Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методические основы стратегического развития предприятия
1.1 Принципы и методы формирования конкурентной стратегии предприятия
1.2 Методические подходы к организации процессов по реализации конкурентной стратегии предприятия
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности продукции ООО «Желен» за 2014-2016 гг.
2.1 Экономический анализ деятельности предприятия
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Глава 3 Разработка мероприятий по повышению конкурентной стратегии ООО «Желен».
3.1 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия и его продукции
Для различных отраслей промышленности и любых стратегий можно разработать базовые стратегические карты, или так называемые шаблоны. Шаблон - это отправная точка при разработке стратегической карты, перекраиваемый впоследствии для конкретной организации.
Наличие шаблонов помогает менеджерам должным образом сформулировать стратегические цели и повысить степень их понимания сотрудниками. Шаблоны облегчают конкретизацию качественного предложения продукции организации ее потребителям, а также способствуют более глубокому осознанию того, что внутренние процессы и компетентность сотрудников должны быть взаимоувязаны с этим качественным предложением.
Рисунок 3 - Шаблон стратегической карты
Шаблоны способствуют развитию причинно-следственного мышления руководителей, при котором поощряются более инновационные подходы к осуществлению стратегии. Они полезны также при анализе или перепроектировке уже разработанной стратегической карты представленной на рисунке 3.
В заключение отметим, что успешной стратегией деятельности организации будет являться своевременный учет возможности как положительного, так и отрицательного развития фирмы на целевом рынке и оценки вероятных последствий. Искусство менеджера состоит в том, чтобы в хорошем положении организации увидеть возможное плохое, а из плохой ситуации попытаться извлечь максимальную экономическую выгоду для себя. В этом случае определение профессионально разработанной эффективной стратегии развития организации является необходимым условием ее эффективной деятельности.
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности продукции ООО «Желен» за 2014-2016 гг.
2.1 Экономический анализ деятельности предприятия
Сегодня ООО «Желен», основанное в 2003 г. как семейное предприятие, превратилось в одно из крупнейших предприятий Оренбургской области. Мясоперерабатывающее предприятие «Желен» выпускает более 170 наименований колбасных изделий: вареных и варено-копченых колбас, сосисок, сарделек, ветчин и деликатесов. Из них около 70 наименований производится на экспорт. Этот ассортимент позволяет удовлетворить самые разнообразные запросы потребителей как по цене, так и по качеству.
Предприятие «Желен» заслужило не только уважение покупателей, но и отмечено наградами, благодарностями от администрации города Орска, Министерства сельского хозяйства, Департамента агропромышленного комплекса Оренбургской области, многочисленными дипломами активного участника российских и международных выставок и семинаров. Два года подряд предприятие занимает первое место по Оренбургской области в номинации «Классическая Докторская».
Руководство предприятия делает все для того, чтобы работа приносила людям радость. Это достойная, стабильная заработная плата и аванс, налоги и отчисления в Пенсионный фонд, оплачиваемые отпуска и больничные листы, материальная помощь и поощрение высококвалифицированных работников и работников со стажем. Это комфортные и безопасные условия труда: удобная и красивая спецодежда, бесплатный транспорт, горячее питание в уютной столовой, плановые медосмотры.
Важное место в работе предприятия занимает спонсорская деятельность. Предприятие «Желен» является спонсором школы № 20 п. Ударник, оказывает материальную помощь футбольной и волейбольной детской команде п. Ударник, администрации города в проведении спортивных мероприятий и праздников для детей и пожилых людей, таким образом, принимает активное участие в жизни города.
В таблице 1 представлена динамика технико-экономических показателей ООО «Желен».
Из анализа таблицы 1 видно, что выручка от реализации на протяжении 2014-2015гг. увеличивается на 3,2 млн.руб. или в процентном выражении на 21%, за 2015-2016 гг. рост выручки составлял уже 4,3 млн.руб., что составляло 23,5%. В целом за анализируемый период данный показатель вырос 49,4%.
Среднегодовая численность персонала ООО «Желен» за 2014-2016гг. не изменялась.
Положительная динамика показателя производительности труда является благоприятной тенденцией в деятельности предприятия: за 2014-2015гг. данный показатель увеличился на 170,4 тыс.руб./чел., за 2015-2016 гг. - на 230,5 тыс.руб../чел.
Себестоимость продаж ООО «Желен» на протяжении 2014-2016 гг. всегда была ниже показателя выручки от реализации, что можно видеть на рисунке 1.
Таблица 1
Динамика технико-экономических показателей ООО «Желен» за 2014-2016 гг.
Наименование показателя |
Значение показателя |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, % |
||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015г. от 2014г. |
2016 г. от 2015 г. |
2015г. к 2014г. |
2016 г. к 2015 г. |
|
Выручка от реализации, тыс.руб. |
15418 |
18657 |
23037 |
3239 |
4380 |
21 |
23,5 |
Полная себестоимость, тыс.руб. |
12677 |
15006 |
15300 |
2329 |
294 |
18,4 |
2,0 |
- себестоимость выпуска продукции, тыс.руб. |
11474 |
13698 |
13620 |
2224 |
-78 |
19,38 |
-0,57 |
- себестоимость прочего вида услуг, тыс.руб. |
1203 |
1308 |
1680 |
105 |
372 |
8,73 |
28,44 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. |
0,82 |
0,8 |
0,7 |
-0,02 |
-0,14 |
-2,2 |
-17,4 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
2741 |
3651 |
7737 |
910 |
4086 |
33,2 |
111,9 |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. |
5945 |
6543 |
1699 |
598 |
-4844 |
10,1 |
-74,0 |
Рентабельность продаж, % |
38,56 |
35,07 |
7,38 |
-3,49 |
-27,69 |
-9,0 |
-79,0 |
Рентабельность продукции, % |
21,62 |
24,33 |
50,57 |
2,71 |
26,24 |
12,5 |
107,8 |
Среднегодовая численность персонала, чел. |
19 |
19 |
19 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
811,47 |
981,95 |
1212,47 |
170,47 |
230,53 |
21,01 |
23,48 |
Среднемесячная оплата труда, руб. |
16675 |
17500 |
21445 |
825 |
3945 |
4,9 |
22,5 |
Рентабельность продаж, в виду снижения значения чистой прибыли, также снижается. Рентабельность продукции, вследствие того, что в ООО «Желен» в за 2014-2016 гг. имело возрастающую динамику прибыли от продаж, имеет тенденцию к росту.
Возрастающая динамика среднемесячной оплаты труда ООО «Желен» в за 2014-2016гг. можно отнести к положительным явления в деятельности предприятия.
Оценим финансовые возможности предприятия посредством анализа отчета о финансовых результатах (см. таблица 2).
Таблица 2
Динамика показателей отчета о финансовых результатах ООО «Желен» за 2014-2016гг., тыс.руб.
Показатель |
Значение показателя |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
|||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015г. от 2014г. |
2016 г. от 2015г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации |
15418 |
18657 |
23037 |
3239 |
4380 |
Полная себестоимость проданных товаров, услуг |
12677 |
15006 |
15300 |
2329 |
294 |
Валовая прибыль |
2741 |
3651 |
7737 |
910 |
4086 |
Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж |
2741 |
3651 |
7737 |
910 |
4086 |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
32 |
18 |
0 |
-14 |
-18 |
Прочие доходы |
1214 |
936 |
1091 |
-278 |
155 |
Прочие расходы |
252 |
276 |
268 |
24 |
-8 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
3671 |
4293 |
8560 |
622 |
4267 |
Отложенные налоговые активы |
3006 |
3108 |
-5149 |
102 |
-8257 |
Отложенные налоговые обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
Налог на прибыль |
732 |
858 |
1712 |
126 |
854 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
5945 |
6543 |
1699 |
598 |
-4844 |
Из анализа таблицы 2 стоит сразу заметить, что на протяжении всего анализируемого периода важнейший показатель, чистый финансовый результат, имеет тенденцию к снижению, что связано с особенностями налогообложения в долгосрочном периоде, предприятие имело высокое значение отложенных налоговых активов.
Выручка от реализации на протяжении 2014-2015 гг. увеличивается на 3,2 млн.руб. или в процентном выражении на 21%, за 2015-2016 гг. рост выручки составлял уже 4,3 млн.руб., что составляло 23,5%. В целом за анализируемый период данный показатель вырос 49,4%.
На протяжении 2014-2016 гг. прочие доходы ООО «Желен» превышали прочие расходы.
В целом за анализируемый период прочие доходы снизились на 123 тыс.руб. Чистый финансовый результат, как отмечалось ранее, имеет тенденцию к снижению. Из анализа экономических показателей можно сделать следующий вывод: выручка и себестоимость продаж имеет тенденцию к увеличению, среднесписочный состав персонала в ООО «Желен» оставался без изменений, увеличивается среднемесячная заработная плата сотрудников.
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия
Основной рынок сбыта ООО «Желен» сосредоточен в г.Орске, но руководители предприятия на протяжении последних 5 лет развивали сбытовую сеть собственных магазинов - «Магазин Желен».
Рисунок 4. Выпускаемый ассортимент продукции ООО «Желен»
Особое внимание на предприятии уделяется дизайну оболочки: яркие, красочные этикетки выделяют продукцию среди других производителей и способны украсить любой стол, а современная вакуумная упаковка помогает без использования консервантов сохранить качество и донести до покупателя свежий и сочный продукт.
На предприятии существует компьютеризированный учёт производства и реализации продукции. Организация фирменной торговли, создание службы маркетинга и регулярное проведение рекламных акций позволяет быть ближе к потребителю. Сложная работа по увеличению мощностей и выпуску качественных колбасных изделий - достижение всего коллектива предприятия «Желен».
Отношения с конкурентами у ООО «Желен» основываются на принципах честной конкурентной борьбы.
Из рейтинга конкурентов видно, что ООО «Желен» поставляет на Орский рынок самый широкий ассортимент продукции.
Таблица 3
Сравнения основных параметров деятельности предприятий- конкурентов и ООО «Желен» за 2016г.
Показатель |
ООО «Желен» |
ЗАО «Новотроицкий мясокомбинат» |
ООО «Гурман» |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
23037 |
21947 |
18497 |
Затраты на 1 руб. реализуемой продукции, тыс.руб. |
0,66 |
0,70 |
0,71 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1699 |
2749 |
4104 |
Производительность труда, тыс.руб./чел |
2559,67 |
1385,0 |
2193,8 |
Отношение собственного и заемного капитала, доли |
4,4 |
2,1 |
3,6 |
На рисунке 5 представлена оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по отношению к предприятиям-конкурентам по показателю выручки от реализации.
Рисунок 5. Оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по отношению к предприятиям-конкурентам по показателю выручки от реализации
По показателю «выручка от реализации» ООО «Желен» за 2016г. среди конкурентов находится на первом месте.
На рисунке 2.10 представлена оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по показателю затраты на 1 руб. реализованной продукции.
Рисунок 2.10 - Оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по показателю затраты на 1 руб. реализованной продукции за 2016г.
Из рисунка следует, что ООО «Желен» имеет значение самой низкой величины на рынке. Наибольшее значение по данному показателю имеет ООО «Гурман».
На рисунке 6 представлена оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по показателю чистой прибыли.
Рисунок 6 - Оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по показателю чистой прибыли за 2016г.
Из рисунка видно, что ООО «Желен» занимает последнее место в данном сравнении величин чистой прибыли.
На втором месте находится ЗАО «Новотроицкий мясокомбинат» на третьем ООО «Гурман».
Оценка конкурентоспособности по показателю производительности труда на предприятии представлена на рисунке 7
Рисунок 7 - Оценка конкурентоспособности по показателю производительности труда за 2016г.
Сильной стороной в деятельности ООО «Желен» является то, что производительность труда на протяжении 2016г. оставалась самой высокой на рынке среди конкурентов: ЗАО «Новотроицкий мясокомбинат» и ООО «Гурман».
На рисунке 8 представлена оценка конкурентоспособности по показателю отношения собственного и заемного капиталов за 2016г.
Рисунок 8 Оценка конкурентоспособности ООО «Желен» по показателю отношения собственного и заемного капиталов за 2016 г.
ООО «Желен» по показателю отношения собственного и заемного капиталов за 2016 г. находится на первом месте, что является сильным конкурентным преимуществом - компании незакредитована и собственный капитал в 4,4 раза превосходит заемный. Тот факт, что чистый финансовый результат ООО «Желен» имеет наименьше значение среди конкурентов - должен стать предметом внимания руководства, так как данное явление носит негативный характер. На рисунке 9 представлен многоугольник конкурентоспособности предприятия. Из рисунка 2.14 видно, что среди основных конкурентов ООО «Желен» занимает лидирующие позиции за исключением самого главного результативного показателя - по величине полученной чистой прибыли ООО «Желен» имеет самое низкое значение среди конкурентов.