Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке (АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ТК ПИЛИГРИМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дифференциация товаров, направленная на создание у покупателей представления о существенных отличиях вашего товара от товаров конкурентов (стратегия дифференциации). Эти особые отличия могут содержать следующие элементы: имидж, сервис, разветвленную сеть филиалов для оказания услуг. Стратегия дифференциации - это надежная и долгосрочная стратегия для достижения уровня прибылей выше среднего по отрасли, так как клиенты, предпочитающие одну и ту же марку, менее восприимчивы к цене [16].

Фокусирование на узкой нише рынка для обслуживания покупателей с четко выраженными особыми видами запросов (стратегия фокусированной дифференциации) - это стратегия, при которой предприятие целенаправленно ориентируется на какую-то группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на специфический географический рынок.

Более обобщенно можно выделить всего два типа конкурентных преимуществ:

- пониженные издержки;

- дифференциация товаров (специализация).

Стимулом для использования стратегии снижения себестоимости продукции является значительная экономия на масштабе производства и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором при покупке. Стратегия состоит в ориентации на массовый выпуск стандартной продукции, что обычно более эффективно и требует меньших удельных издержек, чем изготовление небольших партий разнородной продукции. Стремление быть лидером в области достижения наименьшей себестоимости в отрасли требует оптимальных с точки зрения издержек размеров производств и сетей реализации продукции, захвата большой доли рынка, применения ресурсосберегающих технологий, осуществления четкого контроля за накладными расходами и другими видами постоянных издержек [8].

Стратегия дифференциации продукции основывается на специализации в изготовлении особой (иногда необычной) продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. Такая продукция является незаменимой для потребителей в том случае, если стандартные изделия их не устраивают. Обособление товара на рынке, а в более широком смысле - дифференциация его коммерческих характеристик, может проводиться за счет создания продукции с более совершенными, чем стандартные изделия, техническими параметрами, качеством исполнения, на базе обеспечения более широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации изделий, на основе привлекательности низких цен. Таким образом, основная идея дифференциации состоит в сосредоточении усилий на пользующейся ограниченным спросом продукции, что позволяет уклониться от ценовой конкуренции с более мощными предприятиями и в то же время дает возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителей [11].


Стратегия сегментирования рынка направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе географического, психографического, поведенческого или демографического принципов. Основная идея стратегии заключается в том, что предприятие может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всем рынке. В результате создается преимущество над конкурентами либо дифференциацией товаров на основе более полного удовлетворения нужд целевого рынка, либо путем достижения меньших издержек при обслуживании выбранного сегмента. Следовательно, не преследуя цели обеспечения лидерства в снижении себестоимости и (или) дифференциации продукции на всем рынке, предприятие, основываясь на рыночных тенденциях, достигает данных результатов в целевом сегменте. Имея низкую себестоимость продукции, или предлагая большой выбор продукции для конкретного, например, географически обособленного сегмента, предприятие защищает себя от противодействий со стороны предприятий, использующих другие стратегии конкуренции. Практика бизнеса показывает, что стратегию сегментирования используют в основном предприятия, выпускающие дифференцированную продукцию. Попытки обслужить весь рынок для таких предприятий часто становятся причиной больших издержек на продвижение товаров. Стратегия же ориентации на определенный сегмент (сегменты) рынка может привести к высокой прибыли, если продукция полностью отвечает требованиям и желаниям потребителей выбранного сегмента. При этом большие издержки, которые несет предприятие при выпуске дифференцированной продукции для определенного сегмента рынка, могут быть возмещены за счет экономии в продвижении товаров на рынок и высокой их привлекательности для обслуживаемых потребителей.

Предприятия, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не стремятся снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредотачивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т. п. Главная цель - опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала.

В отличие от таких предприятий, фирмы, реализующие стратегию немедленного реагирования на потребности рынка, нацелены на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных областях бизнеса. Основной принцип поведения - выбор и реализация проектов, наиболее рентабельных в текущих рыночных условиях. Предприятия, ставящие на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориентации производства, изменению его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсутствием какой-либо специализации своего производства.


Предприятие, имеющее ярко выраженный основной вид деятельности, как правило, реализует его с помощью одной из представленных выше базовых стратегий конкуренции. Однако это не означает невозможность или опасность следования двум или более стратегиям. Более того, анализ практики показывает, что большинство современных предприятий, имеющих широкую номенклатуру выпускаемой продукции и (или) различные сферы бизнеса, одновременно использует несколько подходов для различных групп товаров, регионов или периодов своего развития.

Главный критерий выбора стратегии - адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка. И в этом смысле базовые стратегии конкуренции являются принципиальной, общеэкономической основой, на которой строятся практические действия конкурентов [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, в современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности организации [2].

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Для обеспечения конкурентоспособности компании следует, во-первых, оценить положение компании на рынке при помощи комплекса методов оценки конкурентоспособности. И только после проведенной оценки принимается решение о дальнейшей производственно – сбытовой политике, т. е. выбор стратегии конкурентного поведения организации.

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ТК ПИЛИГРИМ»

2.1 Анализ конкурентной стратегии и внутренней среды ООО «ТК Пилигрим»

Туристическая компания ООО «ТурКлуб Пилигрим» была образована в 2013 г. из ИП Киселева Н.В. (зарегистрированного в 2003 г.)

К основным услугам ООО «ТК Пилигрим» можно отнести:


- организация качественного приема на территории Вологодской области с участием в эксклюзивных экскурсионных, культурных и интерактивных программах в рамках делового или ознакомительного визита (в том числе VIP класса);

- предоставление услуг по организации корпоративного отдыха на территории области, в России и за ее пределами;

- индивидуальный отдых на маршрутах выходного дня, экскурсионно-познавательными турами, круизным туризмом, пляжным отдыхом, лечением в санаториях и т.п.;

- индивидуальные и групповые туры для детей по обучению, стажировке, экскурсионно-познавательному туризму и отдыху в области, России и за рубежом;

- повышение профессионального уровня и обмен опытом по широкому кругу вопросов, перечню специальностей в России и за рубежом с обязательным предоставлением сертификата об обучении.

Визитной карточкой компании являются туры в Великий Устюг - на родину Деда Мороза, включающие интерактивные программы, мастер - классы в сфере народной культуры, быта и традиций, обучающий туризм, маршруты выходного дня и мн. др.

Кроме того, компания является уполномоченным представителем на территории Вологодской области туристической фирмы «Travel», г. Минск (специализирующейся на автобусных турах по Европе, организации отдыха и лечения в Республике Беларусь).

Основными задачами ООО «ТК Пилигрим» являются:

- удовлетворение потребностей клиента в сфере путешествий и отдыха;

- экономическая стабильность и взаимовыгодное сотрудничество всех участников процесса;

- пропаганда туристских возможностей Вологодского края через внедрение новых форм обслуживания.

ООО «ТК Пилигрим» действует в соответствии со следующими стратегиями (табл. 2.1):

Таблица 2.1 – Основные стратегии ООО «ТК Пилигрим»

Вид стратегии

Стратегия

Обоснование

Портфельная стратегия

Стратегия дифференциации

Организация расширяет сферу предоставляемых услуг от простой продажи билетов на авиарейсы и поезда до формированиям индивидуального турпродукта для конкретного потребителя

Корпоративная стратегия

Стратегия горизонтальной дифференциации

Предлагаемые услуги отличаются разнообразием, каждый заказчик может сформировать свой заказ в зависимости от вкуса, потребности, финансового состояния

Функциональная стратегия

Маркетинговая

Постоянный мониторинг рынка туристических услуг г. Вологды с целью быстрого реагирования на изменяющиеся условия среды

Социальная стратегия

Обучение персонала, возможность повышения квалификации и карьерного роста, создание дополнительных рабочих мест


Стратегии предоставления услуг, выбранные предприятием: полисегментная номенклатура и широкий ассортимент предоставляемой продукции, который обновляется в основном за счет близких по характеру услуг.

Рыночная стратегия ООО «ТК Пилигрим» характеризуется следующими параметрами: компания действует на полисегментном рынке клиентов и стремится к увеличению объемов рынка. Кроме того, фирма выбрала реактивную позицию на изменения внешней среды.

В целом, можно отметить соответствие выбранных стратегий ситуации на рынке туристических услуг, специфике отрасли, в которой работает компания и занимаемой ей конкурентной позиции. Однако компании следует обратить внимание не только на тактическое, но и на стратегическое планирование для того, что бы быть готовой к изменениям внешней среды и уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка.

Специфика туристического бизнеса предполагает, постоянное взаимодействие с потребителями. Существуют различные формы консультации клиентов:

- личные консультации;

- консультаций по телефону;

- консультации в ICQ;

- консультации в социальных сетях;

- консультации через сайт фирмы.

Так же необходимо отметить неравномерность количества обращений в туристическую фирму в рамках рабочей недели.

Так потребители туров выходного дня предпочитают обращаться за услугами туристической фирмы в конце недели, а те, кто интересуется зарубежными турами – в начале и середине недели (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Количество клиентов, обслуживаемых сотрудниками ООО «ТК Пилигрим»

Вид деятельности

Высокий сезон, чел./дн

Средний сезон, чел./дн.

Низкий сезон, чел./дн.

Внутренний туризм

10-25

5-17

3 -10

Международный туризм

10 -17

7 -12

1 -6

Данные, представленные в таблице, были получены путем фотографии рабочего дня менеджеров по работе с клиентами. Из таблицы видно, что количество обращений клиентов имеет ярко выраженный сезонный характер, то есть весь календарный год разделен на три сезона в соответствии с величиной спроса на туристический продукт. Под высоким сезоном понимаются праздничные дни, каникулы, летние месяцы, под низким – вторая половина января и февраль.

Оценить ценовую политику ООО ТК «Пилигрим» можно на основе расчета индексов конкурентоспособности цен. Цены на услуги ООО «ТК Пилигрим» и ее конкурентов представлены в таблице 2.10. Для расчета были выбраны цены ООО «ТК Пилигрим» и основных конкурентов по следующим направлениям: тур по Вологодской области, России, Европе, Азии.