Файл: Принцип межпредметных связей в обучении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При такой организации учебного процесса познавательная деятельность приобретает самостоятельный характер, активно влияет на протекание мыслительных процессов синтеза и анализа. Синтез знаний из разных учебных предметов предполагает активность процессов воображения, мыслительного моделирования новой системы связей, нового идеального образа изучаемого материала.

Комплексное применение в курсе знаний из разных областей науки выступает как закономерность современного обучения, решения учебных задач, широкого диапазона требований к учителю, его квалификации.

Интеграция знаний, их синтез, перенос идей и методов из одной науки в другую лежат в основе творческого подхода к профессиональной деятельности педагога в условиях научно-технического прогресса.

В результате межпредметного синтеза возникает новое обобщенное понятие, представление, созданное с помощью теоретического мышления учащихся путем сравнения, абстрагирования, обобщения. Познавательные же умения совершенствуются во взаимосвязи с оценочными, коммуникативными, организационными, речевыми, творческими, практическими видами деятельности, стимулируя при этом мотивацию учебной деятельности обучающихся [Сокольников, Ю. Л. Межпредметные связи как средство формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию // Пед. вестн. – 2003. – № 5. – С.43].

Между тем на занятиях необходимо усложнять содержание и процесс познавательной деятельности, обеспечивать рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих интерес к данному курсу, в ходе изучения которого активизировалась познавательная деятельность, чему в значительной степени способствовали различные дидактические средства.

Среди них: вопросы, задания, задачи, проблемные ситуации, познавательные задачи, установки и др. Процесс учебной работы должен проходить в режиме свободного исследования [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].

Таким образом, рациональная, дидактически обоснованная последовательность усвоения учебного материала предполагает следующий порядок работы учащихся:

– изучение теоретического материала;

– осмысление и закрепление теории с помощью практических заданий;

– приобретение и развитие практических умений, ускоренного накопления знаний;

– решение учебных задач по тематике курса.

Формирование необходимых знаний, умений и навыков у учащихся открывает перед ними возможность сделать процесс обучения в школе увлекательным и интересным, интенсивным и эффективным, соответствующим требованиям современного образования; подготовить выпускника школы к жизни в новых экономических условиях [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.89].


Вывод

Комплекс методов, необходимый для успешного формирования универсальных учебных действий учащегося, должен включать в себя: инновационные, личностно-ориентированные методы обучения, традиционные и инновационные организационные формы обучения, современные средства обучения, прежде всего, информационные технологии, в их интеграции с образованием единой учебной среды, в конечном счете, должно реализовать достижение планируемых результатов.

Представляется перспективной работа по комплексному использованию в арсенале учителя методов, форм и приемов обучения, направленных на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Заключение

Содержание междпредметных связей, их структура, функции, способы реализации раскрываются в педагогических и методических исследованиях.

В классической педагогике межпредметным связям посвящены исследования Я.А. Коменского, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинского и др. Теоретические обоснования проблема реализации межпредметных связей получила в исследованиях Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой и др.

В педагогической литературе межпредметные связи определяются как педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных категорий между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их ограниченном единстве. Образовательные функции межпредметных связей заключаются в формировании целостной системы знаний.

Необходимость применения межпредметных связей в процессе обучения, психологические закономерности, лежащие в основе их реализации, отражены в работах Н.А. Менчинской, Ю.А. Самарина и др. В работах математиков и методистов раскрыты методические аспекты реализации межпредметных связей (О.Б. Епишева, Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, Н.А. Терешин, Л.М. Фридман и др.).

Однако в них рассматривается сущность, значение, функции и способы осуществления межпредметных связей только в средней школе.

Многие педагоги и методисты обращают внимание на то, что в школе проблема развития межпредметных связей требует своего разрешения, так как существует изолированное изучение дисциплин различных циклов и использование полученных знаний в профессиональной деятельности.


Различные аспекты этой проблемы рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского, Г.Л. Луканкина, В.М. Монахова, Г.И. Саранцева и др.

Построив учебный процесс на основе реализации принципа межпредметных связей базовых и специальных дисциплин, обеспечивается целостность обучения, решаются не отдельные прикладные задачи, а в системе интеграции математических дисциплин и дисциплин профессиональной подготовки студентов.

Оптимальное применение межпредметных связей позволяет не только раскрыть сущность изучаемой дисциплины, но и показать ее практическую значимость, взаимосвязь с другими дисциплинами. Что позволяет формировать в процессе обучения систематизированные, обобщенные профессиональные знания.

Значит, можно утверждать, что межпредметные связи являются эффективным средством повышения уровня профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в высшей школе.

Список использованных источников

    1. Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . - 109 с.
    2. Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. / Т. С. Васильева. - Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72-75.
    3. Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов/ О.Е. Кириченко. - дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – 170 с.
    4. Саламов А.Х. Обучение химии на основе межпредметных связей / А.Х. Саламов. - дис….канд.пед.наук. Москва, 2003. 158 с.
    5. Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей / А.Х. Саламов. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003.
    6. Сидорина В.А. Формирование информационной компетентности студентов с использованием современных компьютерных технологий / В.А. Сидорина, Е.М. Зайцева. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. – 2011. – № 7. – С. 184 -186.
    7. Сокольников, Ю. Л. Межпредметные связи как средство формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию / Ю. Л. Сокольников // Пед. вестн. – 2003. – № 5. – С.43-45.
    8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. / Г.И. Щукина. - учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.