Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Характеристика законодательства и правового регулирования рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим, что еще в период действия ФЗ "О рекламе" 1995 г. существовала неопределенность относительно содержания рекламного законодательства и отнесения его к федеральному или совместному ведению Федерации и ее субъектов. Представляется, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе", вынесенное 4 марта 1997 г., в полной мере применимо и к действующему ФЗ "О рекламе". В указанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовое регулирование рекламной деятельности относится к исключительной компетенции Российской Федерации в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка. С другой стороны, отдельные аспекты рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы) могут быть объектом правового регулирования на местах.

Однако, несмотря на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, призванные регулировать рекламу на соответствующей территории. Так, своим Определением от 26 декабря 2007 г. N 81-Г07-16 Верховный Суд Российской Федерации признал противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановление Законодательного собрания Кемеровской области от 11 июля 1994 г. N 1-ОП "О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области". Указанным Постановлением всем резидентам Кемеровской области было запрещено рекламирование на ее территории алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации.

Установление дополнительных требований и ограничений к рекламе на местах, безусловно, подрывает основы единого рынка и не может быть признано правомерным. С другой стороны, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, отдельные аспекты рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы) могут быть объектом правового регулирования на местах. В качестве примера можно назвать Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 584-ПП "О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы"; Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2000 г. N 170/39 "О наружной рекламе, информации и оформлении территории Московской области"; решение Казанской городской Думы от 26 ноября 2009 г. N 9-44 "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" и др.


Таким образом, с целью обеспечения публичного интереса в установлении единого рынка на всей территории Российской Федерации рекламное законодательство отнесено к предмету ведения Федерации в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ[8]1.

Помимо ФЗ "О рекламе" требования к осуществлению рекламной деятельности могут содержаться в иных нормативных правовых актах, которые согласно ст. 4 ФЗ "О рекламе" не должны ему противоречить.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа. Среди указанных актов можно выделить Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы"; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"; Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2007 г. N 453 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".

Некоторые вопросы о применении законодательства о рекламе содержатся в письмах Федеральной антимонопольной службы, например в письме Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2006 г. N АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы"; письме Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2006 г. N АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации" и других. Данные документы не имеют нормативного характера и являются разъяснениями по конкретным запросам.

Необходимо отметить, что ФЗ "О рекламе" не определяет круг актов, на которых он основывается. В частности, непонятно, какова роль международно-правовых актов, Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Если по вопросу соотношения ФЗ "О рекламе" с международно-правовыми актами, Конституцией РФ все понятно, то по вопросу о его сопоставлении с ГК РФ могут возникнуть вопросы, так как оба нормативных акта относятся к федеральным законам. Отсутствие упоминания об указанных актах и порядка разрешения коллизий с ними может привести к появлению существенных проблем в правоприменительной практике. Кроме того, представляется, что в таких условиях обособленность ФЗ "О рекламе", сопровождающаяся подчеркиванием его приоритетного значения, может привести к замедлению выработки единообразной правоприменительной практики.


В связи с этим думается, что законодательство Российской Федерации о рекламе должно основываться на положениях:

- Конституции РФ. Отправными в данном случае являются положения ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которыми в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

- ГК РФ, который основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Кроме того, провозглашенная приоритетность ФЗ "О рекламе" перед другими актами ставит вопрос об их дальнейшей судьбе. Нормативные правовые акты, подлежащие приведению в соответствие с новым законом, не перечисляются в его заключительных положениях. Более того, ФЗ "О рекламе" говорит об абстрактной гармонизации правового регулирования, не возлагая такой обязанности на конкретные органы власти и не устанавливая сроков ее проведения[9]1. Таким образом, правоприменителю каждый раз придется самостоятельно принимать решение о соответствии того или иного акта ФЗ "О рекламе" по своему усмотрению, не всегда руководствуясь только правовыми аргументами.

2. Нормы правового регулирования и анализ судебной практики по вопросам рекламной деятельности


2.1. Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим законом.

Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, статья 5 содержит общие требования к рекламе. К числу основных общих требований относятся следующие:

  • реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;
  • реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;
  • не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
  • реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;
  • использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;
  • реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

В законе «О рекламе» правовому регулированию посвящено 5 статей. В частности, одиннадцатая статья рассматривает особенности правового регулирования рекламы в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаются наиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, в основном, на чувства и разум. Чувственное восприятие наиболее сильное и запоминающееся.

В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:

детские и религиозные передачи; образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд; радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей; иные передачи, продолжительность которых составляет менее 15 минут.


Передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, не допускается прерывать более чем два раза.

В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания в течение суток.

Распространение рекламы одного и того же товара или рекламы самого рекламодателя не должно осуществляться более чем два раза в течение часа эфирного времени и общей продолжительностью не более чем две минуты.

При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.

Статья 12 закона «О рекламе» посвящена особенностям рекламы в периодических печатных изданиях. Эта статья вытекает из статьи 36 закона «О средствах массовой информации» и ограничивает до 40 процентов объем рекламных материалов в одном номере периодического печатного издания, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Однако соблюдение предусмотренного ограничения трудно проконтролировать в периодических изданиях из-за подачи в них информации в форме скрытой рекламы: в виде статей о товарах, методах продажи и т. д.

Периодическая печать популярна в силу своей оперативности, доступности, массовости охвата и возможности многократно возвращаться к напечатанному. Реклама в ней — самая дешевая.

Статья 13 закона определяет запрет на рекламу во время кино- и видеообслуживания. Как исключение допускается показ материалов рекламного характера в перерывах между сериями кино- и видео- фильмов. Кроме того, данная статья определяет последовательность подачи информации при справочном телефонном обслуживании, когда реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Если справки при телефонном, компьютерном и ином обслуживании платные, то реклама может предъявляться только с согласия абонента и стоимость ее не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

Особое место в законе «О рекламе» отводится наружной рекламе. Статья 14 предусматривает, чтобы наружная реклама не имела сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала бы безопасность движения. Наружная реклама допускается к распространению при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органами управления автомобильных и железных дорог, органами внутренних дел, государственной автомобильной инспекцией и др.