Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 4
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 73].
Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких-либо частей или элементов.
Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют два преподавателя.
По мнению М. Ю. Олешкова, «бинарный урок — разновидность инте- гративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин».
Б. М. Бим-Бад называет бинарным «особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных дисциплин».
Бинарный урок:
- повышает сотрудничество преподавателей,
- призван сплотить педагогический коллектив,
- расширяет кругозор и повышает интеллектуальный уровень студентов и преподавателей; интегрирует знания и умения из различных областей,
- способствует формированию у студентов убеждения в целенаправленной комплексности учебных дисциплин, в целостности языковой картины мира,
- повышает мотивацию учащихся к более осознанному изучению учебных дисциплин с помощью создания условий для применения знаний на практике,
- формирует у студентов навыки внеаудиторной самостоятельной работы; развивает аналитические и исследовательские способности,
- несет в себе значительный воспитательный потенциал [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 23].
Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, а также:
– служат средством повышения мотивации изучаемых дисциплин;
– создают условия для практического применения знаний;
– развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
– развивают аналитические способности и изобретательность;
– обладают огромным воспитательным потенциалом;
– на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].
Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.
Урок по теме ведут два преподавателя, например, биологии и химии, которым необходимо примерно в равной степени представить изучаемый материал с разных точек зрения [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 67].
В изучаемых дисциплинах необходимо выделить близкие по содержанию темы. Значительную роль играют психологическая и методическая совместимость преподавателей, готовящих бинарное занятие.
Подготовка к проведению бинарных уроков выполняется в определѐнной последовательности:
– анализируется фактический материал, который может служить темой урока;
– определяется мотивация изучаемой темы;
– учитывается объѐм и уровень знаний учащихся по дисциплинам;
– выявляются межпредметные связи не только между изучаемыми дисциплинами, но и устанавливается взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального цикла;
– выбирается наиболее рациональная форма занятия: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-игра, урок-исследование и т.д.;
– определяется тип занятия: урок изучения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, комбинированный урок [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].
Общая структура таких уроков включает:
– вступление
– постановка цели, задачи урока, актуализация опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
– основную часть – раскрытие содержания учебного материала;
– заключение – подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.89].
Формирование универсальных учебных действий учащихся связано с реализацией обучения по новым государственным образовательным стандартам [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.32].
Введение федерального государственного образовательного стандарта привело к полному преобразованию организационной и методической деятельности как в сфере управления, так и на организации процесса обучения в каждом отдельно взятом классе.
Проектная деятельность на основе информационных технологий принимает эффективную форму организации междисциплинарной деятельности обучаемого, которая должна носить непрерывный, систематический характер и интегрировать компоненты информационной образовательной среды.
Осуществление межпредметных связей выступает как один из основных принципов формирования у детей универсальных учебных умений и способностей [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 67].
Задачами реализации межпредметных связей, взаимодействия видов деятельности учащихся в конструировании содержания учебных курсов, должны выступать:
– выявление общих элементов содержания «возможных» межпредметных связей дисциплин;
– обнаружение элементов содержания, требующих предварительного изучения в другом предмете, определении «необходимых» межпредметных связей.
Данные задачи обусловлены требованием федерального государственного образовательного стандарта и направлены на формирование у учащихся умения учиться. Комплексное применение знаний из разных областей науки выступает как закономерность современного образования, направленного на решение учебных задач и предъявление широкого диапазона требований к учителю, его квалификации [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.42].
Комплексное применение знаний, их синтез, перенос идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого подхода к профессиональной деятельности педагога в условиях реализации новых стандартов образования. Использование межпредметных связей повышает практическую направленность обучения в школе и раскрывает общие научные основы современного обучения, направляет на последовательное формирование интереса к изучаемым дисциплинам, стремление к самостоятельному установлению взаимосвязей между явлениями.
Однако, как отмечает профессор А.Г. Колосков, межпредметные связи, заложенные в программах и учебниках, не находят применения на практике, если преподаватель не овладеет методикой нахождения оптимального варианта привлечения знаний других дисциплин или курсов. Многое здесь зависит от профессиональной подготовки учителя, стремления выработать собственные подходы к установлению взаимосвязей между учебными предметами и курсами. [Сокольников, Ю. Л. Межпредметные связи как средство формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию / Ю. Л. Сокольников // Пед. вестн. – 2003. – № 5. – С.43].
Задания междисциплинарного характера должны включать:
– постановку вопроса на размышление; подготовку сообщений на уроке; написание рефератов, применение оригинальных наглядных пособий, требующих знаний информатики; составление кроссвордов с использованием терминов, употребляемых в смежных информационных технологиях, задания на выбор;
– создание проблемных ситуаций на межпредметной основе; постановка проблемных заданий, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся, требующих переноса знаний из одной дисциплины в другую;
– применение комплексных знаний, требующих всесторонней характеристики объекта, на основе применения знаний из нескольких предметов;
– проведение контрольных работ, позволяющих судить об усвоении знаний учебного материала; умений применять полученные знания в раскрытии понятий;
– использование бесед с целью включения имеющихся у учащихся знаний в области информационных технологий;
– подготовку и проведение школьных конференций, викторин, диспутов и др [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 23].
Таким образом, учитель должен располагать достаточно большим выбором форм, методов и приемов реализации межпредметных связей [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.22].
Существует несколько уровней организации учебного процесса на основе межпредметных связей:
• урочный (обобщающие уроки, учебные темы);
• тематический (связь с другими дисциплинами, курсами);
• сквозной (охватывает несколько учебных тем разных курсов);
• внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных дисциплинах);
• межцикловой (разные дисциплины имеют общие темы и дополняют друг друга).
Новые информационные технологии способствуют формированию устойчивого интереса к изучаемым дисциплинам, влиянию на качество знаний, результативность обучения. Кроме того, информационные технологии становятся инструментом познания, изучения, выполнения обучающей, развивающей, воспитательной, исследовательской и контрольно-корректирующей функций [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].
При этом различные виды деятельности обучающихся необходимы в формировании универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Так, Г.И. Щукина пишет о том, что взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию необходимых качеств личности, в результате влияния предметных особенностей каждого вида деятельности, взаимодополнения их за счет особенностей друг друга [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.37].
Следовательно, в данной совокупности деятельности каждый учащийся может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы. Формирование знаний и умений у учащихся происходит тем эффективнее, чем больше преподаватель уделяет внимание различным видам деятельности, стимуляции познавательных интересов учащихся, особенно к комплексным проблемам.
Взаимосвязь учебных дисциплин, являясь самостоятельным стимулом познавательного интереса, усиливает синтетический, обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, коллективность, взаимопомощь учащихся в ее организации. Умственная активность обучающихся направляется на то, чтобы вспомнить, когда, в связи с какими вопросами курса, в каких учебных темах других предметов изучались привлекаемые для него знания [Сокольников, Ю. Л. Межпредметные связи как средство формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию / Ю. Л. Сокольников // Пед. вестн. – 2003. – № 5. – С.43].
При этом необходимо отобрать именно те элементы знаний другого предмета, которые будут востребованы в изучении нового вопроса предмета, и воспроизвести их, что требует значительного напряжения памяти: надо как бы «вынуть» эти знания из привычной системы связей предмета, в котором они были усвоены, и перенести, включить в новую систему связей изучаемого предмета.