Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Характеристика законодательства и правового регулирования рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с передачей полномочий по вопросам наружной рекламы органам местного управления на местах принимаются соответствующие постановления и инструкции, определяющие порядок размещения средств наружной рекламы.

Так, например, правительством г. Москвы принято постановление, а мэром г. Санкт-Петербурга распоряжение, которыми регламентируются порядок в организации размещения наружной рекламы. В соответствии с принятыми нормативными документами в Москве и Санкт-Петербурге созданы специальные службы и определены муниципальные органы, которые наделены полномочиями по координации и контролю наружного рекламного оформления этих городов.

Особенности распространения рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях регламентируются статьей 15 закона «О рекламе». Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства.

Органы, на которые возложены функции контроля за безопасностью движения, могут ограничивать или запрещать распространение рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения.

Особенностью распространения рекламы на почтовых отправлениях является то, что оно возможно только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. При этом порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом.

Особенности рекламы отдельных видов товаров определены в статье 16. Из всей совокупности товарных групп, реализуемых на потребительском рынке России, закон «О рекламе» регламентирует рекламу только четырех групп товаров (табак и табачные изделия, алкогольные напитки, медикаменты и оружие). Однако эти товары выбраны не случайно, так как они являются атрибутами нездорового образа жизни, а одной из главных функций государства является забота о здоровье народа и развитии его рациональных потребностей.

Особое место в этой статье отводится рекламе алкогольных и табачных изделий. Реклама алкогольных и табачных изделий не должна содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, дискредитировать воздержание от употребления их, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах указанных товаров. Закон запрещает адресовать рекламу алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним, использовать для рекламы образы физических лиц в возрасте до 35 лет, а также лиц, пользующихся популярностью у молодежи в возрасте до 21 года.


Не допускается распространение рекламы алкогольных и табачных изделий в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени, в детских, спортивных, учебных, медицинских и культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

При публикации рекламы табачных и алкогольных изделий в периодической печати не допускается размещение ее на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Реклама табака и табачных изделий должна сопровождаться предупреждением о вреде курения.

Закон запрещает рекламу медикаментов, медицинской техники и медицинских услуг при отсутствии разрешения Министерства здравоохранения на производство или реализацию указанных товаров и услуг, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия.

Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.

Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в законе Российской Федерации «Об оружии», а также на специальных выставках или ярмарках-продажах. Данное положение приобретает особую значимость в деле установления контактов с потенциальными клиентами как для российского, так и для международного рынка.

2.2. Правовое регулирование рекламы с позиции судебной практики

Современное рекламное законодательство как составная часть нормативно-правового регулирования информации должно отвечать постоянно трансформирующемуся информационному пространству. Решение этой задачи является важным не только в связи с растущим значением информации как самостоятельного объекта прав (товара, все чаще выступающего предметом гражданско-правовых сделок), но и общей, перспективной тенденцией построения глобального информационного общества, образующегося на базе развития информационно-коммуникативной экономики[10]1.


В свою очередь, реклама является повседневным спутником современной хозяйственной деятельности. Ее информационная составляющая выступает мощным инструментом продвижения предпринимательской продукции и влияния на сознание потребителей. И именно от правильной расстановки приоритетов в нормативно-правовом регулировании данного процесса зависит общее состояние законности в сфере рекламных отношений, а в итоге - и развитие добросовестной конкуренции на рынке товаров (работ или услуг).

Как известно, объемную сферу отношений, связанных с рекламой и рекламной деятельностью, регулирует специальный Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе), являющийся специальным нормативным актом в сфере рекламного права. Однако его положения (в силу неоднозначности и спорности, а также оценочного характера большинства норм) нередко составляют трудность в правоприменительной деятельности. На этом фоне значительно возрастает роль отдельных государственных органов (прежде всего судов и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)), формирующих административную практику и в силу этого дающих отдельные разъяснения по правоприменению рекламного права. Такие правовые позиции нередко находят отражение в письмах ФАС и постановлениях высших судебных инстанций.

Обобщение накопленного опыта правоприменительной деятельности и выработка единой позиции по ряду ключевых вопросов способствуют дальнейшему отражению их на уровне действующего рекламного законодательства. На современном этапе подобное обобщение нашло отражение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление ВАС РФ, Постановление), которое представляет очередной этап трансформации рекламных отношений и видение этих изменений с официальных позиций судебных органов.

Анализ предлагаемых изменений в подходах судов к разрешению определенных ситуаций представляет интерес прежде всего с точки зрения изменения оценки современной практики рекламных отношений и помогает спроецировать общую модель, перспективные направления развития рекламного права и правоприменения его норм.

Итак, предваряя изучение обобщений судебной практики, отметим, что в ней нашел разъяснение ряд спорных вопросов, уже давно требовавших своего разрешения хотя бы на правоприменительном уровне, и наиболее часто возникающих коллизионных проблем, от правильного разрешения которых в каждом конкретном случае зависит грамотный исход рассмотрения правовой ситуации.


Рекламная информация

В первую очередь много спорных вопросов возникает при отнесении той или иной информации к рекламной.

Отметим, что рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе)[11]1.

Само легальное определение рекламы в некоторых случаях позволяет относить к рекламе достаточно большой объем информации различного характера, в том числе и той, которая может иметь ограничения для распространения либо, наоборот, обязательна к размещению, учитывая особенности предпринимательской деятельности и необходимость соблюдения прав потребителей.

Сообразно такому подходу Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ исключает возможность отнесения к рекламе информации, которая хотя и отвечает перечисленным критериям рекламы, однако обязательна к размещению в силу закона или обычая делового оборота.

Примерный перечень случаев, когда информация должна предоставляться в обязательном порядке, содержится в действующем законодательстве. Например, ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закрепляет обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товаре. В свою очередь, информационная обязанность продавца (изготовитель, исполнитель) предоставить покупателю информацию о себе закреплена в законодательстве о защите прав потребителей.

При этом возникает вопрос о разграничении в обязательной информации ее рекламного контекста. В судебной практике встречаются подобные критерии. В случаях рассмотрения соответствующих споров суды оценивают объемно-пространственные конструкции, размещенные на крышах и фасадах зданий, в качестве рекламы или вывески в зависимости от конкретных обстоятельств дела[12]1.

Однако общая позиция судебных органов сводится к отсутствию оснований для квалификации информации как рекламной (например, о товаре или наименовании продавца), если она размещена в месте продажи товара или в месте нахождения продавца.


Ранее, рассматривая спор об отнесении конструкции о магазине к рекламной, Высший Арбитражный Суд РФ, в частности, высказал мнение, что спорная конструкция размещена у входа в помещения и не является рекламой, а содержит обязательную информацию об услугах, предлагаемых потребителям. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении предпринимателя. Основной аргумент в пользу такого вывода судебная практика, как и прежде, видит в отсутствии в подобных случаях целей, связанных с рекламой (п. 2 Постановления).

В то же время, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, должно рассматриваться как реклама этого товара. При этом в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Отдельно в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ урегулирован вопрос о разграничении информации о наименовании организации, ее местонахождении, об указании направления проезда к организации, на знаках маршрутного ориентирования или совмещенной с этими знаками.

Примечательно, что при решении возникающих вопросов высшая судебная инстанция предлагает опираться на действующие технические условия установки и размещения технических средств организации дорожного движения.

Суд, фактически устанавливая в размещенной информации признаки рекламы, основывается на наличии согласования ее размещения с органами ГИБДД и ГОСТов. В случае соблюдения обозначенных условий такая информация подпадает под режим вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера (подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). В ином случае размещенная без соблюдения упомянутых требований информация подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы (п. 12 Постановления).

Спонсорская реклама

Как известно, Закон о рекламе 2006 г. выделяет в качестве самостоятельного термина спонсорскую рекламу, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Одновременно подобное нормативное представление позволяет выделить спонсорскую рекламу в качестве самостоятельного вида рекламы, предусмотренного законодательством. Спонсорская реклама в последнее время получает активное развитие.