ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 5088
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 3 Слесарно-монтажные инструменты и
Ручной инструмент. Типовой набор ручного инструмента (рис.3.1) делится на:
4.7 Типичные дефекты при выполнении разметки,
причины их появления и способы предупреждения
6.1 Правила выполнения работ при разрезании металла
6.2 Правила безопасности труда
6.6 Типичные дефекты при резании металла, причины их появления
Стационарное оборудование для притирки и доводки
Практика для получения первичных
профессиональных навыков
(Учебная)
Учебное пособие для студентов
Специальность 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,
190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,190605
«Техническая эксплуатация подъемно транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования»
ОДОБРЕНА: Составлена в соответствии
Предметной (цикловой) с Государственными
комиссией технических требованиями к минимуму
дисциплин содержания и уровню
Председатель подготовки выпускника
___________ по специальности
________________ Зам.директора по УПР
протокол № _____ _________Р.С. Измайлова
от "___" _________ 200__г. от "___" ________200__г.
Учебное пособие представляет собой полный курс учебной практики студентов по специальностям 190604, 190605, 150411. В пособии рассмотрены теоретические основы слесарных операций, даны сведения об обрабатываемых и инструментальных материалах, методах и правилах выполнения слесарных операций, методах контроля качества обработки и контрольно-измерительных инструментах, правилах их выбора и применения.
Рассмотрены наиболее часто встречающиеся при выполнении слесарных работ дефекты, причины их возникновения и методы их предупреждения.
Пособие предназначено для студентов ГОУ СПО и может быть использовано для подготовки рабочих слесарных профессий на производстве.
СОДЕРЖАНИЕ
4 |
||||||
Часть 1 |
СлесарнАЯ ПРАКТИКА |
|
||||
Тема 1 |
Введение |
6 |
||||
|
1.1 |
6 |
||||
|
1.2 |
7 |
||||
|
1.2.1 |
7 |
||||
|
1.2.2 |
7 |
||||
|
1.3 |
Квалификационные требования. Квалификационная характеристика |
9 |
|||
|
1.4 |
11 |
||||
|
1.5 |
Приобретение первичных профессиональных навыков и умений при |
16 |
|||
|
1.6 |
17 |
||||
|
1.7 |
Техника безопасности, производственная санитария и |
18 |
|||
Тема 2 |
Основы измерения. Классификация измерительных средств |
23 |
||||
|
2.1 |
23 |
||||
|
2.2 |
Средства измерения углов и конусов |
29 |
|||
Тема 3 |
Слесарно-монтажные инструменты и трубопроводные работы |
35 |
||||
|
3.1 |
35 |
||||
|
3.2 |
39 |
||||
|
3.3 |
42 |
||||
|
3.3.1 |
43 |
||||
|
3.3.2 |
44 |
||||
Подготовительные операции слесарной обработки |
||||||
Тема 4 |
Разметка заготовок |
48 |
||||
|
4.1 |
49 |
||||
|
4.2 |
50 |
||||
|
4.3 |
52 |
||||
|
4.4 |
52 |
||||
|
4.5 |
53 |
||||
|
4.6 |
54 |
||||
|
4.7 |
54 |
||||
|
4.8 |
|
55 |
|||
Тема 5 |
Рубка |
56 |
||||
|
|
56 |
||||
|
5.1 |
60 |
||||
|
|
|
|
|||
Тема 6 |
Резка металла |
61 |
||||
|
|
61 |
||||
|
6.1 |
63 |
||||
|
6.2 |
|
63 |
|||
|
6.3 |
66 |
||||
|
6.4 |
67 |
||||
|
6.5 |
67 |
||||
|
6.6 |
Типичные дефекты при резании металла, причины их появления и способы предупреждения
|
70 |
|||
Тема 7 |
Правка и гибка |
71 |
||||
|
7.1 |
71 |
||||
|
7.2 |
73 |
||||
|
7.3 |
74 |
||||
|
7.4 |
74 |
||||
|
7.5 |
Механизация работ при правке, гибке металла
|
75 |
|||
Размерная слесарная обработка |
||||||
Тема 8 |
Опиливание |
78 |
||||
|
|
78 |
||||
|
8.1 |
80 |
||||
|
8.2 |
82 |
||||
|
8.3 |
84 |
||||
|
8.4 |
Типичные дефекты при опиливании металла, причины их появления и способы предупреждения
|
88 |
|||
Тема 9 |
Сверление, зенкерование и развертывание отверстий |
89 |
||||
|
|
89 |
||||
|
9.1 |
97 |
||||
|
9.2 |
Типичные дефекты при обработке отверстий, причины их появления и способы предупреждения
|
99 |
|||
Тема 10 |
Нарезание резьбы |
101 |
||||
|
|
101 |
||||
|
10.1 |
107 |
||||
|
10.2 |
108 |
||||
Пригоночные операции слесарной обработки |
||||||
Тема 11 |
Распиливание и припасовка |
109 |
||||
|
|
109 |
||||
|
11.1 |
110 |
||||
|
11.2 |
Типичные дефекты при распиливании и припасовке деталей, причины их появления и способы предупреждения
|
111 |
|||
Тема 12 |
Шабрение |
111 |
||||
|
|
111 |
||||
|
12.1 |
116 |
||||
|
12.2 |
117 |
||||
|
12.3 |
Типичные дефекты при шабрении, причины их появления и способы предупреждения
|
119 |
|||
Тема 13 |
Притирка и доводка |
120 |
||||
|
|
120 |
||||
|
13.1 |
122 |
||||
|
13.2 |
123 |
||||
СБОРКА НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ |
||||||
Тема 14 |
Клепка |
124 |
||||
|
|
124 |
||||
|
14.1 |
128 |
||||
|
14.2 |
Типичные дефекты клепки, причины их появления и
|
130 |
|||
Тема 15 |
Пайка, склеивание и лужение |
130 |
||||
|
|
130 |
||||
|
15.1 |
137 |
||||
|
15.2 |
137 |
||||
|
15.3 |
Характеристика и назначение материалов, используемых для выполнения соединений трубопроводов
|
140 |
|||
Тема 16 |
Термическая обработка |
141 |
||||
|
|
141 |
||||
|
16.1 |
Химико-термическая обработка стали. Цементация |
151 |
|||
Тема 17 |
Сварка, резка и наплавка |
153 |
||||
|
|
153 |
||||
|
17.1 |
154 |
||||
|
17.2 |
155 |
||||
|
17.3 |
156 |
||||
|
17.4 |
|
157 |
|||
Тема 18 |
Комплексная работа |
159 |
||||
|
|
159 |
||||
|
|
|
||||
160 |
||||||
161 |
Современный рынок труда характеризуется неуклонным ростом конкуренции. Сложившаяся низкая конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда определяется многими факторами, в том числе нехваткой у молодежи достаточных профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и первичных профессиональных умений и навыков.
В решении проблемы повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования важную роль играет региональный компонент. Это связано с тем, что для регионального компонента, во-первых, характерны тесные связи с производством, а во-вторых, он ориентирует среднее профессиональное образование на потребности рынка труда.
С учетом современных рыночных тенденций развивающегося общества, ГОС СПО регламентирует требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,190605 «Техническая эксплуатация подъемно транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования». В частности производственно-технологическая деятельность техника предусматривает проведение монтажных, пусконаладочных работ и испытаний промышленного оборудования и систем отрасли. Осуществление приемки, технического обслуживания и ремонта оборудования отрасли, проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов техники, осуществление контроля соответствия технических характеристик смонтированного оборудования и систем требованиям технической документации, выявление дефектов оборудования и систем, и их устранение, оформление дефектных ведомостей, обеспечение экологической безопасности при эксплуатации промышленного оборудования и систем отрасли.
В период прохождения учебной (слесарной и станочной) практики для получения первичных профессиональных навыков студент должен освоить одну или несколько родственных профессий: слесарь-ремонтник, монтажник оборудования предприятий соответствующей отрасли.
Содержание учебной практики, изложенное в пособии соответствует примерной программе "Производственная (профессиональная) практика" по специальностям 150411 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)", 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 190605«Техническая эксплуатация подъемно транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования» Исходя из требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по техническим специальностям, можно сформулировать основные цели и задачи учебной (слесарной и станочной) практики для получения первичных профессиональных умений и навыков.
Учебная практика имеет своей целью дать студентам первичные сведения и навыки по рабочим профессиям, а также решает задачи:
-
подготовки студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;
-
формирование у студентов умений и навыков в выполнении основных слесарных операций;
-
освоение технологии обработки деталей на металлообрабатывающих станках;
-
формирование у студентов умений и навыков в изготовлении простых деталей;
-
обеспечение межпредметных связей, а также связи практики с теоретическим обучением.
Слесарная и станочная практики проводятся в учебно-производственных мастерских (УПМ) техникума. УПМ должны иметь слесарный, механический и сварочный участки с достаточным количеством рабочих мест, быть оснащены оборудованием, инструментами, индивидуальными и коллективными средствами защиты согласно нормам техники безопасности и санитарии.
Данное пособие содержит описание упражнений, которые выполняются во время прохождения учебной практики при освоении первичных профессиональных умений и навыков, работать по смежным профессиям: слесаря, токаря, сверловщика, фрезеровщика и шлифовщика.
Материал пособия не выходит за пределы требований единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) для 1 и 2, а в отдельных случаях 3-го разрядов, каждая тема учебной практики рассчитана на одно или несколько занятий продолжительностью 6 часов. Это облегчает планирование занятий, загрузку рабочих мест в учебных мастерских на протяжении всего периода практики. В каждой теме рассмотрено оснащение рабочего места оборудованием, инструментом, заготовками и вспомогательными материалами, требующимися для проведения каждого занятия.
Пособие содержит справочные сведения о металлах, конструкционных и инструментальных материалах, режущих инструментах, слесарно-монтажных и контрольно-измерительных инструментах, об использовании их при прохождении учебной практики.
С учетом специфики нефтяного производства в тему 3 включена тема "Трубопроводные работы".
Данное пособие содержит общий курс слесарной подготовки. Этот курс также входит в программу обучения квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждения НПО (таких, как наладчик станков-автоматов, монтажник металлоконструкций и оборудования по отраслям, электромонтажник, и другим, которым необходимы навыки проведения слесарных работ).
В пособии подробно рассмотрена каждая операция, приведены научно-технические принципы, даны необходимые теоретические обоснования, критерии, технические требования, описаны специальные инструменты, приспособления и материалы, используемые для конкретной операции, основные правила выполнения операций и их разновидностей, оценка качества выполненных работ, типичные дефекты, причины их появления и способы предупреждения. Кроме того, рассмотрены устройство, принцип действия и правила использования средств механизации операций и характерных видов работ. В конце каждой темы приведены контрольные вопросы.