Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
ГЛАВА 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня менеджмент рассматривается в пяти основных аспектах.
Во-первых, как социально-экономический институт, влияющий на бизнес, образ жизни и политику.
Во-вторых, как совокупность лиц, занимающихся организацией управленческой работы в сфере частного и государственного предпринимательства. Эти роли в значительной степени определяют функции, действия и поведение менеджера.
В-третьих, менеджмент-это научная дисциплина, имеющая свой предмет.
В-четвертых, управление-это организационно-экономическое поведение, которое осуществляет взаимосвязь экономических, организационных и социальных процессов в производстве и с окружающей социальной средой.
В-пятых, менеджмент - это организационное, управленческое и исполнительское искусство. Суть этого аспекта заключается в том, что в искусстве используются не только знания, опыт и сознание, но и интуиция.
Многомерное управление выражается в различных тенденциях, одновременно развивающихся и действующих на предприятиях и в учреждениях.
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что на практике довольно многие руководители в настоящий момент времени применяют научный подход к управлению предприятием, проходят обучение с целью более эффективного решения задач управления организацией.
Цель курсовой работы - выявить различные факторы, влияющие на эффективность управления на предприятии.
Задачи:
- рассмотреть понятие, цели и функции управления;
- ознакомиться с определениями понятий "организационное управление" и " централизованное управление»;
- дать анализ конкретному предприятию;
- осуществлять мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.
Предметом исследования является предприятие ОАО "сосновые леса".
Объектом исследования является система управления организацией.
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, целями которых, как правило, являются экономические.
Менеджмент - это область знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации посредством рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент стал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Основной целью управления является обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) аспекты.
На содержание управления влияют две группы факторов:
- тенденции развития организации;
- специфические национальные факторы экономического развития.
Категория управления – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые взаимосвязи в процессах управления организацией.
Состав основных категорий руководства:
- объекты и субъекты управления;
- функция управления;
- виды управления;
- метод управления;
- принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы управления зависят от иерархического уровня его реализации в организации. Как правило, компанию можно разделить на три иерархических уровня управления: верхний, средний и низовой.
Субъекты управления, менеджеры-руководители различного уровня, занимающие постоянные должности в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений по отдельным направлениям деятельности организации.
Категория "менеджер" относится к:
- руководитель организации;
- руководители структурных подразделений и центров прибыли;
- организаторы отдельных видов работ (администраторы) [2].
Виды управления-специальные направления управленческой деятельности, связанные с решением определенных управленческих задач.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).
Общее или общее управление заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельными экономическими связями (центрами прибыли).
Функциональное или специальное управление - это управление определенными сферами деятельности организации или ее подразделений. Например, инновации, человеческие ресурсы, Маркетинг, Финансы и т. д.
Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
-целостности;
- иерархической упорядоченности;
- целевой направленности и оптимальности;
- сочетания централизации и децентрализации;
- демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
- процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
- системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Дерево целей
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).
Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента[4].
Рис. 1.3. Система функций менеджмента
1.2. Организационное управление
Организационное управление понимается как совокупность решений, определяющих, какие люди, в какое время и какие технологические процессы осуществляются с целью получения какого-то конкретного, совместного конечного результата. Таким образом, организационное управление-это управление персоналом организации.
Персонал как объект управления.
Персонал - это персонал организаций, включающий всех сотрудников, а также работающих собственников и совладельцев. Признаки персонала-наличие трудовых отношений с работником, которые должны быть юридически оформлены; обладание определенными качественными характеристиками; целевая направленность персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации. Персонал организации можно классифицировать и по качественным признакам:
1. согласно месту в структуре управления, штат можно разделить в менеджеров, специалистов, технический персонал, работников, обслуживающий персонал;
2. профессиональная структура инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты;
3. по уровню квалификации ;
4. по полу и возрастной структуре;
5. по опыту работы;
6. по уровню образования.
Управление персоналом на предприятии - это процесс воздействия на потенциальных и реальных работников с использованием комплекса специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.
Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своим функциональным возможностям, методологии, принципам, технологии функционирования и др. отдел кадров, характерный для советской эпохи, выполнял в основном бухгалтерскую или кадровую работу.
Для современного этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления персоналом в общую стратегию организации. Сутью современного этапа управления персоналом являются:
- отнесение функции управления людскими ресурсами к высшему уровню управления организацией;
- привлечение управления человеческими ресурсами к определению стратегии и организационной структуры компании;
- участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;
- интеграция деятельности кадровых офицеров и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей в решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
- системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.
Функции управления персоналом.
Функции управления персоналом организации в качестве основных направлений деятельности компании по управлению персоналом включают:
- подбор, подбор и прием персонала;
- деловая оценка персонала при приеме, аттестации, отборе;
- профориентация и трудовая адаптация;
- мотивация трудовой деятельности персонала;
- организация работы и соблюдение деловой этики;
- управление конфликтами и стрессами ;
- обеспечение безопасности персонала;
- управление инновациями в работе персонала;
- подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров;
- управление деловой карьерой и сервисом-профессиональное про-движение;
- управление поведением персонала в организации;
- управление социального развития персонала;
- освобождение личного состава.
Методы и принципы управления персоналом.
Методы управления персоналом-это методы и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.
1. Можно выделить этапы процесса управления: планирование, организация, учет, анализ, мотивация, контроль.
2. По характеру управленческого воздействия на персонал различают: методы информирования, методы убеждения и методы поощрения.
3. По способам воздействия на человека можно выделить: административные, экономические, социальные и психологические.
Принципы - это правила, ориентиры и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом :
- эффективность;
- перспективность;
- сложность;
- простота;
- научность;
- прозрачность;
- автономия;
- согласованность;
- стабильность;
- комфортность;
- сложность;
- прогрессивность.
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом :