Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке (АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ТК ПИЛИГРИМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью карты стратегических групп было выявлено, что основными конкурентами ООО «ТК Пилигрим» являются компании, находящиеся в квадранте «Средняя цена/широкий ассортимент». К этой группе можно отнести 6 турфирм г. Вологда.

ООО «ТК Пилигрим» имеет различные направления деятельности, в том числе туроператорская деятельность по Вологде, Великому Устюгу и другим городам области, а также фирма является турагентом по внешнему туризму и туризму за пределами области.

Структура конкуренции по туроператорской деятельности в г. Великий Устюг представлена на рисунке 2.2.

Явными лидерами по данному направлению являются ОАО «Дед Мороз» и ООО «Устюг-тур», имеющие доли рынка 40% и 27%. ООО «ТК Пилигрим» так же имеет большую долю рынка (15%), опережая такие компании как «Великоустюгское бюро путешествий», ООО «Северный мир», ООО «Паллада».

Рисунок 2.2 - Структура конкуренции по туроператорской деятельности в г. Великий Устюг

Структура конкуренции по туроператорской деятельности в г. Вологда и по Вологодской области отображена на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3 - Структура конкуренции по туроператорской деятельности в г. Вологда и по Вологодской области

Более половины данного рынка принадлежат трем компаниям «Отель-тур» (21%), «Викенд» (18%) и «Пардус» (17%). ООО «ТК Пилигрим», так же имеет значимую долю рынка, которая составляет 9%.

Структура конкуренции по турагентской деятельности представлена на рисунке 2.4:

Рисунок 2.4 - Структура конкуренции по турагентской деятельности

Значительные доли рынка имеют ООО «Белка-тур» (33%) и ООО «Сильвер» (32%). ООО «ТК Пилигрим», ООО «Отель-тур», ООО «Викенд», ООО «Меридиан», ООО «Мега-тур», ООО «Нева-тур», ООО «Акварели-Вологда», ООО «Странник» имеют примерно равные доли рынка. На долю прочих компаний приходится порядка 3% рынка.

Скорость роста рынка небольшая, так как уровень конкуренции в отрасли и так довольно высокий. Кроме того, мировой финансовый кризис оказал негативное влияние, как на экономику страны в целом, так и на туристическую отрасль в частности. В связи с чем, ряд фирм были ликвидированы.

Входных барьеров на рынок нет, однако, из-за высокого уровня конкуренции новым фирмам достаточно сложно выживать на нем.

Основными направлениями деятельности туристических компаний г. Вологды являются внутренний туризм (Вологодская обл. и Россия), а так же внешний туризм (выезд за рубеж). В целом, все компании представляют одинаковый спектр услуг. Однако можно утверждать, что большинство фирм специализируются на одном из направлений деятельности, а другой вид услуг предоставляют в меньшем объеме.


Если компания является туроператором, то наибольшее влияние на себестоимость оказываемых услуг будет оказывать изменение цен на транспортные услуги, оформление визы, услуги гостиниц, кафе и ресторанов, посещения достопримечательностей и т.д.

В случае, когда фирма является турагентом, себестоимость услуг напрямую зависит от тарифов туроператоров, с которыми она сотрудничает.

Анализ конкурентных сил на основе модели Портера:

1.Соперничество существующих в отрасли компаний

На рынке туристических услуг г. Вологды существует достаточно жесткая конкуренция: на рынке города, численностью населения 300 тыс. чел. действует 61 туристическая фирма.

2.Возможность появления новых конкурентов

Рынок туристических услуг довольно насыщен, но несмотря на это появление новых фирм на рынке вполне вероятно, так нет входных барьеров и рынок очень привлекателен с точки зрения доходности.

3.Угроза со стороны потребителей

Так как услуги туристических фирм не являются предметами первой необходимости, существует вероятность отказа потребителей от них в связи со снижение или нестабильностью доходов, либо предпочтение более дешевых продуктов. Однако в последнее время наметилась тенденция роста спроса на услуги туристических компаний города.

4.Угроза со стороны поставщиков

ООО «ТК Пилигрим» сотрудничает с проверенными и надежными поставщиками (туроператорами), однако, не исключены риски, связанные с ними. Примером может служить банкротство в 2016 г. компании «Капитал-Тур», занимавшей 3 место в рейтинге самых надежных туроператоров России за 2015 г., составленным компанией «РБК». «Капитал-Тур» являлась одним из поставщиков ООО «ТК Пилигрим».

5. Товары-заменители

Некоторые потребители могут отказаться от использования услуг туристических компаний, путешествуя самостоятельно или заказывая туры через Интернет. Однако большинство обращаются в турфирмы, так как это значительно экономит время на оформление документов, выбор маршрута, гостиницы и т.д., а так же благодаря страхованию значительно снижает риск возникновения непредвиденных ситуаций.

Можно выделить следующие ключевые факторы успеха компании:

1.Надежность;

2.Качество предоставляемых услуг;

3.Гибкая ценовая политика;

4.Широкий ассортимент;

5.Высокая квалификация персонала

6.Известность компании.

Таким образом, на основании анализ отрасли можно сделать следующие выводы:

1.Рынок туристических услуг г. Вологды насыщен;


2.На рынке действует 61 фирма, между которыми существует жесткая конкуренция;

3.На издержки компаний влияет множество факторов (тарифы туроператоров, изменения цен на оформление виз, стоимость проживания в гостиницах, стоимость транспорта и т.п.);

4.Существует вероятность появления новых конкурентов;

5.Существует угроза со стороны потребителей и поставщиков.

2.3 SWOT-анализ деятельности ООО «ТК Пилигрим»

Для комплексной оценки деятельности организации целесообразно провести SWOT-анализ (см. Таблица 2.9).

Таблица 2.9 - SWOT-анализ деятельности ООО «ТК Пилигрим»

Возможности компании

Угрозы внешней среды

1.Рост спроса на туристические услуги;

2.Стабилизация экономики;

3.Увеличение доходов населения г. Вологда;

4.Снижение безработицы в г. Вологда;

5.Появление инновационных технологий в сфере туризма.

1.Усиление конкуренции на рынке;

2.Нестабильность мировой политики;

3.Увеличение темпов инфляции;

4.Нестабильность налоговых ставок;

5. Изменение вкусов и потребностей клиентов.

Сильные стороны компании

«Сила и Возможность»

«Сила и Угрозы»

1.Широкий ассортимент предоставляемых услуг;

2.Гибкая ценовая политика;

3.Надежные поставщики;

4.Тесное сотрудничество с музеями, учреждениями образования и культуры;

5. Высококвалифицированный персонал;

6. Позитивный имидж компании (участие в выставках, благотворительных акциях);

7.Восьмилетний опыт работы на рынке туристических услуг

1.Широкий ассортимент услуг, позитивный имидж, и растущие доходы населения позволяют компании увеличивать доходы;

2.Внедрение инноваций в сфере туризма и высокая квалификация персонала способствуют ускорению бизнес-процессов;

3.Рост спроса на туристические услуги и широкий ассортимент предоставляемых услуг влияют на увеличение емкости рынка.

1.Несмотря на усиление конкуренции на рынке туристических услуг, компания сохранит прежнее положение благодаря позитивному имиджу и наличию постоянных клиентов, а так же гибкой ценовой политике и активной политике продвижения;

2.Адаптация к изменениям вкусов и потребностей клиентов благодаря индивидуальному подходу к каждому потребителю и высокой квалификации персонала.

Слабые стороны компании

«Слабость и Возможности»

«Слабость и Угрозы»

1.Небольшая доля на рынке турагентской деятельности по внешнему туризму в г. Вологда;

2.Недостаточно высокий по сравнению с конкурентами ассортимент дополнительных услуг;

3.Неэффективная политика продвижения.

1.Рост спроса на туристические услуги и увеличение доходов жителей г. Вологда приведет к увеличению доходов организации от турагентской деятельности;

2.Ускорение бизнес процессов вследствие внедрения инновационных технологий;

3.Расширение ассортимента за счет предоставления дополнительных услуг.

1.Увеличение темпов инфляции и изменение курсов валют приводит к реальному снижению выручки компании от выездного туризма;

2.Усиление конкуренции на рынке может привести к снижению доли рынка и прибыли копании.


Компании следует развивать свои сильные стороны и использовать возможности, предоставляемые внешней средой. А так же стремиться предвидеть угрозы и при возможности избежать их или снизить ущерб от их наступления. В целом компания имеет устойчивое положение на рынке, но для улучшения или сохранения этого положения ей следует постоянно развиваться.

В результате анализа конкурентной стратегии организации, были выявлены следующие слабые стороны:

1.Небольшая доля компании на рынке турагентской деятельности по внешнему туризму в г. Вологда;

2.Недостаточно высокий по сравнению с конкурентами ассортимент дополнительных услуг;

3.Неэффективная политика продвижения.

Для повышения конкурентоспособности ООО «ТК Пилигрим» целесообразно предложить следующие мероприятия:

1.Установка специализированного программного комплекса «ТурОнлайн»;

2. Открытие гостевого дома для туристов в Устье-Кубенском районе;

3. Помощь клиентам в оформлении загранпаспортов;

4. Предоставление услуг по формированию туристического маршрута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование концептуальных подходов к управлению конкурентной стратегией компании является важным вопросом, непосредственно влияющим на эффективность и качество работы коммерческой организации, и определяющим социально-экономическую удовлетворенность прямых и косвенных потребителей туристских услуг.

В целом можно сказать, что исследуемая компания занимает стабильное положение на рынке туристических услуг г. Вологда. ООО «ТК Пилигрим» является одним из лидеров по турагентской деятельности по Вологодской области, в том числе в г. Великий Устюг. Развитие данного направления является наиболее благоприятным для организации, так как в последние годы данное направление стало популярно не только среди жителей области, но и для туристов из других регионов, а также является наиболее рентабельным.

По результатам анализа на текущий момент на рынке туристических услуг г. Вологда осуществляют свою деятельность 61 туристическая компания. В результате анализа конкурентов и построения карты стратегических групп, были выявлены и проанализированы основные конкуренты ООО «ТК Пилигрим», определены их сильные и слабые стороны. Кроме того, была произведена оценка надежности поставщиков, качества предоставляемых ими услуг и их ценовой политики. В результате анализа потребителей ООО «ТК Пилигрим» был составлен портрет реального и потенциального потребителя, а так же выявлены факторы, влияющие на выбор клиентов.


Для повышения конкурентоспособности компании следует устранить слабые стороны, выявленные при SWOT-анализе, а так же использовать возможности, предоставляемые внешней средой.

Можно выделить ряд мероприятий, реализовав которые фирма сможет повысить свою конкурентоспособность, к ним можно отнести:

1. Установка специализированного программного комплекса;

2. Открытие гостевого дома для туристов в Устье-Кубенском районе;

3. Помощь клиентам в оформлении загранпаспорта;

4. Предоставление услуг по формированию туристического маршрута.

Кроме того, реализация предложенных мероприятий повлияет на конкурентные позиции организации за счет расширения ассортимента дополнительных услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анатольев, Ю.Н. Конкурентоспособность. Ее место в стратегии маркетинга/Ю.Н. Анатольев. Режим доступа: [http://www.bp-arkadia.ru/publication29].

2. Богданов, Д.Д. Стратегии повышения конкурентоспособности компаний в сфере туристических услуг. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. 320 с.

3. Гельвановский, М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // Русский экономический журнал 2014. - №8. – с.46

4. Горшенин, В.Ю. Механизм обеспечения конкурентоспособности Российской туриндустрии/В.Ю.Горшенин. Режим доступа: [http://elibrary.finec.ru/materials_files/refer/A6688_b.pdf].

5. Елисеева, А.Г. Анализ внешней макросреды фирмы/А.Г. Елисеева. Режим доступа: [http://www.piter-consult.ru/home/Articles/Technic-materials/PEST-SWOT-analysis.html]

6.Завьялов, П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. — 2012. - №12. -С.55

7.Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИД «ИНФРА-М», 2013. – 280 с.

8. Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения./А.Н. Захаров, А.А. Зоркин. Режим доступа: [http://www.logistics.ru/9/2/i20_64.htm]

9. Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. - М.: Экономика, 2012.- 310 с.

10. Маркетинг: учебное пособие для бакалавров/С.В. Карпова и др.; под общей ред. С.В. Карповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 473 с.

11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./Пер. с англ. Под науч. Ред. С.Г. Жильцова. – СПб.: Питер, 2014. – 480с.

12. Котляров, И.Д. Маркетинг: учеб. Пособие/И.Д. Котляров. – М.: Эксмо, 2016. – 240 с.

13. Кучерова, Е.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия/Е.Н. Кучерова. Режим доступа: [http://www.kycherova.ru/cenka_ks/index.html]