Файл: Принцип межпредметных связей в обучении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межпредметные связи возможны в обучении на уровне передачи готовых знаний, но особую значимость они имеют в процессе обучения студентов первого и второго курсов, так как особенности мышления, интересов, общей позиции студентов в учении создают предпосылки их активного, нередко стихийного включения в установление межпредметных связей, когда возникают непроизвольные попытки синтеза многообразных предметных знаний, поиск их связей в реальной действительности [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 69].

Решение разных по содержанию межпредметных проблем предполагает организацию учебного процесса как дидактической системы.

В дидактике сложилось представление о дидактической системе как о системе принципов организации учебного материала и учебного процесса [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.89].

Дидактическая система, направленная на решение межпредметной комплексной учебной проблемы, ограничена содержательно-временными и предметными рамками. Её организация подчиняется принципам проблемности, коллективности, комплексности [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].

Проблемность означает систематическое решение межпредметных познавательных задач, коллективность – организацию коллективной деятельности преподавателей и студентов при выдвижении и решении таких задач, комплексность – осуществление в единстве различных видов и функций межпредметных связей [ Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.56].

Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей является частью проектирования технологии управления развитием информационной компетентности.

Используются три дидактических варианта перестройки учебного материала дициплин на основе принципа проблемности при осуществлении межпредметных связей:

- тематический,

- проблемно-тематический,

- широкий проблемный [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.65].

Тематический подход – это использование межпредметных познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и основных понятий учебной темы курса. При этом сохраняется заданная в программах логическая структура материала, в которой благодаря ретроспективности и перспективности межпредметным связям возникают новые компоненты знаний, новые их связи локального характера [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 30].


Перестройка учебного материала ограничивается отдельными занятиями или их фрагментами. Тематический подход обеспечивает органическое единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний.

При переходе от одной учебной темы к другой происходит развитие межпредметных связей и знания учащихся приобретают всё большую степень обобщённости, глубины, мобильности, повышается их мировоззренческое значение.

Проблемно-тематический подход – это выдвижение общей для учебной темы межпредметной проблемы и её поэтапное решение на занятиях. При проблемном подходе основной единицей учебного познания становятся учебная проблема с её логикой решения [ Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.23].

Перестройка учебной мировоззренческой идеи, отражённой в межпредметной проблеме, охватывает почти все уроки темы. Логика решения учебной проблемы требует широкого использования внутрипредметных связей, которые повышают уровень обобщённости предметных знаний и обеспечивают включение не только понятийных, но и теоретических межпредметных связей[Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].

Широкий проблемный подход – это выдвижение общей для ряда учебных дисциплин и тем межпредметной проблемы и её последовательное решение в индивидуальной или коллективной работе преподавателей [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 67].

Широкие межпредметные проблемы отражают общие для предметов учебно-воспитательные задачи и требуют взаимодействия преподавателей в создании общей программы учебного процесса как дидактической системы, в планировании лекций и практических занятий, раскрывающих общую проблему.

Организация учебного процесса включает следующие этапы:

1. Создание общей программы, определяющей основные направления в содержании, методах и формах учебной работы на занятиях по дисциплинам, между которыми устанавливаются связи;

2. Конкретизация общей программы на отдельных занятиях и темах смежных курсов, определение динамики межпредметных познавательных задач по этапам решения проблемы.


3. Осуществление программы обучения, введения корректив на основе обратной связи путём взаимоконтроля преподавателей разных курсов [Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2010. – C.89].

Создание общей программы в свою очередь предполагает:

1) выбор учебной проблемы мировоззренческого характера;

2)определение системы межпредметных понятий, раскрывающих содержание проблемы, установление взаимосвязей между ними и последовательности введения в разных предметах;

3) выделение ступеней решения проблемы через более частые проблемные вопросы, развивающие определённые понятия на конкретном учебном материале разных курсов;

4) разработка основных этапов познавательной деятельности студентов, которая актуальна для формируемых межпредметных умений и общего направления методики обучения в работе преподавателей. Это закономерно влияет на эффективность обучения в целостном педагогическом процессе и зависит от того, насколько преподавателям удается обеспечить единство своих действий с действиями студентов.

5) установление системы предметных занятий, связанных логикой решения межпредметной проблемы [ Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.22].

Для планирования межпредметных связей используется метод курсового планирования, предложенный В.Н.Максимовой [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 23].

Наличие курсового плана дает возможность преподавателю на занятиях сделать акцент на межпредметные связи с другим предметом, предупредить студентов о необходимости повторить материал пройденных ранее курсов, а в реальном учебном процессе – согласовать с другими преподавателями порядок подачи материала [Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72].

Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно- воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции.

Тогда можем сказать, что функция обучения – это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика.


Соответственно, межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Эти функции взаимно дополняют друг друга.

Дидактическая система, построенная на основе принципа межпредметности, перестраивает все этапы деятельности учителя и учащихся.

Учебно-познавательная деятельность учащихся и обучающая деятельность учителя имеют общую структуру: цель – мотив – содержание – средства – результат – контроль.

Однако содержание этих звеньев различно в деятельности учителя и учащихся: у учителя – руководящий характер, у учащихся – управляемый характер.

Межпредметные связи позволяют выделить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся [Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2003. – C.23].

Можно отметить некоторые возможности урока с применением межпредметных связей:

• позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения;

• создавая оптимальные условия для развития, развивает логичность, гибкость и критичность;

• способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: Методологическая функция выражена в формировании у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 69].

Конструктивная функция межпредметных связей состоит совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Образовательная функция межпредметных связей формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Воспитательная функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 23].

Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Развивающая функция влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся (В.Н. Максимова, Н.А. Чурилин). Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников - межпредметных понятий и межпредметных умений (Т.К. Александрова, Л.М. Панчешникова, Н.А. Сорокин).


Вывод

Одной из важнейших задач школы на современном этапе является воспитание компетентных, активных, инициативных выпускников, обладающих фундаментальной профессиональной подготовкой, умеющих самостоятельно осваивать новые знания и овладевать новыми технологиями.

Одним из наиболее значимых средств повышения эффективности процесса обучения в школе является реализация принципа межпредметных связей. Психологические исследования доказывают важность реализации данного принципа в процессе обучения, так как он влияет на развитие мыслительных способностей обучающихся.

Принцип межпредметных связей соотносится с законами мышления, с процессами образования временных нервных связей, межпредметных ассоциаций, лежащих в основе усвоения знаний.

  1. Методические пути осуществления межпредметных связей

    1. Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей

Современные условия требуют новых подходов в реализации современных стандартов образования.

И в тоже время имеющаяся методика обучения переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области [Бахтина О. И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении... / под ред. А. Г. Колоскова. – Москва: Просвещение, 2005 . – C. 69].

Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.

Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый – т.е. каждый ощущает, что происходит обновление образования [Саламов А.Х. Реализация принципа научности при обучении химии с помощью межпредметных связей. – Сб. материалов Всероссийской конференции. – Челябинск, 2003. – C. 23].

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.