Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Характеристика законодательства и правового регулирования рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа. Наибольшее развитие реклама получила в эпоху капитализма.

Возникновение печатной рекламы (начало 17 в.) связано с именами У. Кэкстона (Англия) и Т. Ренодо (Франция). В 1611 в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.

 Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и другие. В индустриально развитых странах 1-е место по затраченным средствам занимает газетно-журнальная (около 40% ), 2-е — телевизионная, 3-е — радиореклама.

Искусство рекламы синтетично по своему характеру. В рекламе широко используются промышленная графика, плакат, оформительское искусство, малые формы архитектуры.

 Развитие рекламы в капиталистических странах вызвано борьбой за рынки сбыта, за получение максимальных прибылей. Реклама — один из методов неценовой конкуренции, одна из функций маркетинга. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политической и идеологической обработки населения реклама, формирующая потребности и жизненный стандарт буржуазного общества, — социальное оружие эксплуататорского класса. С помощью средств рекламы, находящихся в руках монополий, осуществляется навязывание излишних потребностей, воспитание конформистских взглядов, насаждаются стандарты «массовой культуры», культ моды. Реклама через систему массовой информации охватывает подавляющее большинство членов «общества потребления», способствует всё большему отчуждению личности. Она стала мощным средством идеологического воздействия на население в периоды предвыборных и иных кампаний, навязывая угодные монополиям политические фигуры. Реклама широко используется для пропаганды западного, в частности американского, образа жизни, буржуазной идеологии.

Целью работы является изучение правового регулирования рекламы.

Данная тема имеет главенствующее значение в первую очередь для сферы торговли и услуг, и только от грамотного регулирования зависит будущее развитие практически всех отраслей экономики России.


Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть рекламную деятельность как объект административно-правового регулирования;
  • представить законодательство российской федерации о рекламе;
  • выявить основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг;
  • проанализировать правовое регулирование рекламы с позиции судебной практики.

1. Характеристика законодательства и правового регулирования рекламной деятельности

1.1. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирования

Реклама является непременным спутником рыночной экономики и конкурентной среды[1]1. Основным стимулом развития рекламной индустрии в России стали потребности бизнеса в эффективном информационном ресурсе для информирования потребителей[2]2.

Основой рекламного рынка выступает предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рекламных отношений. Под предпринимательской деятельностью на рекламном рынке понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от оказания рекламных услуг. При этом отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности, носят гражданско-правовой характер в силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере рекламы, является Федеральный закон "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности в процессе ее создания, распространения, потребления, осуществления государственного надзора уполномоченными органами за соблюдением субъектами законодательства о рекламе и привлечения их к ответственности в случае нарушения предписанных норм права. Однако существует достаточное количество нормативных правовых актов, имеющих влияние на характер отношений, возникающих в процессе производства, распространения и размещения рекламы.


Как следствие, возникает вопрос: каким характером обладает рекламная деятельность - гражданско-правовым или административно-правовым? Конституционный Суд Российской Федерации определяет, что законодательство о рекламе относится к ведению федеральных органов государственной власти, но при этом указывается, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. То есть отношения в области рекламы регулируются нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права и по этой причине являются предметом ведения как Федерации, так и ее субъектов.

Отчасти согласимся, что рекламное законодательство неоднородно, но вместе с тем хотелось бы детализировать вопрос именно об административно-правовом регулировании рекламной деятельности.

Основной целью административно-правового регулирования рекламной деятельности является обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере рекламы[3]1, реализация прав потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Нормы управленческого характера содержатся в главе 5 Закона о рекламе, регулирующей порядок осуществления антимонопольными органами государственного надзора в сфере рекламы, и представляют собой отношения "власти - подчинения", возникающие между субъектом управления, наделенным государственно-властными полномочиями (антимонопольным органом) и объектом управления (физическим или юридическим лицом). В случае нарушения объектом управления предписанных законодательством о рекламе норм антимонопольный орган наделен правом самостоятельного воздействия на правонарушителя путем привлечения его к административной ответственности.

Например, Саратовское УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе установило факты размещения рекламы стриптиз-бара, в которой слово "барсук" было написано с помощью прописных букв "Б" и "С". Факты размещения такой двусмысленной рекламы антимонопольная служба признала нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. Ответственность за данное правонарушение несет рекламодатель. В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ Саратовское УФАС России назначило рекламодателю за указанное правонарушение два административных штрафа в общей сложности в размере 200 тыс. руб.


Не согласившись с вынесенными постановлениями, рекламодатель обжаловал их в Арбитражный суд Саратовской области. Однако Арбитражный суд Саратовской области отказал истцу в признании незаконными и отмене постановлений Саратовского УФАС России о наложении штрафов за нарушение законодательства о рекламе[4]1.

Таким образом, несмотря на содержание в рекламном законодательстве различных отраслей права, в Законе о рекламе преобладает административно-правовой механизм регулирования рекламной деятельности, и отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются административно-правовыми по следующим основаниям:

- одной из сторон отношений, возникающих в процессе производства, распространения и размещения рекламы, выступает орган государственной власти - ФАС России и ее территориальные управления, осуществляющие надзорную деятельность и реализующие свои властные полномочия в соответствии со своей компетенцией, о чем свидетельствует глава 5 Закона о рекламе;

- эти отношения возникают против воли одной из сторон, поскольку нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- антимонопольный орган наделен правом привлечения виновных лиц к административной ответственности путем возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Основанием для совершения указанных действий является установление антимонопольным органом факта совершения конкретного правонарушения.

Следовательно, вышеперечисленные положения свидетельствуют о том, что рекламную деятельность можно рассматривать как объект административно-правового регулирования.

1.2. Законодательство российской федерации о рекламе

Правовое регулирование рекламной деятельности обеспечивается посредством создания специального законодательства. Первый специальный закон, посвященный рекламе, был принят в 1995 г. и просуществовал более десяти лет. В литературе рекламное законодательство тех лет было принято характеризовать как достаточно жесткое[5]1. Например, А.Ю. Ерошок отмечает, что "модель правового регулирования рекламного рынка РФ была создана в более жестких формах, с достаточно широким кругом ограничений и сильным административным контролем по сравнению со странами ЕС и США. Разработка рекламного законодательства на переходном этапе развития России осуществлялась в предельно короткие сроки как реакция государственных структур на развитие конфликтных ситуаций"[6]2.


С принятием в марте 2006 г. нового Закона о рекламе начался новый этап развития рекламного законодательства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Таким образом, правовое регулирование рекламного рынка обусловлено следующими принципиальными целями: защита добросовестной конкуренции; обеспечение единого экономического пространства; реализация права потребителей на надлежащую рекламу.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Провозглашение указанного принципа предопределено федеративным устройством нашей страны, которое предполагает наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации обеспечение единого внутреннего рынка. Единство экономического пространства обеспечивается путем отнесения к исключительному ведению Российской Федерации установления правовых основ единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, основ ценовой политики, федеральных экономических служб, включая федеральные банки (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ)[7]1.

Принимая во внимание роль рекламы в продвижении товаров, работ и услуг, установление единого рынка было бы невозможно без обеспечения единообразного регулирования рекламы на всей территории страны. В связи с этим приобретает особое значение вопрос об отнесении законодательства о рекламе к предмету ведения Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ, разграничивая предметы ведения между Федерацией и ее субъектами, прямо не указывает место рекламного законодательства в таком делении.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из упомянутого Закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с ФЗ "О рекламе" иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.