Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методические основы стратегического развития предприятия
1.1 Принципы и методы формирования конкурентной стратегии предприятия
1.2 Методические подходы к организации процессов по реализации конкурентной стратегии предприятия
Глава 2 Общая характеристика и анализ конкурентоспособности продукции ООО «Желен» за 2014-2016 гг.
2.1 Экономический анализ деятельности предприятия
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
Глава 3 Разработка мероприятий по повышению конкурентной стратегии ООО «Желен».
3.1 Направления по повышению конкурентоспособности предприятия и его продукции
Введение
Выживать организации в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе позволяет стратегическое управление. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться.
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению, в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации.
Проблему анализа и разработки конкурентной стратегии рассматривали многие исследователи. Были разработаны различные модели для анализа действующей стратегии, а также для разработки конкурентной стратегии. Однако стратегии (как и модели для ее разработки), единой для всех фирм и организаций не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих участников рынка гостиничных услуг. Чтобы выживать и расширяться, гостиничному предприятию необходимы средства: доход и прибыль. Для гостиничных предприятий источником поступления денежных средств являются клиенты. Гостиница должна уметь привлекать клиентов,
добиваться их лояльности и всячески стимулировать расходы на приобретение ими гостиничных услуг. Главная цель стратегии развития индустрии гостеприимства - ориентация на привлечение повторных клиентов и стимулирование дополнительных расходов с их стороны.
Стратегическое управление и планирование определяют цель движения вперед.
Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные ее члены будут лишены четкого способа оценки и направления работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Поэтому актуальность данной темы работы для предприятий индустрии гостеприимства объясняется тем, что каждое из них на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотра дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Целью работы является разработка конкурентной стратегии гостиничного предприятия.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методические подходы к разработке конкурентной стратегии.
2. Проанализировать результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
3. Охарактеризовать действующую стратегию развития о предприятия.
4. Предложить мероприятия по развитию конкурентной стратегии развития предприятия.
Объектом исследования является система стратегического управления ООО «Желен».
Предметом исследования выступают методы анализа и разработки конкурентной стратегии предприятия.
При написании работы были использованы аналитический, статистический, экономический, экспертный, сравнительный методы исследования, а также моделирование.
В ходе написания работы были использованы труды по стратегическому управлению И. Ансоффа, О.С. Виханского, А. Томпсона, Д. Стрикленда, М. Портера, а также труды Т.А. Богданова, К. Боумена, В.Д. Марковой, Э.А. Уткина, посвященные изучению данной темы работы.
Глава 1 Методические основы стратегического развития предприятия
1.1 Принципы и методы формирования конкурентной стратегии предприятия
После проведения анализа стратегического состояния организации и необходимой корректировки ее миссии, можно перейти к анализу стратегических альтернатив и выбору стратегии.
Обычно организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов [15, С. 64].
Существует четыре базовых стратегии:
- ограниченный рост;
- рост;
- сокращение;
- сочетание.
Ограниченный рост (несколько процентов в год). Эта стратегия является наименее рискованной и может быть эффективной в отраслях со стабильной технологией. Она предполагает определение целей от достигнутого уровня.
Рост (измеряется десятками процентами в год) — стратегия, характерная для динамично развивающихся отраслей, с быстро изменяющимися технологиями, а также для новых организаций, которые независимо от сферы деятельности стремятся в короткие сроки занять лидирующее положение. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Это наиболее рискованная стратегия, т.е. в результате ее претворения в жизнь можно понести материальные и другие потери. Однако, эта стратегия может также отождествляться с предполагаемой удачей, благоприятным исходом.
Сокращение. Предполагает установление уровня ниже достигнутого в прошлом (базисном) периоде. Эта стратегия может применяться в условиях, когда показатели деятельности фирмы приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.
Сочетание (комбинированная стратегия). Предполагает сочетание рассмотренных выше альтернатив. Эта стратегия характерна для крупных фирм, функционирующих в нескольких отраслях.
Классификация и виды стратегий.
Глобальные:
- минимизации издержек;
- дифференциации;
- фокусирования;
- инноваций;
- оперативного реагирования.
Корпоративные:
- стратегия связанной диверсификации;
- стратегия несвязанной диверсификации;
- стратегия откачки капитала и ликвидации;
- стратегия изменения курса и реструктуризации;
- стратегия международной диверсификации.
Функциональные:
- наступательные и оборонительные;
- вертикальной интеграции;
- стратегии организаций, занимающих различные отраслевые позиции;
- стратегии конкуренции на различных этапах жизненного цикла.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Стратегия минимизация издержек состоит в установлении оптимального значения объема производства (использование эффекта масштаба производства), продвижения и сбыта (использование маркетингового эффекта масштаба).
Стратегия дифференциации основана на производстве обширной номенклатуры товаров одного функционального назначения и позволяет организации обслуживать большое число потребителей с различными потребностями. [9, С. 145]
Производя товар различных модификаций, фирма увеличивает круг потенциальных потребителей, т.е. увеличивает объем реализации. При этом выделяют горизонтальную и вертикальную дифференциацию.
Горизонтальная дифференциация предполагает, что цена различных видов продукции и средний уровень дохода потребителей остаются одинаковыми.
Вертикальная дифференциация предполагает различные цены и уровень дохода потребителей, что обеспечивает фирме доступ к различным сегментам рынка.
Применение этой стратегии приводит к увеличению себестоимости продукции, поэтому она наиболее эффективна в том случае, когда спрос неэластичен по цене.
Стратегия фокусирования предполагает обслуживание относительно узкого сегмента потребителей, который обладает особыми потребностями. Она эффективна в первую очередь для фирм, у которых ресурсы относительно невелики, что не позволяет им обслуживать большие группы потребителей с относительно стандартными потребностями.
Стратегия инноваций предусматривает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий. В этом случае появляется возможность значительно повысить рентабельность продаж или создать новый сегмент потребителей.
Стратегия оперативного реагирования предполагает достижение успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде. Это дает возможность получить дополнительную прибыль в связи с временным отсутствием конкурентов нового товара.
Среди корпоративных стратегий особо выделяются стратегии связанной и несвязанной диверсификации.
Стратегия связанной диверсификации предполагает наличие существенных стратегических соответствий между сферами бизнеса. Стратегические соответствия предполагают появление так называемых синергетических эффектов. Выделяются стратегические соответствия: производственные (единые производственные мощности); маркетинговые (сходные торговые марки, единые каналы сбыта и т.п.); управленческие (единая система подготовки персонала и т. п.).
Стратегия несвязанной диверсификации предполагает, что сферы бизнеса, находящиеся в их портфеле имеют слабые стратегические соответствия. Однако, фирмы, придерживающиеся этой стратегии, могут приобретать особую устойчивость за счет того, что спады в одних отраслях, могут компенсироваться подъемами в других.
Среди функциональных стратегий выделяют, прежде всего, наступательные и оборонительные.
К наступательным стратегиям относят комплекс мероприятий по удержанию и приобретению конкурентных преимуществ упреждающего характера: наступление на сильные или слабые стороны конкурента; многоплановое наступление и т.п.
К оборонительным стратегиям относят мероприятия носящие характер реакции.
Возможны различные варианты выбора стратегии. Наиболее часто в управленческой практике используются:
1. Выбор в зависимости от целей организации [7, С. 178]. Этот метод сосредоточивается на целях организации, в зависимости от которых и оцениваются альтернативные стратегии. Таким образом, допускается возможность получения различных вариантов стратегии, количественно определенных относительно их сильных и слабых сторон. При этом самый подходящий из вариантов может быть выделен для реализации. Например, если одной из важнейших целей организации является защита окружающей среды, то это и будет использовано для оценки вариантов стратегии (например, создание сети магазинов товаров для ухода за животными).
Однако в действительности, даже в тех случаях, когда применяется рациональный подход к выбору стратегии, часто бывает необходимо переопределить цели в свете изменений положения организации относительно факторов ср еды. Таким образом, данное действие, описываемое как «пострационализация», устанавливает, что цели соответствуют стратегии и, наоборот, стратеги» соответствует целям. Для успешного использования данного метода необходимо, чтобы цели были четко определены и поняты, а также выражены количественно.
2. Выбор стратегии как прерогатива высшего руководства [27, С. 179]. Это тоже достаточно распространенный метод выбора конкретной стратегии из серии альтернатив. Обычно серия жизнеспособных вариантов стратегии совместно с индивидуальными оценками передается более высокому руководству, которое и должно принять решение о конкретном пути действий. Это звено управления впоследствии, руководствуясь своей предпринимательской интуицией, примет решение исходя из того, в какой мере конкретная стратегия соответствует общему предназначению организации.