения МБ АСП за 2016 г. (далее – ГБО) был предоставлен в Контрольно-счетную палату Альшеевского района Республики Башкортостан во время.