Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.1 Регулирование бухгалтерского учета
1.2 Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.3 Регулирование методологических и технологических вопросов организации бухгалтерского учета
Глава 2 Международны стандарты бухгалтерского учета
2.1 Особенности бухгалтерского учета и отчетности зарубежных стран по международным стандартам
2.2 Внедрение международных стандартов в российскую практику бухгалтерского учета
Введение
Актуальность исследования. Главной задачей финансовых властей является нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации. Бухгалтерский учет должен быть предметом непрерывного и тщательного регулирования со стороны государства. В зависимости от того, как своевременно и обдуманно оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, изобретая новые и корректируя устаревшие нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, значит, и экономическая эффективность принимаемых решений.
За годы реформ, произошедших с момента падения СССР, когда старые нормы уже не действовали, а новые еще не разрабатывались, появилась «теневая экономика», которая не только снижала инвестиционную привлекательность России, но и тормозила ее развитие. Важным условием улучшения качества управления предприятиями и активизации инвестиционного процесса становится создание или реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Строгая иерархия, системная организованность и логическая последовательность в разработке норм бухгалтерского законодательства позволят обеспечить не только их постоянное исполнение всеми организациями, но и высокую степень прозрачности деятельности этих организаций, что позволит государству и прочим заинтересованным сторонам оценить нынешнее положение и перспективы развития экономики.
Помимо этого, актуальность данной темы связана еще и с тем, что в условиях экономического роста и финансового развития российской экономики многие отечественные компании осознали необходимость, а главное, получили возможность выхода за границы страны. Такой выход для российских компаний в условиях глобализации сопряжен с несколькими трудностями, одной из которых является несоответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности. Новые требования, предъявляемые российским компаниям за рубежом, предопределяют необходимость адекватной трансформации российского бухгалтерского учета. В настоящее время одной из главных проблем для российского общества является приведение действующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности к соответствующим требованиям рыночной экономики и международным стандартам.
Целью данной работы является изучение регулирования бухгалтерсуого учета в соотвествии с российскими и международными стандартами, для достижения поствленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- провести анализ международных стандартов бухгалтерского учета.
Объект исследования – регулирование бухгалтерского учета.
Предмет исследования - регулирования бухгалтерсуого учета в соотвествии с российскими и международными стандартами.
Структура работы состоит из введения, освноной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.1 Регулирование бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:
- нормативное правовое регулирование, которое осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
- методическое регулирование, которое осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Министерства финансов разъяснительного характера (актам толкования).
Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических политических, социально-экономических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской
Федерации. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
-
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию, представленную на рисунке 1.1[1].
Рис. 1.1 - Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Предприятия, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь законодательством! Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
В Росси и и дет реформ а бухгалтерского уч ета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране.
Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) «Программа реформирования бухгалтерского учета»[2] в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности. Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой учету, внедрение их в практику.
В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете»[3].
Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (федеральные стандарты), утверждаемые Министерством Финансов РФ и Правительством РФ. В настоящее время издано 24 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету [4]. Например, Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации П БУ 1/2008 (приказ Министерства финансов РФ от 06.10.2008г. №106н); Положение по у у " т в ь о " У 2/2008 ( з
Министерства финансов РФ от 24.10.2008г. №116н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (приказ Министерства финансов РФ от 25.12.2007г. № 147н); Положение по бухгалтерскому учету "Б^галтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" ПБУ 5/01.
Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Например, к третьему уровню относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.
Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации[4].
В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства[5].
Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.
В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую отчетность и использование в национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.
Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, более всесторонне отвечающей зада ча м реформи рова ния бухгалтерского учета в Российской Федерации, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о федеральном законе «О бухгалтерском учете», разработке отраслевых методических рекомендаций и переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО. Существующие проблемы в нормативном регулировании бухгалтерского учета бухгалтерской службы организаций, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами.
Основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, на наш взгляд, являются:
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО:
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.
1.2 Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Так, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон №402-ФЗ),
Согласно ст. 4 Федерального закона №402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона №402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.